Развитие пространственного мышления дошкольника на занятиях по автоматизации звуков

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Если спросить у современных родителей, какими навыками должен владеть ребёнок при поступлении в школу, то многие ответят: он должен уметь читать, писать, рисовать. Но мало кто из них задумывается о таком необходимом и важном навыке, как ориентировка в пространстве.

В современном мире трудно найти хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве и владение пространственной лексикой не играли бы существенной роли. Данные умения является необходимым условием социального существования человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем базовым умением, которое объединяет разные виды учебной деятельность, а в будущем и трудовой.

Развитие пространственного мышления идёт поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Наиболее интенсивно развитие пространственного мышления происходит в дошкольном возрасте, для которого игра является ведущим видом деятельности. Поэтому все методики предполагают опору на игровые задания и упражнения, что принесет больший эффект, чем просто заучивание специальных терминов. Существует множество словесных игр, упражнений с движениями, игр с предметами которые помогут освоить умение ориентироваться в пространстве и развить пространственный словарь.

Как же учитель-логопед может помочь ребёнку в развитии пространственного мышления и пространственной лексики, проводя работу по коррекции звукопроизношения?

Очень эффективно эта работа проводится на всех этапах автоматизации звуков.

Этап автоматизации изолированного звука

Ребёнку даётся инструкция:

  1. Веди пальчиком по дорожке сверхувниз (снизувверх) и длительно произносизвук [Ш-Ш-Ш].
  2. Веди пальчиком по дорожке слева направо (справа налево) и длительно произносизвук [Ж-Ж-Ж].
  3. Веди пальчиком отмедведя к Маше и длительно произноси звук [Р-Р-Р].
  4. Ведипальчиком от самолёта к облаку по средней полоске и длительно произноси звук [Л-Л-Л].
  5. Веди пальчиком по верхней (нижней)полоске от облака к самолёту и длительно произноси звук [Л-Л-Л].

Автоматизация звука в слогах

Ребёнку даётся инструкция:

  1. Шагай пальчиком по морковкам от Зайчихи к верхнему (нижнему) Зайчонку и произноси слог ЗА.
  2. Шагай пальчиком по цветочкам (листочкам) снизу вверх (сверху вниз) и произноси слог ЛА.
  3. Шагай пальчиком по цветочкам только вокруг бабочки и произноси слог ЛО.

Игра «Помоги добраться»

  • Помоги девочке по камушкам дойти до домика и на каждый шаг проговаривай слог. А теперь расскажи путь девочки до домика.

Автоматизация звука в словах

Хочется особое внимание уделить именно этому этапу, так как он, как правило, самый объемный и длительный по времени.

Напоминаем детям, что называем и выкладываем картинки всегда слева направо.

Слайд 7

Ребёнку предлагается инструкция:

  1. Назови картинки в верхнем ряду (в нижнем ряду).
  2. Кто находится в середине верхнего ряда?
  3. Что находится под ламой?
  4. Что находится справа от луны?
  5. Что находится между ломом и лодкой? Назови этот предмет ласково.

Игра «Раскрась квадрат»

Игра «Путешествие по стрелочкам»

Ребёнок находит на поле с картинками ту, которая изображена на маленькой карточке перед стрелочками (звезда) и поставить на нее фишку. Далее он передвигает фишку по полю, следуя указаниям стрелочек. По пути необходимо называть слова, выделяя звук [З] (вправо - незабудка, вниз - коза, вправо - избушка, вниз - азбука)."Маршрут" пройден. Конечный пункт - азбука.

Автоматизация звука в словосочетании

Необходимо заранее с ребёнком договориться, снизу или сверху считаете ряды.

Ребёнку даётся инструкция:

  1. Назови третий предмет во втором ряду со словом «красный».
  2. Назови предмет между лужей и лупой со словом «ласковый».
  3. Назови картинку под лаком со словом «много».
  4. Назови картинку слева от Лунтика со словом «мой».

«Помоги мышкам принести крошки в свои норки»

Взрослый ставит фишку - «мышку» в любую, предположим, голубую норку. Ребёнок говорит, куда взрослому надо двигать эту фишку - «мышку», чтобы помочь ей добраться до крошек на голубой тарелке и затем вернуться обратно в голубую норку, не попав в мышеловку. Если ребёнок говорит: «Шаг к шарикам» взрослый двигает фишку на 1 клетку вправо. «Шаг к шапкам» - на 1 клетку влево. «Шаг к шарфику» - на 1 клетку вверх. «Шаг к карандашам» - на 1 клетку вниз. По диагонали двигать фишку нельзя.

Автоматизация звука в предложении

Ребёнку даётся инструкция:

  1. Отвечаешь на мой вопрос полным предложением.
  2. Где стоит самокат? - Самокат стоит около скамейки.
  3. На чём сидит слоник? - Слоник сидит на скамейке.

Хочется отметить, что представленные игры и упражнения, используемые для автоматизации звуков в речи, так же положительно влияют и на развитие внимания и памяти. А свободное владение основными пространственными понятиями способствует дальнейшему успешному обучению счёту, письму, чтению и другим школьным дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

Список использованной литературы

  1. Горбачева Л.С. Роль игры в формировании пространственных представлений у младших школьников вспомогательной школы. - «Дефектология», № 3, 1991.
  2. Образовательный портал «Лого-Эксперт» https://logopedprofiportal.ru/o-portale
  3. Ткаченко Т.А.«В первые класс - без дефектов речи», С-П., «Детство-Пресс», 1999.
  4. Форум «Современное детство» https://vk.com/detstvo.toipkro
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
  6. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 1980.