Логопедия
-
Сценарий театрализованного представления «Угодье Потапыча» для детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь») 2023
Детям предлагается не просто быть слушателями, знакомясь с традиционным содержанием русской народной сказки (или обновлением содержания сказки в памяти), им дается уникальная возможность выступить соавтором текста новой сказки по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь", активизировать свое воображение и ввести в сюжет других героев. Вопросы и задания по содержанию сказки могут быть самыми разнообразными, посильными по уровню восприятия детей, а также активизирующие познавательную и речевую деятельность и интерес к творческому процессу.
-
Дидактические игры-пятиминутки в помощь начинающим учителям-логопедам школы 2023
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. В данной статье предоставлена работа по переработке дидактического материала известных авторов в логопедические игры-пятиминутки, помогающие учителям-логопедам рассчитать свое время на занятиях.
-
Программа коррекционной работы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). 1–4-е классы 2023
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) составлена в соответствии с ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию.
-
Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО» 2023
Представлен план консультации для воспитателей «Формирование предпосылок к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО».
-
Дидактическое пособие для детей от 2-х лет «Ралли». Увлекательная гонка, позволяющая тренировать дыхание 2023
Цель методики: развитие правильного типа физиологического дыхания (диафрагмального или смешанного); увеличение объема дыхания; развитие плавного длительного направленного выдоха; дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха; тренировка саморегуляции.
-
Дидактическое пособие для логопедов, родителей и детей по постановке и изолированной автоматизации звуков С,Сь, З, Зь, Ц, Ть, Дь, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Рь, Л, Ль 2023
Задачи пособия: познакомить ребенка с «трудными» для произношения согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (ассоциация артикуляции определенного звука с картинками-схемами, слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука); научить ребенка самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно близких и далёких звуков; сформировать у ребёнка умение дифференцировать звуки на слух и в произношении; познакомить с буквами, которыми на письме обозначаются изучаемые звуки.
-
Обобщающее логопедическое занятие за II четверть для обучающихся 3-х классов со статусом ОВЗ (АООП ТНР 5.1, АООП ЗПР 7.1) с лексической темой «Государственные символы России» 2023
Для участия в конкурсе: «Государственные символы России» мною был выбран нетрадиционный подход по ряду причин. Во-первых, хотелось сделать именно логопедическое занятие. Во-вторых, после изучения данной темы, я поняла, что единственная цель, которую я могу перед собой поставить на данный момент: третьеклассники должны знать Государственные символы России, испытывать уважение к этим символам.
-
Логопедический досуг для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Проводы Осени" 2023
Цель занятия: закрепить знания детей по пройденным осенью лексическим темам в игровой форме (овощи, фрукты, осень, деревья осенью, осенняя одежда и обувь, перелетные птицы, дикие животные готовятся к зиме).
-
Межполушарное взаимодействие основа интеллектуального развития ребенка с речевыми нарушениями 2023
Человеку необходима работа, как левого, так и правого полушария, поэтому с самого детства очень важно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будут интеллектуальные способности: восприятие, внимание, мышление, речь. Межполушарное воздействие – это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему.
-
Развитие пространственного мышления дошкольника на занятиях по автоматизации звуков 2023
Если спросить у современных родителей, какими навыками должен владеть ребёнок при поступлении в школу, то многие ответят: он должен уметь читать, писать, рисовать. Но мало кто из них задумывается о таком необходимом и важном навыке, как ориентировка в пространстве. Как же учитель-логопед может помочь ребёнку в развитии пространственного мышления и пространственной лексики, проводя работу по коррекции звукопроизношения?
-
Эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников 2023
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Выделяют три периода процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников.
-
Коррекционный логопедический курс "Пишу красиво. Читаю правильно" 2023
Программа курса внеурочной деятельности направлена на профилактику и преодоление сложных форм дисграфии, дислексии; предупреждение и коррекцию дизорфографии, способствует освоению школьной программы по русскому языку и чтению у младших школьников с ОВЗ. Цель программы: коррекция и профилактика дисграфии и дислексии у обучающихся с особыми возможностями здоровья.
