С введением ФОП перед педагогами и специалистами ДОУ ставится цель, сделать родителей активными участниками педагогического процесса, создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. В статье раскрываются наиболее эффективные формы работы с родителями детей с общим недоразвитием речи.
В эпоху педагогического просвещения родителей и введения в ДОО дополнительных услуг тема взаимодействия педагогов и родителей стала особенно актуальна. Главными воспитателями признаны родители. Семейное воспитание является первостепенным. Но если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья, то взаимодействие становится более ранним и тесным, так как таким ребятам нужна своевременная помощь.
Взаимодействие с родителями прописано в ФОП ДО и является важным психолого-педагогическим условием реализации программы. Ни одна задача не может быть качественно реализована без сотрудничества с родителями. В этом документе говорится об оказании детям коррекционной помощи, об отношении к родителям как к полноправным участникам педагогического процесса, о необходимости информирования их.
Различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей является одной из важных проблем. Зачастую родители в силу невладения необходимыми педагогическими знаниями и умениями не участвуют в работе по исправлению речевых дефектов у детей. Отсутствие свободного времени для занятий с детьми дома также вызывают определенные трудности. Поэтому многие родители функции воспитания перекладывают на педагогов ДОУ, в том числе и логопедов. Тем самым возникает необходимость более тесного взаимодействия специалистов детского сада с родителями. Эффективность работы с детьми повышается при условии вовлечения родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс.
Мы в своей работе используем следующие наиболее удачные формы работы с родителями.
Родительские собрания - хорошо себя зарекомендовавший вид работы, могут проводиться в разных формах: деловая или ролевая игра, конференция, диспут или консилиум, тренинг, КВН, викторина, конкурс.
Мастер-классы помогают родителям приобрести необходимые практические навыки.
Семинары-практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми в домашних условиях проводятся по различным темам. Например, «Учимся вместе», где совместно с мамой и ребенком разучиваются приемы артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
Информационные формы работы позволяют познакомить родителей с вопросами логопедической направленности. Это могут быть стенды, папки-ширмы, выставки, письменные консультации, буклеты, памятки и листовки.
На индивидуальных консультациях родители получают от педагогов объективное представление о том, как их дети осваивают программу. Важно во время беседы создать доброжелательный контакт. Беседа не должна носить монолог педагога. Взаимодействие направлено на установление партнерских отношений. Педагог учитывает мнение родителей, своевременно и полно информирует их об успехах и проблемах ребенка.
Постепенно родители вливаются в процесс коррекционной работы, для чего приглашают на практические занятия учителя-логопеда, который освещает ту или иную тему. Наиболее востребованы следующие консультации: «Развитие фонематического слуха», «Артикуляционная гимнастика», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Звуко-буквенный анализ и синтез слов».
Творческие формы работы с родителями также широко нами используются. Это и участие в групповых проектах, позволяющее родителям вместе с детьми активно участвовать в разных мероприятиях. Разработка и реализация совместных проектов позволяет заинтересовать родителей и вовлекать в жизнь детей в детском саду. Также родители вовлекаются в изготовление пособий для занятий с детьми, создание картотеки игр и пособий.
В практике логопедов появляются и такие новые формы работы с родителями как интерактивная взаимосвязь: индивидуальные консультации родителей через интернет, на сайте ДОУ, репортажи. Для знакомства родителей с развивающими и обучающими компьютерными программами используются мультимедийные материалы к занятиям. Чаще всего для этого проводятся тематические выставки с представлением различных медиа-объектов и упоминанием специальных логопедических порталов и сайтов. Самостоятельно подготовленные логопедом видео-консультации по различным темам предлагаются родителям для скачивания и ознакомления.
Использование различных форм взаимодействия с родителями дает нужные результаты: у родителей появляется интерес к содержанию образовательного процесса, совместная деятельность родителей и детей с педагогами положительно влияет на дошкольников, а главное - создается взаимоуважительная атмосфера.
Таким образом, можно утверждать, что работа с родителями должна вестись по принципу целенаправленности, систематичности и дифференцированного подхода с учетом специфики каждой семьи. Только согласованными действиями родителей, воспитателей и логопедов достигаются наилучшие результаты в речевом развитии детей.
Литература
- Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. - СПб: Детство-Пресс, 2013