Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок к обучению грамоте в соответствии с ФОП ДО»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) в пункте 2.6 (изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N 955) в образовательную область "Речевое развитие" включено формирование предпосылок к обучению грамоте.

В содержательном разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) определены задачи и содержание образовательной деятельности по формированию предпосылок к обучению грамоте.

Возраст

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Раздел «Подготовка руки к письму»

3-4 года

Развитие звуковой культуры речи, управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонетического восприятия ребёнка.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев.

4-5 лет

Знакомство со звучащим словом, его протяжностью (длинные и короткие слова); различение на слух твёрдых и мягких согласных (без терминов); овладение способами интонационного выделения первого звука в слове; определение и изолированное произношение первого звука в слове; называние слов на заданный звук.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

5-6 лет

Выделение гласного (согласного) звука из ряда звуков, слогов, слов; различение на слух твёрдых и мягких согласных (вводятся термины); деление слов на слоги; графическая запись слогового деления; выделение словесного ударения и определение его места в структуре слова; ударный и безударный гласный звук; проведение звукового анализа односложных слов без стечения согласных; характеристика звуков (гласный, согласный, твёрдый согласный, мягкий согласный); схемы звукового состава слов; составление предложений по живой модели; определение количества и последовательности слов в предложении; условно-графические модели предложений.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

6-7 лет

Проведение звукового анализа слов из трёх-пяти звуков; характеристика звуков (гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие); выделение словесного ударения; деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами; составление слов с двумя открытыми слогами; составление предложений из 2-4 слов; определение количества и последовательности слов в предложении; знание букв; чтение слогов, слов и предложений.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

Младшая группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Задачи

Содержание образовательной деятельности

Приёмы

Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане.

Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф).

Артикуляционная гимнастика.
Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ква] - квакает лягушка.

Развитие речевого внимания и произносительных навыков.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
(Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно).

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Управление движениями рук и пальцев.

Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
Рисование фломастером по пунктирным линиям.
Закрашивание предметов, не выходя за контуры.

Средняя группа

Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

Продолжать практически знакомить с термином «слово».

Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия.

Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение».

Обобщение и классификация предметов.

Игры «Назови правильно», «Звук потерялся».

Знакомство с термином «слово».

Моделирование слова в виде прямоугольника.

Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже.

Знакомство с многообразием слов.

Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее».

Сопоставление близких по звучанию слов.

Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами».

Сравнение слов по звуковым характеристикам.

Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?».

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие).

Сравнение слов по звучанию.

Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов.

Продолжать практически знакомить с термином «звук».

Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру).

Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу».

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов).

Различение на слух твёрдых и мягких согласных.

Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука».

Определение твёрдых и мягких согласных.

Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон».

Учить способам интонационного выделения звука в словах.

Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить.

Игра «Будь внимательным».

Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук.

Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче.

Определять и изолированно называть первый звук в словах.

Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук.

Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче.

Формировать умение называть слова с заданным звуком.

Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке.

Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение некоторыми графическими навыками.
Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает.

Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
Рисование по точкам.
Закрашивание рисунка.
Штриховка.

Старшая группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Формировать понятия «звук», «гласный звук»

Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук.

Формировать понятие «согласный звук».

Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука.
Выделение слов из предложения, текста, в которых есть заданный звук.
Отбор слов, названия которых начинаются с заданного звука.

Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение.

Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук.

Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков.

Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
Игра «Тим и Том».

Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги.

Формирование представления о слоге как части слова.

Игра «Слова и слоги».

Деление слов на слоги.

Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
двусложные слова с открытыми слогами (папа); двусложные слова с закрытым слогом (вагон); двусложные слова со стечением согласных (банка); двусложные слова из двух закрытых слогов (башмак).

Моделирование слогового состава слова.

Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части).

Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова.

Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова.

Моделирование слова с ударным и безударным слогом.

Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук.

Формирование понятий ударный и безударный гласный звук.

Игра «Позови слово».

Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков.

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний.

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
2. Составление графической схемы слияния звуков.

Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов.

Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ).

Игра «Слоговые домики».

Алгоритм анализа.

1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
2. Составление графической схемы слога.

Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный).

Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит).

Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей).

Фонемный анализ.

1. Моделирование графической схемы слова.
2. Определение количества звуков в слове.
3. Перечисление звуков в слове по порядку.
4. Характеристика каждого звука.

Познакомить с термином «предложение».

Составление простых нераспространённых предложений.

Игра «Живое предложение из слов».
Составление предложений по 1-фигурным сюжетным картинкам с помощью вопросов.
Составление простых распространённых предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов и условно-графической схемы предложения.

Знакомство с термином «предложение».

Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения).

Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш).

Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
2. Печатанье букв по точкам, а затем самостоятельно.
3. Лепка, штриховка в разных направлениях, рисование по пунктиру.
4. Ориентировка на листе бумаги.

Подготовительная группа

Раздел: «Освоение фонетической стороны речи»

Закреплять представления о гласных и согласных звуках.

Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков.

Игра «Преграда, без преград».

Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков.

Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков.

Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
односложные слова со стечением согласных (клык).

Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова.

Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец).

Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук».

Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Деление слов на слоги.

Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны).

Формировать умение составлять слова из слогов.

Составление слов с двумя открытыми слогами.

Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово».

Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов.

Анализ простого двусоставного предложения.

Алгоритм анализа предложения:

1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
2. Моделирование предложений с помощью полосок разной длины.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Правильно называть буквы русского алфавита.

Игра «Скажи, как меня зовут».

Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений.

Чтение слияний гласных звуков.
Чтение обратных и прямых слогов, слов, предложений из 2-3 слов с пройденными буквами.

Игра «Прочитай-ка».

Раздел: «Подготовка руки к письму»

Способствовать развитию графических навыков.

Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками.

1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
2. Узнавание наложенных и «зашумленных» изображений пройденных букв.
3. Графические диктанты в тетрадях по речевой инструкции.
4. Штриховка, закрашивание контуров предметов, орнаментов, сюжетных картинок.

Литература

  1. Парциальная образовательная программа дошкольного образования программа «От звука к букве». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В.Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с. Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)
  2. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". Колесникова Е.В. - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 64 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
  3. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»/ Е.В.Колесникова - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 80 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
  4. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я» 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 80 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
  5. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради « Я начинаю читать» Колесникова Е.В. - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 64 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
  6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) (с изменениями и дополнениями).