Цель: Продолжить формировать у детей представления о среде обитания, питании и строении рыб.
Программное содержание: Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания.
Развивающие цели:
- Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
- Формировать навыки словообразования, употребления существительных с суффиксами, уменьшительно-ласкательной формы существительных, образовании однокоренных слов.
- Закрепить навыки слогового анализа слов.
- Развитие мелкой моторики.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга. А также поприветствуем наших гостей. Возьмем друг друга за руки, посмотрим в глазки своему соседу: сначала слева, потом справа и на всех:
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх)
Дружные и смелые, (Обнялись, руки на плечи соседа)
А еще - умелые!
Можем многое мы делать, (Шагаем на месте)
Клеить, резать, шить, плести, (Движения по тексту)
Хорошо себя вести! (Обняли себя за плечи)
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы - ребята, суперкласс! (Руки к себе, большой палец вверх).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?
Дети: глобус - это уменьшенная модель Земли.
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, что обозначает желтый и коричневый цвета на глобусе?
Дети: Это суша.
Воспитатель: А какого цвета на нем больше всего?
Дети: синего.
Воспитатель: А что означает синий цвет?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в удивительный подводный мир, а вот с кем мы там познакомимся, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Плаваю под мостиком, виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть, да не говорю.
Глазки есть, но не мигаю, крылья есть - не летаю. (рыбы)
Правильно, это рыбы. Рыб очень много и живут они в озерах, морях, реках, океанах.
Воспитатель: Скажите какая вода в реках, озерах?
Дети: не соленая, пресная. Рыбы, которые живут в озерах, реках называют- пресноводным.
Воспитатель: Какая вода в океанах
Дети: соленая.
Воспитатель: А рыбы которые живут в морях как называются?
Дети: морские.
Воспитатель: А есть рыбки, которые живут в аквариуме, такие рыбы называются …
Дети: аквариумные.
Воспитатель: Какая вода должна быть в аквариуме? Чем кормят аквариумных рыб? Дети отвечают.
Давайте вспомним какое строение у рыб. (можно использовать картинный материал)
Дети:
- Голова, тело, хвост, плавники, глаза, рот, жабры.
- Для чего нужен хвост? (Служит рулем)
- Чем покрыто тело рыбы (чешуей).
- Для чего нужны плавники? (С помощью плавников рыбы передвигаются в воде).
- Чем дышат рыбы в воде? (жабрами).
Они открывают и закрывают рот, заглатывают воду. Жабры забирают кислород и через жаберные крышки вода выходит обратно.
А еще что есть у рыб?
Дети: Есть глаза, они их никогда не закрывают, потому что у рыб нет век, рыбки спят с открытыми глазами.
Какие бывают рыбы?
Дети: Бывают рыбы хищные и мирные (не хищные).
- Я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут (картинка) Сначала мама - рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растет зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так и называют. Потом из головастика вырастает малек. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растет и из нее вырастает большая рыба.
1. Игра «Семейка слов»
Давайте присядем на ковер. Поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. (Педагог бросает маленький мячик, ребенок поймавший мяч, отвечает).
- Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка).
- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).
- Что делает рыбак? (рыбачит).
- Куда ходит рыбак? (на рыбалку).
- Какой суп варят из рыбы? (рыбный).
- Как назвать большую рыбу? (рыбина).
- Чей хвост у рыбы (рыбий).
Отлично! Вы подобрали много слов из одного семейства.
Ребята, давайте вспомним, какую пословицу вы знаете.
Дети: «Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда».
Мы сейчас с вами отправимся на рыбалку.
2. Игра «Поймай рыбку»
Слоговой анализ слов. Если в названии рыбы один слог, кладем в фиолетовое ведро, если два слога - в оранжевое. Картинный материал с изображением рыб, два ведерка). Чтобы проверить правильность ответа, количество слогов прохлопывают.
3. Игра «Скажи ласково»
(лещ - лещик, сельдь - селедочка, пескарь - пескарик, сом - сомик, карась - карасик, ёрш - ёршик и т.д).
Пришло время отдохнуть.
4. Физминутка. «Рыбка плавает в водице»
5. Игра «Где, чей дом?»
Большие картинки с изображением моря, реки, аквариума развешены на трех магнитных досках. Картинки с изображением морских, речных, аквариумных рыб. Дети делятся на три команды. Педагог показывает картинку, дети называют рыбку и магнитами прикрепляют на доску с изображением водоема.
А теперь, ребята, садитесь на свои места. Посмотрите, что у нас есть. Это море. Только в нем нет рыб, я предлагаю запустить в него рыб. Рыбок мы раскрасим и поселим в море. (Большой нарисованный плакат, с изображением морского дна, гипсовые фигурки морских обитателей по количеству детей, краски, кисти, салфетки, клеенки).
Но прежде, чем приступим к работе, мы с вами потренируем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика:
Дети:
Жил да был один налим (Плавные движения сложенными ладошками, имитирующими движение плавников)
Два ерша дружили с ним, (Ладошки вместе, пальцы вверх)
Прилетали к ним две утки, по четыре раза в сутки (Руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И учили их считать: один, два, три, четыре, пять (Загибать пальцы, начиная с большого).
6. Практическая часть
Раскрашивание рыбок и подводных обитателей. Дети вместе приклеивают их на ватман, с изображением морского дна.
7. Рефлексия
О ком мы с вами сегодня говорили? Что понравилось? Что вызвало затруднения?