Функциональная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие - одна из важнейших характеристик человека, эволюционное новообразование, не уступающее по своей важности прямохождению, речи, сознанию.
К межполушарному взаимодействию обращаются не только ученые нейропсихологии, но и лингвисты, коррекционные педагоги, а в настоящее время и логопеды.
Головной мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие головного мозга математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, за построение программ и постановку целей. Оно доминирует, когда ребенок читает, пишет и говорит. Левое полушарие специализируется на последовательности, пошаговом логическом мышлении. Именно оно анализирует звуки, позволяет распознавать значение слова, соотносить фонему с буквой. Перерабатывает короткие согласные звуки.
Малейшая задержка от внутреннего уха к таламусу ведет к тому, что ребенок не понимает речь (это может быть сенсорная алалия, аутизм и другие нарушения). Последние исследования показывают, что искусственное замедление речи позволяет такому ребенку понимать услышанное лучше.
Правое же полушарие головного мозга называют гуманитарным, образным, творческим. Оно отвечает за тело, за координацию движений, за пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Длинные гласные звуки воспринимаются именно правым полушарием.
Человеку необходима работа, как левого, так и правого полушария, поэтому с самого детства очень важно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будут интеллектуальные способности: восприятие, внимание, мышление, речь. Межполушарное воздействие - это механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую, целостно работающую систему.
Два полушария тесно связаны между собой мозолистым телом. Оно находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Любые нарушения мозолистого тела искажают познавательную деятельность. Если нарушается проводимость мозолистого тела, то ведущее полушарие берет на себя нагрузку, а другое полушарие блокируется или оба полушария начинают работать без связи.
Многочисленные исследования показывают, что у детей с нарушениями речи страдает правое полушарии, значит, левое полушарие работает не в полную силу или вообще не работает. Нарушается пространственная ориентация, адекватная эмоциональное реагирование, затруднена работа зрительного и слухового восприятия. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимать информацию на слух или глазами. Возникают сложности в восприятии речи и ее производстве (это дети с дислексией; дисграфией; РАС; дети с сенсорной и моторной алалией, которые плохо понимают или не понимают обращенную речь).
Именно нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков развития устной речи, чтения и письма у детей. Трудности в обучении возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонией созревания головного мозга, нарушением межполушарного взаимодействия. У таких детей неправильная обработка информации, нарушено восприятие любой информации в целом.
Существует тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислексии и дисграфии. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев этой руки (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке. Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Причины несформированности межполушарного взаимодействия:
- болезни матери (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребенка в первый год жизни;
- длительный стресс;
- общий наркоз.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
- нарушение развития устной речи;
- нарушение письменной речи, в частности, зеркальное написание букв и цифр;
- псевдолеворукость (часто у детей с алалией, у которых поражения в левом полушарии, поэтому они не могут использовать правую руку в полной мере и пользуются левой рукой);
- агрессия (например, у детей с РАС);
- плохая память;
- отсутствие познавательной мотивации;
- инфантильность.
Для коррекции межполушарного взаимодействия необходимо обратиться к нейропсихологу, который использует кинезиологические упражнения, позволяющие создавать новые нейронные связи, которые улучшают межполушарное взаимодейсвие и являются основой развития интеллекта. А также кинезиологические упражнения могут включать в свою работу логопеды, воспитатели логопедической группы, музыкальные руководители, руководители по физическому воспитанию. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка улучшается взаимодействие межполушарных связей, улучшается память, концентрируется внимание, снимаются мышечные зажимы, устраняются непроизвольные движения, формируется пинцетный и пальцевой захват, создаются условия для коррекции речевых нарушений.
Кинезиологические упражнения нужно выполнять постоянно, постепенно усложняя их, увеличивая время выполнения и сложность упражнений. Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия «включает» мозговую активность ребенка и способствует повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей мозга.
В комплексе с лечебными мероприятиями работа над межполушарным взаимодействием дает хорошие результаты у всех детей с ОВЗ, с педагогической запущенностью, с особыми образовательными потребностями. Развитие межполушарного взаимодействия способствует и коррекции поведенческих расстройств.
Виды кинезиологических упражнений:
- растяжки и релаксационные упражнения (нормализуют гипертонус- неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение и гипотонус-неконтролируемая мышечная вялость);
- дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность);
- глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма);
- телесные упражнения.
Правила, которые необходимо соблюдать при использовании кинезиологических упражнений:
- Упражнения необходимо проводить ежедневно по утрам без перерывов;
- Идти от простого к сложному;
- Проводить на эмоциональном положительном фоне;
- Добиваться точного выполнения движений и приемов;
- Проводить стоя или сидя за столом;
- Использовать специально разработанные комплексы (длительность использования комплекса - две недели);
- Упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения (спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у ребенка. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями мелодий);
- Можно использовать рифмованные тексты для сопровождения упражнений.
Предлагаем несколько кинезиологических упражнений для примера из сборника Нищевой Н.В. «Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики: межполушарное взаимодейсвитвие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения для детей 3-7 лет»
«Заборчик»
Предлагаем ребенку одновременно крепить прищепки двумя руками к краю коробки или контейнера, проговаривая при этом текст. Руки двигаются навстречу друг другу. Одна рука прикрепляет прищепки слева направо, другая - наоборот. Усложняя упражнение, можно предложить ребенку одно рукой крепить прищепки, а другой рукой снимать их.
Раз дощечка, два дощечка.
Вот заборчик у крылечка.
Раз, два, три, четыре.
Починить забор решили.
«Бусы»
Предлагаем ребенку перебирать бусы двумя руками, которые сначала двигаются навстречу друг другу, а потом «расходятся» в разные стороны. При этом ребенок произносит текст.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем бусины считать.
Раз, два, три, четыре,
Бусы перебрать решили.
«Камешки»
Предлагаем ребенку выкладывать морские камешки из одной емкости в две емкости одновременно обеими руками, произнося при этом текст. Усложнив упражнение, можно предложить ребенку одной рукой выкладывать камешки из емкости, а другой - вкладывать.
Море камешки катает.
Камни в гальку превращает.
Раз волна и два волна.
Галька мне на дне видна.