Развитие речевого дыхания специальными упражнениями дома

Разделы: Логопедия


При обсуждении вопросов воспитания здорового ребёнка мы обычно говорим о правильном питании, закаливании, режиме дня, физических упражнениях. Но значительно меньше внимания уделяем дыхательным упражнениям.

Как правило, о необходимости дыхательных упражнений родители и врачи вспоминают в тех случаях, когда ребёнок болен заболеваниями органов дыхания (астмой) или переболел заболеваниями органов дыхания (пневмонией, бронхитом, трахеитом).

Научный и практический опыт позволяет рекомендовать регулярные дыхательные тренировки для лечения различных болезней, а также в качестве важного и эффективного средства не только физического, но и психического развития ребёнка. Они способствуют уравновешиванию нервных процессов, повышают силу и выносливость дыхательной мускулатуры, обеспечивают необходимый физиологический резерв для физических тренировок. Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребёнка не было симптомов гипервентиляции лёгких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжить.

Обучив ребенка простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье, профилактику ОРВИ.

Так что же такое ДЫХАНИЕ? Дыхание (лат. respiratio) можно разделить на два вида - речевое и неречевое. Мы поговорим и о неречевом дыхании, но в большей мере о речевом дыхании.

Когда мы дышим, мы не задумываемся о дыхании- просто дышим, и не разделяем его до тех пор, пока не возникают какие-либо трудности.

Неречевое дыхание - это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2, H2O и другие). В зависимости от интенсивности обмена веществ человек выделяет через лёгкие в среднем около 5 - 18 литров углекислого газа (СО2), и 50 граммов воды в час. А с ними - около 400 других примесей летучих соединений.

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту. Вместе с тем частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту). У детей частота дыхания составляет 20-30 дыхательных движений в минуту; у грудных детей - 30-40; у новорождённых - 40-60.

В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400-500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом.

Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности (то есть, при спокойном дыхании соотношение вдоха и выдоха по времени составляет 1:1,3). Без дыхания человек обычно может прожить до 5-7 минут, после чего наступают потеря сознания, необратимые изменения в мозге и смерть.

Дыхание - одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком - наоборот, снижается.

Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).

Таблица 1

Прежде чем говорить о речевом дыхании, давайте отдохнем и вспомним выражения о дыхании - устойчивые сочетания слов, употребляемые в переносном смысле, употребляются в речи как средства выразительности языка. Например, дыхание времени, утра; перевёл дыхание; затаив дыхание, перехватило дыхание, второе дыхание. Это - фразеологизмы. Мы продолжим разговор в научном аспекте. Итак, дыхание делится на два вида - речевое и неречевое.

Речевое или фонационное дыхание - это основа правильной речи. Это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков, с помощью которой звучит наша речь.

Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Теперь о патологиях, нарушениях дыхания. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто они недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, дети вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Таким образом, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох - плавным, без толчков. Умение контролировать выдох - это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи, это нормальное голосо-и звукообразование, плавность и музыкальность речи. Вы спросите, как мы работаем над речевым дыханием на занятиях, когда мы наблюдаем у ребенка речевые трудности.

Как мы формируем речевое дыхание в логопедии? Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков. Конечно, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  • Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  • Различение носового и ротового выдохов.
  • Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки (детей ЭТОМУ надо учить).

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе - не надувались щеки.

1. Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха: сюда можно отнести все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты. Демонстрация.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах. Начать можно с дудочки, свистульки, губной гармошки.

Упражнение. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Таблица 2

2. Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом. Пример: Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

3. Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении звуков, звукосочетаний, слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

  • БА-БА-БА
  • НА-НА ВА-ВА ЛА-ЛА
  • НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

Пример: Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы)- ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

После освоения этого навыка переходим к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Пример: Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...) - без добора воздуха.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строчками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы. Попробуйте:

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Далее, приобретенный навык речевого дыхания закрепляется во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если сейчас использовать ЭТО время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

Работая над речевым дыханием, вы обязательно заметите, как укрепляется физическое здоровье и меняется эмоциональное состояние ребенка. «На нет сойдут» психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения. Появятся непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Поэтому! Дышите глубоко, живите ярко! И главное, будьте здоровы!!!