-
Логопедическое сопровождение детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования 2023
В статье описаны особенности коррекционной работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
-
Логосказка «Как звери бельчат спасали». Тема: "Предлоги. Лексический материал темы «Животные леса»" 2023
Цель: Формирование лексико-грамматической компетенции. Образовательная задача: Уточнить знания детей о животных леса, как о диких животных. Коррекционные задачи: закрепить в речи предлоги: на, с, под. Научить использовать в речи предлог: из-под; продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже; упражнять детей в ответах на вопросы по сюжету сказки; по содержанию сказки «Как звери бельчат спасали» словосочетанием, фразой в правильной грамматической форме.
-
Развитие связной речи у детей с ОНР посредством использования мнемотаблиц 2023
Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни – очень трудно. Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности. Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.
-
Логопедическое упражнение «КиноЛента» 2023
На коррекционных занятиях, направленных на автоматизацию поставленного звука, необходимо сформировать мотивационную сферу и вовлекать детей в активное соревнование. Было замечено, что, при соединении методики корректурной пробы и непосредственной автоматизации звука в словах, этап усвоения звука проходит быстрее и эффективнее. При такой работе можно увидеть уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять задания.
-
Проблема речевой компетенции детей-инофонов, билингвов, мигрантов в формировании толерантных взаимоотношений в условиях дошкольного учреждения 2023
В образовании встает проблема взаимодействия с детьми-мигрантами из стран Средней Азии и Кавказа, т.к. они входят в «группу риска» по проблемам адаптации в коллективе из-за незнания или недостаточного знания языка, на котором проводится обучение, и культурных особенностей страны. Каждый язык имеет свою фонематическую (звуковую) систему и определенные закономерности грамматического строя. В связи с этим в процессе овладения устной речью языковые закономерности одного языка будут вступать в противоречие с еще плохо усвоенными закономерностями другого языка. А психологический конфликт и афферентные состояния у этих детей могут усугублять проявления нарушений речи: фонетику и фонематику (произношение и различение звуков), лексику и грамматику. Речь таких детей характеризуется многообразными нарушениями произношения звуков, не сформированностью лексико-грамматического оформления и, как следствие, нарушение понимания речи.
-
Развитие речевого дыхания специальными упражнениями дома 2023
Видеть своего ребенка счастливым – мечта каждого родителя. Счастье рождается здесь и сейчас. Ребята рады встрече, удивлены, горят блеском глаза - они счастливы! А что же родители? Ведь онлайн-конференции задумывались, готовились и проводились для них. В наш Век Интернета можно найти практически любую информацию, но живое человеческое общение заменить ничто не может. Общаясь в таком формате, мы – дети, родители, педагоги самосовершенствуемся. Логопед, психолог, учитель, воспитатель постоянно растёт, как специалист и как личность, получая полезный опыт проведения дистанционных занятий и онлайн-конференций. Дети получают радость, преодолевая трудности, а вместе с тем полезный опыт. Родители получают возможность самовыражения. Эти яркие впечатления надолго останутся в наших сердцах!
-
Буклет: "Развитие речевого дыхания" 2023
Буклет предлагается родителям и воспитателям для занятий с дошкольниками. В последнее время остро встали вопросы оказания логопедической помощи дошкольникам. По статистике, число детей с речевыми нарушениями увеличивается. Задача логопеда – не только поставить звуки. Он также занимается расширением словарного запаса, обучением ребенка грамоте и связной речи, исправлением ошибок. Он поможет во всех случаях, когда речевое развитие ребенка происходит с опозданием и отклоняется от нормы. Одно из главных условий нормального звукопроизношения – правильное дыхание. Благодаря его развитию улучшается голосовая функция, речь становится плавной и спокойной, ребенок учится правильно произносить отдельные звуки. Вашему вниманию предоставляется буклет, в котором собраны интересные и полезные упражнения по развитию правильного дыхания ребенка. Вместе играя, вы занимаетесь!
