В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.) в пункте 2.6 (изменен с 17 февраля 2023 г. - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. N 955) в образовательную область "Речевое развитие" включено формирование предпосылок к обучению грамоте.
В содержательном разделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) определены задачи и содержание образовательной деятельности по формированию предпосылок к обучению грамоте.
Возраст
|
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
Раздел «Подготовка руки к письму» |
3-4 года |
Развитие звуковой культуры речи, управление артикуляционным аппаратом, совершенствование фонетического восприятия ребёнка. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
|
4-5 лет |
Знакомство со звучащим словом, его протяжностью (длинные и короткие слова); различение на слух твёрдых и мягких согласных (без терминов); овладение способами интонационного выделения первого звука в слове; определение и изолированное произношение первого звука в слове; называние слов на заданный звук. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
|
5-6 лет |
Выделение гласного (согласного) звука из ряда звуков, слогов, слов; различение на слух твёрдых и мягких согласных (вводятся термины); деление слов на слоги; графическая запись слогового деления; выделение словесного ударения и определение его места в структуре слова; ударный и безударный гласный звук; проведение звукового анализа односложных слов без стечения согласных; характеристика звуков (гласный, согласный, твёрдый согласный, мягкий согласный); схемы звукового состава слов; составление предложений по живой модели; определение количества и последовательности слов в предложении; условно-графические модели предложений. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
6-7 лет |
Проведение звукового анализа слов из трёх-пяти звуков; характеристика звуков (гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие); выделение словесного ударения; деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами; составление слов с двумя открытыми слогами; составление предложений из 2-4 слов; определение количества и последовательности слов в предложении; знание букв; чтение слогов, слов и предложений. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
Младшая группа |
||||
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
||||
Задачи |
Содержание образовательной деятельности |
Приёмы |
||
Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. |
Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф). |
Артикуляционная гимнастика.
|
||
Развитие речевого внимания и произносительных навыков. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото».
|
|||
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
||||
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
|
Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому.
|
||
Средняя группа |
||||
Раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи» |
||||
Продолжать практически знакомить с термином «слово». |
Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия. |
Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение». |
||
Обобщение и классификация предметов. |
Игры «Назови правильно», «Звук потерялся». |
|||
Знакомство с термином «слово». |
Моделирование слова в виде прямоугольника. |
|||
Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже. |
Знакомство с многообразием слов. |
Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее». |
||
Сопоставление близких по звучанию слов. |
Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами». |
|||
Сравнение слов по звуковым характеристикам. |
Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова?». |
|||
Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие). |
Сравнение слов по звучанию. |
Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов. |
||
Продолжать практически знакомить с термином «звук». |
Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике (высоте, силе, тембру). |
Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу». |
||
Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов). |
Различение на слух твёрдых и мягких согласных. |
Игры: «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра», «песенка жука». |
||
Определение твёрдых и мягких согласных. |
Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К-Кь», «Б-Бь»: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове (мягко, твёрдо).
|
|||
Учить способам интонационного выделения звука в словах. |
Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить. |
Игра «Будь внимательным». |
||
Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук. |
Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче. |
|||
Определять и изолированно называть первый звук в словах. |
Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук. |
Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче. |
||
Формировать умение называть слова с заданным звуком. |
Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке. |
Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра». |
||
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
||||
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение некоторыми графическими навыками.
|
Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов.
|
||
Старшая группа |
||||
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
||||
Формировать понятия «звук», «гласный звук» |
Выделение гласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
|
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. Моделирование гласного звука. Красный кружочек или квадрат - гласный звук. |
||
Формировать понятие «согласный звук». |
Выделение согласного звука из ряда звуков, слогов, слов.
|
Игры «Ушки - послушки», «Соотнеси картинки с заданным звуком», «Подбери слова на заданный звук», «Где звук живёт?»: на схеме указать место звука в слове (начало, середина, конец), используя условное обозначение. |
||
Формировать понятия твердый согласный звук, мягкий согласный звук. |
Формирование понятий о твердости и мягкости согласных звуков. |
Моделирование согласных звуков. Синим кружочком или квадратом обозначают твердый согласный звук, а зелёным - мягкий согласный.
