Дидактические игры-пятиминутки в помощь начинающим учителям-логопедам школы

Разделы: Логопедия


Каждый учитель знает, что даже хорошо подготовленный урок может пойти не по плану. Также происходит и на занятиях у учителя-логопеда. В некоторых группах занятие идёт легко, обучающиеся успевают сделать всё запланированное учителем-логопедом. Но, бывают занятия, когда понимаешь, что до конца ещё минут 5-7, а всё запланированное уже сделано. Или может сложиться такая ситуация: занятие заканчивается, следующее подготовленное задание обучающиеся явно не успевают сделать, а детей отпускать ещё рано. В таких случаях меня выручают дидактические игры, которые я подготовила, опираясь на задания известных авторов. Все задания модифицированы под мою работу.

Основное правило при работе с этими играми: первое знакомство с игрой должно быть запланировано в конспекте занятий в начале учебного года. Далее в игре меняется только речевой материал, возможно лёгкое усложнение. Обучающиеся должны сами рассказывать правила работы с карточками. На каждую игру надо постепенно заготовить около 20 карточек с разным речевым материалом, для разных возрастов обучающихся. Любая игра должна быть подчинена теме урока, тогда она дает большой результат. На логопедических занятиях это достаточно легко сделать (звуки, буквы, слоги и т.д.).

Список игр-пятиминуток, с которыми я чаще всего работаю на занятиях. К каждой игре прикреплена рабочая карточка.

1. Игра «Шрифты». Автор Нефедова О.В.

Цель: развитие оптико-пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.

Задание: необходимо выделить буквы, написанные одинаковым шрифтом, прочитать и записать слова.

Приложение 1

2. Игра «Читаем без гласных». Автор Оглоблина И.Ю.

Цель: закрепление навыка чтения слов без гласных; развитие речи, памяти, мышления; уточнение и обогащение словарного запаса.

Задание: на карточке написаны согласные буквы на расстоянии друг от друга, надо вписать определенную гласную букву. Вначале задания произносится стишок:

Мы обычные слова, всех нас знает каждый,
Мы содержим букву А (О, Е, И) трижды или дважды.
Иногда всего одну (может быть в начале).
Но сегодня… ну и ну! - Все они сбежали.

Приложение 2

3. Игра «Цепочки слов». Авторы Шпильман Ю., Навроцки Д.

Цель: развитие оптико-пространственных представлений, аналитико-синтетической деятельности, уточнение и обогащение словарного запаса.

Задание: на карточке написана линия букв, вверху написана подсказка, как отделить слово от слова. Надо записать слова, выполнить задания учителя-логопеда.

Приложение 3

4. Игра «Реконструкция слов». Автор Эдигей В.

Цель: воспитание интереса к учению, стремление к овладению знаниями, обучения чтению, тренировка фонетических навыков.

Задание: на карточке написана анаграммы (набор букв, составляющих слово, представленных в произвольном порядке), необходимо расшифровать слова, записать их в клеточки, выполнить задания на листе.

Внимание: в данной игре надо придерживаться порядку реконструкции, предложенных автором (Эдигей В.). Получается 44 карточки с разным уровнем сложности. У меня обычно первые 22 карточки идут во 2-ом классе, последующие в 3-ем.

Приложение 4

5. Игра «Паутинка». Автор Яворская О.Н.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза, формирование умений анализировать предложения по словам, совершенствование оптико-пространственных представлений, закрепление навыка чтения слогов и слов.

Задание: на карточке слоги соединены между собой линиями, ориентируясь на них обучающиеся обводят линии и выписывают слоги, собирая из них слова. Для младших классов (конец 1-го, начало 2-го) мною уже сделана подсказка (слоги объединены в слова), более старшие обучающиеся сами объединяют слоги в слова. Есть два варианта задания: по паутинке собирают слова, по паутинке собирают загадку.

Приложение 5. Приложение 6.

Вам предоставлены одни из основных игр-пятиминуток, которыми я пользуюсь на занятиях. Таких игр достаточно много и с ними не только интересно работать с обучающимися, их интересно находить и подстраивать под свою работу.

Литература

  1. Игра «Шрифты». Автор Нефедова О.В. Данную работу не имею в печатном виде, нашла только в интернете. Ссылка
  2. Оглоблина И.Ю. Пишем без ошибок: Рабочая тетрадь для исправления нарушений письменной речи. 2-4 классы: пособие для учащихся учреждений общего среднего образования - 2-е изд. - Мозырь: Белый Ветер, 2015. - 55с.
  3. Шпильман Ю., Навроцки Д. Словообразики для детей 5-7 лет. Игровые тетради № 1, № 2 со словесными заданиями. - М.: МЦНМО, 2020. - 32с.
  4. Эдигей В.Б. Новое чтение: Механические навыки чтения. Дидактический материал. Часть 1. - М.: УЦ «Перспектива», 2003 - 128с.
  5. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10) лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб: КАРО, 2007. - 112 с. + 24с. цв. вклейка. - (Серия «Мастер-класс логопеда»)
  6. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы). - СПб: КАРО, 2014. - 176с. + ил. - (Серия «Мастер-класс логопеда»)