Сукцессивные (лат. successio) функции - это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.
Психологи и нейрофизиологи А.Н.Корнев, А.Р.Лурия называют сукцессивные процессы одними из ведущих в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы эти процессы у старших дошкольников, зависит их дальнейшее обучение в целом, речевое развитие, а также физическое развитие. Опираясь на изученные закономерности исследователей и результаты логопедического обследования, мы можем корректировать сукцес- сивные функции у детей целенаправленно уже в дошкольном возрасте. Это даст большой толчок для дальнейшего успешного развития и обучения детей в школе.
Корнев А.Н. выделяет следующие виды последовательных рядов: воспроизведение последовательности движений, воспроизведение последовательности в пространстве, воспроизведение последовательности во времени, воспроизведение последовательности в речи, чередование временной и пространственной последовательности.
Тема: «Гласные звуки и буквы».
Используемые технологии в занятии: логоритмика с элементами биоэнергопластики и нейро- гимнастики, механизм упреждающего синтеза.
Задачи:
коррекционно-образовательные
- закреплять гласные звуки и буквы;
- упражнять в умении образовывать уменьшительную форму своего имени;
- упражнять в употреблении в речи пространственных предлогов и наречий (за, перед, после, между, вначале, в конце).
коррекционно-развивающие
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику;
- развивать умения выполнять координированные движения органов артикуляции и движениями рук и ног;
- развивать равновесие (сохранять свое положение при выполнении движений, стоя на одном ортопедическом коврике и продвигаясь по ним вперед);
- развивать чувство ритма;
- развивать пространственное восприятие, умения ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в тексте;
- развивать зрительное восприятие, умение узнавать теневые изображения;
- развивать сукцессивные функции, умения различать, запоминать и воспроизводить временные, пространственные ряды, последовательности движений и в речи, сохраняя принцип чередования и согласно инструкции педагога.
коррекционно-воспитательные
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: игрушка «Колобок», пенек, ортоковрики по одному на каждого ребенка, иллюстрации животных (заяц, волк, медведь, лиса), ритмические парковки, раздаточный материал (изображения животных), теневые изображения героев сказки «Репка», к/игра «Найди ошибку».
Ход занятия
Этап занятия |
Содержание
|
Деятельность детей |
1. Организационный момент |
- Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся! Я колобок, а бабушка
Упражнение «Назови ласково»
|
Сидят по кругу на стульях. Называют своё имя ласково и передают колобка. |
2. Основная часть |
Педагог ставит колобка в центр круга на пенек.
|
Дети дуют на колобка, согласно инструкции педагога. |
Игра «Покажи походку» - стоя на одном ортоковрике
|
Педагог демонстрирует движения (или объясняет словесно), дети по очереди выполняют их. |
|
Упражнение «Живые цепочки»
|
Дети перестраиваются в указанные цепочки относительно колобка. |
|
Упражнение «Продолжи цепочку»
|
Дети рассаживаются за столы и выкладывают последовательности согласно инструкции на ритмическую парковку. |
|
Пальчиковая гимнастика «Колобок»
|
||
Игра «Расставь по порядку»
|
Дети сидят за столами. |
|
- Скажите, у вас есть любимая сказка? Какая?
|
У каждого набор теневых изображений героев сказки. по инструкции педагога выкладывают героев на игровое поле. |
|
Игра «Найди ошибку»
|
Пособие из серии «Занимайтесь с мамой Дашей» |
|
Гимнастика «Колобок»
|
Дети идут по коврикам, проговаривают слова и выполняют движения. |
|
3. Итог |
- С каким героем мы сегодня играли?
|