Орфографическая зоркость невозможна без развитого фонематического слуха. Формирование фонематического слуха мы начинаем с первых занятий. Логопедическая работа в данном направлении включает в себя развитие фонематического анализа и синтеза и формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем). Развитие фонематического анализа и синтеза проводится в следующей последовательности:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, то есть определение наличия звука в слове. Например: определить, есть ли звук Л в словах: лодка, лыжи, дом, кошка, вилка, пол, собака, утка.
- Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове. Например: определить какой первый звук в слове рама, последний звук в слове карандаш; определить место звука М в слове лампа (начало, середина или конец слова).
- Определение последовательности звуков в слове.
- Определение количества звуков в слове.
- Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука). Например: после какого звука слышится Р в слове марка? Перед каким звуком?
На данном этапе работы полезными являются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют развитию орфографической зоркости у младших школьников, так как помогают лучше усвоить одно из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе, - правила на правописание безударных гласных. Мы используем следующие упражнения на выделение ударного гласного звука:
- Назвать ударный (самый громкий) слог слова (или ударный гласный).
- Длительно протянуть ударный слог слова.
- Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение.
- Разложить картинки под схемами.
- Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, стены. Логопед называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
- Придумать трехсложные слова с ударением на первом, втором, третьем слоге.
- Разложить картинки под цифрами 1, 2, 3 в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Формирование фонематического восприятия включает в себя узнавание и различение как отдельных фонем, так и фонематических рядов, слов. На логопедических занятиях дифференциация звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный и зрительный. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков мы начинаем с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.
Умение различать положение губ отрабатывается на звуках И-У. Умение кинестетически различать положение кончика языка формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т. Различия в способе образования звуков (смычка или щель) уточняются в процессе дифференциации звуков Ш-Т, Ж-Д. Различие в работе голосовых складок при произношении звонких и глухих согласных отрабатывается с использованием тактильных ощущений кисти руки, получаемых при вибрации гортани в момент произнесения звонких звуков. С помощью этих приёмов дети учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких и отсутствие дрожания гортани - при произнесении глухих согласных звуках.
Логопедическую работу по формированию слуховой дифференциации смешиваемых звуков мы проводим в два этапа. На первом этапе уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа производится по следующему плану.
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
- Выделение звука на фоне слога.
- Формирование умения определять наличие звука в слове.
Предлагаются следующие упражнения:
- Поднять букву, соответствующую заданному звуку.
- Назвать картинки, в названии которых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые звуки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками. Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.
- Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
- Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ребенок услышит слово с заданным звуком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.
- Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
- Выделение слова с данным звуком из предложения.
Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.
На втором этапе проводится сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Но основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
Таким образом, развитие фонематического слуха на логопедических занятиях способствует успешному формированию у детей четкого образа звука, развитию умения соотносить звук и букву, формирует способность "слышать" фонему в слабой позиции, что является важным для предупреждения ошибок на письме и развития орфографической зоркости у младших школьников.