|
||
Познакомить с термином «слог», учить делить слова на слоги. |
Формирование представления о слоге как части слова. |
Игра «Слова и слоги». |
||
Деление слов на слоги. |
Игры «Раздели правильно», «Болельщики», «Поздравляем»:
|
|||
Моделирование слогового состава слова. |
Модель (прямоугольник или горизонтальная линия, разделенная вертикальной линией на две части). |
|||
Формировать умение выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова. |
Выделение одного из слогов в слове большей силой голоса в сравнении с другими и определение его места в структуре слова. |
Моделирование слова с ударным и безударным слогом. |
||
Формировать понятия ударный гласный, безударный гласный звук. |
Формирование понятий ударный и безударный гласный звук. |
Игра «Позови слово». |
||
Формировать умение производить анализ и синтез звукосочетаний из гласных звуков. |
Звуковой анализ и синтез звукосочетаний. |
Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в звукосочетания.
|
||
Формировать умение производить звуковой анализ и синтеза закрытых и открытых слогов. |
Звуковой анализ и синтез закрытых слогов (ГС). |
Игра «Слоговые домики». Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
|
||
Звуковой анализ и синтез открытых слогов (СГ). |
Игра «Слоговые домики». Алгоритм анализа.
1. Взрослый произносит звуки по порядку, а ребёнок их соединяет в слог.
|
|||
Формировать умение производить анализ слов различной звуковой структуры, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласный, согласный, твердый согласный, мягкий согласный). |
Звуковой анализ односложных слов без стечения согласных (кот, кит). |
Игра «От слова к звукам» (слова подбираются из звуков сохранных в произношении детей). Фонемный анализ.
1. Моделирование графической схемы слова.
|
||
Познакомить с термином «предложение». |
Составление простых нераспространённых предложений. |
Игра «Живое предложение из слов».
|
||
Знакомство с термином «предложение». |
Анализ состава предложения, моделирование с помощью полосок разной длины (условно-графическая схема предложения). |
|||
Формировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. |
Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука. |
Соотнести предметные картинки (ухо, глаз, рот, карандаш). |
||
Формирование умения находить букву среди других букв алфавита. |
Игры «Чудесный мешочек», «Найди соседа букве», «Буквы рассыпались», «Подчеркни какую-либо букву в тексте». |
|||
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
||||
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Составление букв из палочек, выкладывание из шнурка и мозаики.
|
||
Подготовительная группа |
||||
Раздел: «Освоение фонетической стороны речи» |
||||
Закреплять представления о гласных и согласных звуках. |
Закрепление отличительных признаков гласных и согласных звуков. |
Игра «Преграда, без преград». |
||
Освоить навыки звукового анализа и синтеза слов из трёх-пяти звуков. |
Звуковой анализ и синтез слов из трех - пяти звуков. |
Игра «От слова к звукам»: односложные слова без стечения согласных (мак); двусложные слова с открытыми слогами (лужа); двусложные слова с закрытыми слогами (бублик); двусложные слова со стечением согласных (трава);
|
||
Совершенствовать умение выделять звук на фоне слова. |
Выделение звука на фоне слова (начало, середина, конец). |
Игра «Соотнеси картинки с предметами, в названии которых слышится заданный звук». |
||
Совершенствовать умение делить слова на слоги. |
Деление слов на слоги. |
Игры «Болельщики», «Поздравляем»: деление на слоги трехсложных слов с открытыми слогами (батоны, вагоны). |
||
Формировать умение составлять слова из слогов. |
Составление слов с двумя открытыми слогами. |
Игры «Доскажи словечко», «Собери слово», «Рассыпалось слово». |
||
Формировать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-4 слов. |
Анализ простого двусоставного предложения. |
Алгоритм анализа предложения:
1. Определение количества и последовательности слов в предложении.
|
||
Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. |
Правильно называть буквы русского алфавита. |
Игра «Скажи, как меня зовут». |
||
Сформировать навыки чтения и печатания отдельных слогов, слов и коротких предложений. |
Чтение слияний гласных звуков.
|
Игра «Прочитай-ка». |
||
Раздел: «Подготовка руки к письму» |
||||
Способствовать развитию графических навыков. |
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими навыками. |
1. Конструирование и трансформирование пройденных букв из различных материалов.
|
Литература
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования программа «От звука к букве». Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В.Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с. Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)
- Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". Колесникова Е.В. - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 64 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
- Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»/ Е.В.Колесникова - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 80 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я» 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 80 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие к рабочей тетради « Я начинаю читать» Колесникова Е.В. - 3-е изд., стер. - Москва: Просвещение, 2023. - 64 с.: ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты).
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) (с изменениями и дополнениями).