Использование здоровьесберегающих технологий и методик в музыкальном воспитании дошкольников

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование


«Забота о здоровье детей -
это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский

Согласно ФГОС одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Их можно выделить в три подгруппы:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Дыхательная гимнастика

  • Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении.
  • Способствуют восстановлению центральной нервной системы.
  • Улучшает дренажную функцию бронхов.
  • Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
  • Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Упражнения

«МАШИНА»

(Обучение постепенному выдоху воздуха.)

Дети становятся на одной линии, делают вдох («заливают в бак бензин») и начинаютдвижение вперед, говоря «бр-р-р» (звук мотора.)

В игре, чем дальше «уехать» на одном выдохе, тем лучше.

«ВДЫХАЕМ АРОМАТ ЦВЕТКА»

Упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов.

Выполняется стоя. Делается медленный вдох через нос, будто вдыхается аромат цветка. Выдох с восторгом от аромата через рот.

«СОБАЧКА»

Закаливание зева.

Выполняется стоя. Язык высунуть изо рта и часто дышать, добиваясь охлаждения зева.

Валеологические песенки-распевки

С них может начинаться музыкально-образовательная деятельность. Это несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Упражнения

«ДОБРОЕ УТРО!»

Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу.)
Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны.)
Будет веселее. (Хлопают в ладоши.)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (Выполняют движения по тексту.)
Будем мы красивыми, (Постепенно поднимают руки вверх, «фонарики».)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (Движения по тексту.)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (Трут ушки.)
И здоровье сбережем. (Разводят руки в стороны.)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Артикуляционная гимнастика

Основная часть артикуляционной гимнастики - это:

  • выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции,
  • подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнения способствуют:

  • тренировке мышц речевого аппарата,
  • ориентированию в пространстве,
  • учат имитации движений животных.

В результате этой работы:

  • повышаются показатели уровня развития речи детей,
  • улучшаются певческие навыки, музыкальная память, внимание.

Упражнения

«ПОДУЕМ НА ГОРЯЧИЙ ЧАЙ»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«ОЧЕНЬ ВКУСНО»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, а затем нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«ОТКУСИМ ПИРОЖОК»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение мышц языка.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

  • Укрепляют хрупкие голосовые связки детей.
  • Подготавливают связки к пению.
  • Являются частью профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
  • Способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания.
  • Стимулируют развитие гортанно-глоточного аппарата и деятельность головного мозга.

В работе используются:

  • оздоровительные упражнения для горла,
  • интонационно-фонетические упражнения (корректируют произношение звуков и активизируют выдох),
  • голосовые сигналы доречевой коммуникации (звукоподражание),
  • игры со звуком.

Упражнения

«МАШИНА»

Дети произносят громко низким голосом.

Би-би-би -
Гудит машина.
Би-би-би -
Спустила шина.
Би-би-би -
Все помогайте,
Шину, шину накачайте. Выполняют наклоны вперед, опуская прямые руки вниз, сжав
Ш-ш, ш-ш… Пальцы в кулак и произносят звук [ш]

«ЗВЕРЮШКИ»

Дед Мороз пропал вдали,
А ежи мешок нашли. Дети говорят «ф-ф-ф» и делают энергичный выдох.
Прибежали волк с лисой, Произносят «чап-чап, топ-топ…» в среднем регистре.
Зайка маленький косой, Говорят «прыг-скок…» звонко, отрывисто, в верхнем регистре.
Налетели снегири, Тянут «свир-р-рь…» в верхнем регистре.
Куропатки, глухари. Тянут «фр-р-р…» на продолжительном выдохе.

Игровой массаж

Благодаря массажным манипуляциям:

  • Расширяются капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы.
  • Улучшаются обменные процессы организма.
  • Тонизируется центральная нервная система.

Использование игрового массажа:

  • повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма,
  • нормализует вегетососудистый тонус,
  • улучшает деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез,
  • снижает частоту заболеваний верхних дыхательных путей.

Упражнения

«ЗИМНЯЯ СОГРЕВАЛОЧКА»
М.Рузина

Если замерзают руки, Дети медленно растирают ладонь о ладонь.
Начинаем их тереть.
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки, Растирают ладони все быстрее и быстрее.
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки,
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня, Вытягивают вперёд раскрытые ладони.
Вот, потрогайте меня.

«ОВОЩИ»
О.Крупенчук

Вырос у нас чесночок, Дети разминают фалангу указательного пальца (от ногтя к основанию),
Перец, томат, кабачок. фалангу среднего пальца,
Тыква, капуста, картошка, безымянного,
Лук и немного горошка. мизинца.
Овощи мы собирали, Так же массируют пальцы на другой руке.
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год, Разминают большой палец левой руки.
Наш друг - огород! Разминают большой палец левой руки.

