Цели:
- Развитие познавательных и речевых процессов у детей;
- Развитие творческого артистического потенциала каждого ребенка;
- Учить детей работать в команде, совместным действиям, достижению общей цели.
Задачи:
- Активизизация и уточнение словарного запаса;
- Совершенствование звукопроизносительной стороны речи, речедвигательных навыков, разборчивости речи в целом, ее просодической организации;
- Совершенствование темпо-ритмической структуры речи и ее выразительности;
- Обогащение голосовых модуляций;
- Развитие координации, общей моторики и организации деятельности ребенка в пространстве.
Оборудование.
- Музыкальный зал разделен (визуально) на три зоны:
- Изба деда Кузьмы и бабки Пелагеи с элементами деревенского быта (плетень, сундук, самовар и т.д.)
- Лесная полянка (елочка, пенек, шишки, грибы, ягоды, цветы и т.д.)
- Угодье Потапыча с элементами быта (короб, пирожки, метла и т.д.)
- Костюмы героев сказки:
- Сорока-белобока
- Дед Кузьма
- Бабка Пелагея
- внучка Маша с кузовком
- Медведь
- Собаки
- Ежик
- Белочка
- Комарик
- Грибок-лесовичок с колокольчиком
Подготовительная работа
Детям предлагается не просто быть слушателями, знакомясь с традиционным содержанием русской народной сказки (или обновлением содержания сказки в памяти), им дается уникальная возможность выступить соавтором текста новой сказки по мотивам русской народной сказки "Маша и медведь", активизировать свое воображение и ввести в сюжет других героев.
Вопросы и задания по содержанию сказки могут быть самыми разнообразными, посильными по уровню восприятия детей, а также активизирующие познавательную и речевую деятельность и интерес к творческому процессу.
Например:
1. При рассматривании обложки книги или отдельной иллюстрации можно спросить:
- О какой сказке мы сегодня будем говорить?
- Какие герои помогли вам дать правильный ответ?
2. Обсуждение героев и их характеров, внешнего вида, элементов костюма, оценка поступков героев и т.д.
- Выделение нравственного аспекта сказки, а именно:
- Что связывает наших героев? (Дружба, готовность прийти на помощь в трудный момент)
3. Работа с разрезными картинками, настольным театром, созданным своими руками и т.д.
4. Рисунки, поделки по сюжету сказки
5. Изготовление альбома или книжки-малышки
6. Работа по развитию речевых процессов и коммуникативной функции речи также предполагает самые разнообразные задания:
Рубрика: "Незнакомые слова"
- угодье
- лукошко
- короб
- боровичок
- стряпать и т.д.
Кто сможет объяснить значение выражения "Обвести вокруг пальца"?
Задания по формированию и уточнению звукопроизносительной стороны речи, фонематическому восприятию, темпо-ритмической и слоговой структуры речи и т.д.
7. Наконец, разыгрывая сказку после ее прочтения и обсуждения, дополнения, отвечая на вопросы и выполняя задания у ребенка появляется возможность выступить актером, перевоплощаясь, развивать свой творческий потенциал, находясь на эмоциональном подъёме, испытывая радость от творческого процесса, ощущая себя причастным к происходящему действию совместно с другими детьми.
1 сюжет
Сорока:
Я сорока-белобока!
И трещу я без умолку!
И сейчас вам расскажу, что
Увидела в лесу.
Жили-были дед Кузьма и бабка Пелагея, и была у них внучка Маша.
Как-то раз пошла она с подружками в лес по грибы за ягодами.
Боровички срезают, малинку срывают. Так Маша увлеклась, что и не заметила. Как от подруг отбилась и заблудилась!...
Маша: Ау! Подружки мои милые! Отзовитесь! Покажитесь! Ой! Все подружки разбежались. Грибы да ягоды остались!..
Сорока: Долго ходила девочка по темному лесу, пока не набрела на какую-то избушку. Постучала в дверь, да никто не отозвался.
(Маша стучит в дверь!)
Переступила порог, огляделась… Пусто внутри, ни одной живой души…Взялась девочка Машенька в избенке порядок наводить, подметать, да мыть.
(Маша метет пол)
А тут и хозяин вернулся - медведь косолапый.
(Входит медведь, разваливаясь в стороны)
Увидал, как гостья у него по дому хлопочет, и обрадовался.
2-сюжет
Медведь: Теперь уже я тебя отсюда не выпущу. Будешь у меня в избе убирать да стряпать. А убегать не думай - поймаю и съем.
Маша: Ничего не поделаешь! Придется мне у медведя в работницах жить… Маша хлопочет по хозяйству, медведь ходит в лес. Возвращается однажды медведь из лесу, а Маша его просит:
Маша: Отпусти меня на один вечерок к дедушке с бабушкой! Хоть проведаю их, да гостинец отнесу -пирожков сладких!
Медведь: Р-р-р! Нет! Р-р-р! Лучше уж я сам к ним схожу и от тебя привет передам!...
