Цель: закрепить знания детей по пройденным осенью лексическим темам в игровой форме (овощи, фрукты, осень, деревья осенью, осенняя одежда и обувь, перелетные птицы, дикие животные готовятся к зиме).
Оборудование:
- костюм Осени;
- осенние листочки по кол-ву детей;
- картинки демонстрационные: деревьями; лиса, еж, белка, заяц; лес, огород, сад; перелетные и зимующие птицы;
- карточки раздаточные: летняя, зимняя и осенняя одежда; овощи, фрукты, грибы.
Ход занятия
Звучит грустная музыка, в группу заходит Осень (воспитатель логопедической группы). Разговаривает сама с собой.
- Все кругом обошла, леса, поля, озера, пруды… Устала…
Садится на стул в игровой зоне.
Учитель-логопед: (тихо) дети, вы догадались, кто это к нам в гости пожаловал? (ответы детей).
- Да, правильно это Осень. Кажется, она нас не замечает. Поздороваемся с ней.
Дети: здравствуй, Осень!
Осень: (вздрагивает) Ой! Здравствуйте, дети! А я вот иду, домишко стоит, дай думаю зайду, отдохну да погреюсь.
Учитель-логопед: Домишко этот наш детский сад, дорогая Осень. Конечно, погрейся, отдохни, да расскажи, почему ты так устала?
Осень: дел много. Скоро же подруга моя придет, надо ей место уступить. А перед этим надо и природу подготовить, и растения, и животных, и людей.
Учитель-логопед: знаем, знаем, дорогая Осень!
Осень: знаете? Да откуда?
Учитель-логопед: мы с детьми все про тебя знаем!
Осень: (недоверчиво) не может такого быть!
Учитель-логопед: может! Вот поиграй с нами в разные осенние игры, и сама увидишь!
Осень: хорошо, поиграю, если назовете три моих осенних месяца! Тогда я вам поверю.
Дети называют осенние месяцы.
Осень: правильно. Ну что ж, давайте поиграем.
Учитель-логопед: первая игра называется «Осенний лес».
Ты, Осень разбросай нам, пожалуйста, на той поляне осенние листочки. А дети их соберут и скажут тебе, с какого дерева упал листочек.
Осень разбрасывает, дети собирают, садятся на свои места и по очереди говорят Осени какой у них лист. После этого кладут свой лист к подходящему дереву на картинке.
Осень: (удивленно) какие молодцы! Не ожидала, не ожидала.
Учитель-логопед: следующая игра называется «Прогулка».
Осень, разложи, пожалуйста на столе разную одежду и обувь. Наши дети безошибочно найдут то, в чем можно пойти гулять!
Осень раскладывает, дети выбирают, садятся на свои места и по очереди говорят Осени какой предмет одежды они взяли и почему.
Осень: хорошо! Как правильно вы подобрали и одежду, и обувь!
Учитель-логопед: теперь поиграем в игру «Улетают - остаются».
Осень, ты будешь показывать детям фотографию птицы. Если птица перелетная, то дети машут руками- «крыльями». Если птица зимующая, то дети будут приседать и тихонечко сидеть.
Дети выходят на ковер, встают в полукруг. Играют.
Осень: неужели маленькие дети могут знать так хорошо перелетных птиц? Просто великолепно!
Осень: а можно теперь я? Моя игра называется «Отгадай зверя».
Я буду загадывать загадку, а вы догадайтесь, о ком речь.
Мех на зимний я меняю,
Но рыжий цвет его как прежде.
В спячку я на зиму не впадаю,
Запасов на зиму я в нору не таскаю. (Лиса)Всю зиму я проспать мечтаю,
Как мой косматый большой друг.
Иголки листьями я утепляю,
Чтоб был мороз не страшен вдруг. (Еж)Я шустрый зверек, свой цвет я меняю,
Был серый, стал белый, следы я петляю.
От лис и волков что есть сил убегаю. (Заяц)Рыжий цвет мой виден очень
И не так он сильно греет.
Серый мех он потеплее
И средь веток хуже виден. (Белка)
Дети отгадывают загадки, Осень показывает им правильные ответы на картинках.
Осень: молодцы! Вы действительно всё знаете и про животных.
Учитель-логопед: я предлагаю поиграть в завершающую игру, называется она «Дары осени».
- Осень, ты даришь нам столько подарков! И грибы, и ягоды, и листья красивые, а сколько овощей и фруктов собирают люди в начале осени!
У нас есть карточки со всеми твоими дарами, и есть у меня три больших картинки: лес, сад и огород (демонстрирует детям). Ты, Осень, сейчас пожалуйста дай каждому ребенку по одному своему подарку и путь каждый положит свою карточку туда, откуда этот дар.
Осень раздает, дети по сигналу педагога идут и раскладывают. Осень проходит и проверяет, хвалит детей.
Осень: великолепно! Удивили вы меня, дети, слов нет, как удивили! И согрелась я у вас в домишке, и отдохнула, и с вами замечательно поиграла. Пора мне. До свидания!
Дети и учитель-логопед благодарят Осень. Осень уходит.
Список литературы
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. - М.: Издательство Гном, 2014. - 160 с.
- Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. - 704с.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Развиваем речь и мышление дошкольника. Программно-методические указания и вариативные конспекты занятий. - М.: В.Секачев, 2018. - 228с.