Пальчиковые игры

  • Разминают, массируют пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
  • Развивают речь ребенка.
  • Совершенствуют двигательные качества.
  • Повышают координационные способности пальцев рук. (Подготавливают руку к рисованию, письму)
  • Соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
  • Формируют образно-ассоциативное мышление.

«НОВОГОДНЯЯ ЁЛОЧКА»

Елочка, елочка! (Ладони установить под углом друг к другу, пальцы переплести и выпрямить.)
Колкая иголочка,
Протянула ветки (Протянуть руки вперед),
А на них - конфетки. (Руки согнуть в локтях и, подняв их вверх, соединить пальцы. Повращать кистями рук.)
Звездочки (Растопырить пальцы рук.),
Фонарики (Пальцы каждой руки собрать щепотью.)
Золотые шарики. (Изобразить шарики.)

Речевое музицирование

  • Укрепляет голосовой аппарат ребенка.
  • Позволяет овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

К звучанию добавляются:

  • музыкальные инструменты,
  • звучащие жесты,
  • движения,
  • сонорные и колористические средства.

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр в музыкально-образовательной деятельности эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Упражнения

«ДОЖДЬ»

Дождь, дождь, дождь с утра. Хлопки чередуются со шлепками по коленям.
Веселится детвора! Легкие прыжки на месте.
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. Притопы.
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. Хлопки.
Дождик, нас не поливай, Грозят пальцем.
А скорее догоняй! Убегают от «дождя».

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика - это упражнения, благодаря которым взаимодействуют важные мышцы лица. Главным условием проведения этих упражнений является мысленное воспроизведение и переживание тех или иных состояний, которые необходимо изобразить мимикой и жестами.

Упражнения

  • «Имитация зевка»,
  • «Улыбка»,
  • «Эмоции человека»,
  • «Эмоциональная отзывчивость на литературное произведение или устный рассказ».

«Облака»
Н.Екимова

По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас. Наблюдение за воображаемыми облаками с интересом на лице: лицо сосредоточенное, глаза прищурены.

Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
На лице появляется улыбка.

А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно...
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
Выражение грусти на лице.

И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит. Лицо злое, сердитое.
Ох, испугался я, друзья, Испуг на лице.
Но ветер мне помог,
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.

А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький,
Летим, летим со мной! Удивление.

Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать. Грусть.

Коммуникативные игры и танцы

Коммуникативные игры - это игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, основ толерантной коммуникации.

Коммуникативные игры:

  • способствуют более глубокому знакомству друг с другом;
  • расширяют представления друг о друге и о себе;
  • создают условия для развития наблюдательности, внимания, памяти;
  • дают участникам возможность развития и проявления себя.

«Здравствуйте, детишки!»

Здравствуйте, детишки - малыши-малышки!
Что сегодня будем делать?
Топнем, топнем ножкой! Хлопнем мы в ладошки!
Станем веселиться! Петь, играть, кружиться!
Солнце ярко светит! С добрым утром дети!

«СУГРОБЫ»

Разлетаются снежинки, легкокрылые пушинки,
Полетели, понеслись. Стоп! В сугробы собрались!
Раз-два-три! Встали все по три! Дети встают в круги по три человека.
Раз-два-три-четыре! Все собрались по четыре! Дети встают в круги по четыре человека.
Три-четыре-пять! Собрались по пять! Дети встают в круги по пять человек.

Эвритмия

Эвритмия - это звук, выраженный в движении. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом: оно поёт или говорит, пытаясь передать все художественные и смысловые оттенки речи или музыки.

Эвритмические упражнения представляют собой своеобразную пантомиму, некий язык жестов, отражающий те или иные звуки и ритмы. Для детей такой способ познания языка имеет глубокое терапевтическое воздействие.

Музыкотерапия

Слушание правильно подобранной музыки

  • повышает иммунитет детей,
  • снимает напряжение и раздражительность,
  • ослабляет головную и мышечную боль,
  • восстанавливает спокойное дыхание.

Координационно-подвижные (музыкальные и речевые игры)

Координационно-подвижные игры - это игры, соединяющие речь и движение, главное значение в них имеет ритм. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей. Ценность координационно-подвижных игр в том, что они:

  • являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;
  • дают возможность детям «играть» своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;
  • развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;
  • учат ребенка ощущать свое тело и управлять им, бережно относиться к партнеру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Упражнения

«ЛИСТЬЯ»

Листья осенние тихо кружатся Дети кружатся, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся, Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят. Снова кружатся на носочках.

«МЫ ШАГАЕМ»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг - вправо шаг,
Шаг вперед - шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.
Сейчас быстро мы пойдем,
Затем медленно идём.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
З.Репина, В.Буйко

Использование данных здоровьесберегающих технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • Удается создать в музыкально-образовательной деятельности атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
  • Дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность.
  • Удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению.
  • Дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития.
  • Процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».