Маша: Ну что ж! Будь по-твоему! Михайло Потапыч . Вот тебе пирожки! Неси, да по дороге короб не открывай! Я за тобой с высокой сосны присматривать буду!
(Медведь водружает короб с пирожками на спину и шагает по дорожке. Маша следует украдкой за ним)
3-й сюжет
Медведь: - Ох! И притомился я! Сяду на пенек! Съем пирожок!
(Присаживается на пенек)
Маша: (Отзывается из-за спины медведя) - Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок! Неси бабушке! Неси дедушке!
(Медведь кряхтит, встает и следует дальше)
Медведь: Пожалуй, сяду на пенек! Съем пирожок!
(Присаживается на другой пенек)
Маша: (отзывается из-за спины медведя) Высоко сижу! Далеко гляжу! Не садись на пенек! Не ешь пирожок! Неси бабушке! Неси дедушке!
(Медведь кряхтит, встает и следует дальше)
Медведь: - Пожалуй, сяду на пенек! Съем пирожок!
Пробегает мимо ежик и роняет грибок. Медведь шевелит грибок лапой и откидывает. Появляется белочка, как-бы случайно, рассыпает шишки у пенька, где сидит Медведь… Медведь лапой наступает на шишку, отодвинул. Пролетает комарик, машет крыльями перед носом медведя, произносит З-з-з... Медведь пытается отмахнуться от него лапой.
Маша:
- Высоко сижу, далеко гляжу.
- Не садись на пенек!
Не ешь пирожок!
Неси бабушке!
Неси дедушке!
Медведь: Ух! Ух! И глазастая эта Маша!
Подошел медведь к Машиной избе и лапой в ворота постучал:
- Скорее отворяйте! От внучки гостинцы принимайте!
4-й эпизод
Почуяли Медведя собаки, залаяли, и кинулись на него!
Собаки:
1-я собака - Ав! Ав! Ав! Ав!
2-я собака - Ав! Ав! Ав!
(Цепляются за Медведя его одежду)
Медведь: А ну-ка! Отцепитесь, злые собаки!
Собаки:
1-я собака - Где тебе с нами сладить, косолапый!
2-я собака - Убирайся восвояси, пока цел! Ав! Ав! Ав!
Медведь: Ой! ОЙ! Ой! И правда! Где тут сладить?!
(Бросает короб, уходит машет лапой.
(Машенька прячется за коробом)
5-й сюжет
Дед Кузьма и Баба Пелагея выходят из дома на лай Собак. Увидели Машу, обрадовались! Стали Машу обнимать да приговаривать:
Дед Кузьма: Ну, и Внученька! Такая маленькая, а громадного медведя вокруг пальца обвела.
Бабка Пелагея: Жива-здорова, наша Умница! Наша разумница.
Маша: Задумка-то перехитрить медведя и впрямь моя! А помогали мне жители леса!
6-сюжет
(Появляются ежик, белочка и комарик)
Ежик:
Я грибок в лесу нашел.
В гости к вам я с ним пришел.
Беспокоился за машу,
По тропинке следом шел!...
Думал, если что не так,
Стану Мишку отвлекать!...
Белочка:
Вот и я к вам прискакала
Шишки я в лесу искала!
С ветки прыгала на ветку,
Беспокоилась за детку!
Вдруг Медведь ее увидит?!
Разозлиться и обидит!
Комарик:
Я у ёлочки летал,
Машу с Мишкой я узнал!
Да все крыльями махал,
Чтобы Мишке помешать
Машу сзади увидать!
Мишке я звенел в ушко
З-з-з-з
Я хотел отвлечь его!
И своей большущей лапой
Отмахнулся косолапый!
Покряхтел, да и привстал.
Ну, и дальше зашагал!
7-й сюжет
Маша:
- Что ж, друзья мои лесные!
Я так рада! И отныне!
Будем с вами мы дружить!
- Буду к вам я в лес ходить!
За малиной и черникой!
И за сладкой земляникой!
Заблудиться не смогу!
Вас на помощь позову!
Ежик сразу прибежит!
И Комарик прилетит!
Белка с веточки на ветку!...
Все тропинки видит сверху!
Те, что к дому приведут,
Заблудиться не дадут!...
Низкий вам поклон, друзья!
Есть теперь вы у меня!!!...
(Появляется грибок выходит из-за елочки)
Грибок:
- Ну, а я - Грибок лесной:
Всем пора нам на покой!
Скоро сказка рассказалась!
Радость у детей осталась!
Сказки дети обожают!
Много сказок дети знают!
Завтра снова будет день!
Тень-тень! Потетень!
(звенит колокольчиком дзынь-дзынь )
А пока я притаюсь!...
Здесь под ёлкой примощусь!
(Звучит музыка! Поклон )
Интернет-источники
- https://nukadeti.ru/skazki/masha_i_medved?ysclid=llpeofhm95304057304
- Автор сценария и стихотворений: Тралкова Наталия Николаевна