Развитие речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Техника выполнения упражнений:
- глубокий вдох через нос - продолжительный и плавный выдох через рот
- плечи не поднимать
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
- упражнения проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении.
1. «Футбол». Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2. «Ветряная мельница». Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
3. «Снегопад». Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
4. «Листопад». Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
5. «Бабочка». Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
6. «Кораблик». Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
7. «Одуванчик». Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
8. «Шторм в стакан». Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
9. «Подуем на плечо»
Подуем на плечо,
подуем на другое.
Нам солнце горячо,
пекло дневной порою.
Подуем мы на грудь
и грудь свою остудим.
Подуем мы на облака
и остановимся пока.
10. Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.
11. «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
12. «Заморозим ладошку» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
13. Повторить упр. 11, 12 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усиленном выдохе.
14. «Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони.
15. Повторить упр. 14 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
16. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У, (О) Ы, И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, под контролем положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука.
17. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:
а) АУ, УА.АО, ОА, АИ, УИ, ИУ...
б) АУИ, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА...
18.Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов:
а) ФА-ФА, ХА-ХА...
б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА...
в) ФА-ФА, ФА-ФА-ФА
ХА-ХА, ХА-ХА-ХА
19. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
а) ХА-ХО-ХИ, ХО-ХИ-ХА
б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ
(Примечание: звуки X, Ф берутся т.к. они наиболее легкие в произношении и практически)
20. Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить: «у-у-у».
Мчится поезд во весь дух (круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками)
Чух-чух! Чух-чух! Паровоз гудит (остановиться):У-у-у-у-у-у-у (погудеть).