-
Рекомендации учителя-логопеда воспитателю и родителям по индивидуальной работе с дошкольниками с ОВЗ 2023
Цель рекомендаций: помочь воспитателю спланировать коррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления полученных речевых умений и навыков на логопедических коррекционно- развивающих занятиях. Успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько хорошо организована взаимосвязь с воспитателем – непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса. В рекомендациях предусмотрена работа по развитию фонетико- фонематических, лексико-грамматических, неречевых процессов и по развитию связной речи. В основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, преобладание ведущей деятельности дошкольника – игры.
-
Взаимодействие с родителями детей с общим недоразвитием речи в контексте ФОП ДО 2023
С введением ФОП перед педагогами и специалистами ДОУ ставится цель, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. В статье раскрываются наиболее эффективные формы работы с родителями детей с общим недоразвитием речи.
-
Презентация логопедического занятия "Дифференциация звуков Ч–Щ в словах и предложениях" 2023
К логопедическому занятию представлена презентация по теме "Дифференциация звуков ч–щ в словах и предложениях". На занятии проводится беседа о характерных признаках звуков [Ч], [Щ].
-
Конспект интегрированного занятия логопеда и воспитателя по лексической теме “День Республики Татарстан” 2023
Цель занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, развитие художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования; активизация словаря, расширение представлений детей о территории Татарстана, национальностей, живущих в нём, совершенствование грамматического строя речи; воспитание уважения к различным национальностям республики, их культуре, языку, воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе, воспитание чувство гордости за свой народ.
-
Формирование навыка пересказа в дошкольном возрасте 2023
Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников – одна из важнейших задач детского сада. В норме развивающийся ребенок, к семи годам овладевает основными формами устной речи (внешней устной и внутренней, диалогической и монологической). В детском саду обучению дошкольников рассказыванию уделяется особое внимание, т.к. именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Овладение ребенком навыками пересказа окажет неоценимую помощь при обучении в школе.
-
Развитие орфографической зоркости у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях 2023
Орфографическая зоркость невозможна без развитого фонематического слуха. Формирование фонематического слуха мы начинаем с первых занятий. Логопедическая работа в данном направлении включает в себя развитие фонематического анализа и синтеза и формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Развитие фонематического слуха на логопедических занятиях способствует успешному формированию у детей четкого образа звука, развитию умения соотносить звук и букву, формирует способность “слышать“ фонему в слабой позиции, что является важным для предупреждения ошибок на письме и развития орфографической зоркости у младших школьников.
-
Преодоление кинестетической апраксии у больных с афферентной моторной афазией в процессе растормаживания речи 2023
Преодоление кинестетической апраксии должно осуществляться по специальной разработанной программе. Этапы логопедической работы определяется степенью нарушения речи, формы афазии и апраксии степени выраженности дефекта, индивидуальных особенностей больных. Для восстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторные механизмы. Прием растормаживания речи является основным методом преодоления апраксии на всех этапах коррекционного воздействия.
-
Как распознать аутизм у ребёнка на ранних стадиях 2023
Аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Как же распознать аутизм у ребёнка, есть несколько верных признаков поведения ребёнка при аутизме.
-
Использование здоровьесберегающих технологий и методик в музыкальном воспитании дошкольников 2023
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
-
Развитие сукцессивных функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов нейрогимнастики 2023
Задачи урока: закреплять гласные звуки и буквы; упражнять в умении образовывать уменьшительную форму своего имени; упражнять в употреблении в речи пространственных предлогов и наречий (за, перед, после, между, вначале, в конце).
-
Конспект открытого занятия по лексической теме "Рыбы" в подготовительной группе 2023
Цель занятия: продолжить формировать у детей представления о среде обитания, питании и строении рыб. Программное содержание: расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания.