Развитие сукцессивных функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов нейрогимнастики

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: нейрогимнастика


Сукцессивные (лат. successio) функции - это операции различения, запоминания и воспроизведения временных и пространственных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений, предъявленных в определенной последовательности.

Психологи и нейрофизиологи А.Н.Корнев, А.Р.Лурия называют сукцессивные процессы одними из ведущих в любой сознательной деятельности человека. От того, насколько качественно будут сформированы эти процессы у старших дошкольников, зависит их дальнейшее обучение в целом, речевое развитие, а также физическое развитие. Опираясь на изученные закономерности исследователей и результаты логопедического обследования, мы можем корректировать сукцес- сивные функции у детей целенаправленно уже в дошкольном возрасте. Это даст большой толчок для дальнейшего успешного развития и обучения детей в школе.

Корнев А.Н. выделяет следующие виды последовательных рядов: воспроизведение последовательности движений, воспроизведение последовательности в пространстве, воспроизведение последовательности во времени, воспроизведение последовательности в речи, чередование временной и пространственной последовательности.

Тема: «Гласные звуки и буквы».

Используемые технологии в занятии: логоритмика с элементами биоэнергопластики и нейро- гимнастики, механизм упреждающего синтеза.

Задачи:

коррекционно-образовательные

  • закреплять гласные звуки и буквы;
  • упражнять в умении образовывать уменьшительную форму своего имени;
  • упражнять в употреблении в речи пространственных предлогов и наречий (за, перед, после, между, вначале, в конце).

коррекционно-развивающие

  • развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику;
  • развивать умения выполнять координированные движения органов артикуляции и движениями рук и ног;
  • развивать равновесие (сохранять свое положение при выполнении движений, стоя на одном ортопедическом коврике и продвигаясь по ним вперед);
  • развивать чувство ритма;
  • развивать пространственное восприятие, умения ориентироваться в схеме собственного тела, на плоскости, в тексте;
  • развивать зрительное восприятие, умение узнавать теневые изображения;
  • развивать сукцессивные функции, умения различать, запоминать и воспроизводить временные, пространственные ряды, последовательности движений и в речи, сохраняя принцип чередования и согласно инструкции педагога.

коррекционно-воспитательные

  • воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: игрушка «Колобок», пенек, ортоковрики по одному на каждого ребенка, иллюстрации животных (заяц, волк, медведь, лиса), ритмические парковки, раздаточный материал (изображения животных), теневые изображения героев сказки «Репка», к/игра «Найди ошибку».

Ход занятия

Этап занятия

Содержание
(методические указания)

Деятельность детей

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Давайте познакомимся! Я колобок, а бабушка
называет меня ласково Колобочком. А как вас называют ласково?

Упражнение «Назови ласково»
(воспроизведение последовательности движений)
- Держим колобка в правой руке, называем свое имя ласково, пере- кладываем колобка в левую руку и затем передаем его соседу слева и улыбаемся.

Сидят по кругу на стульях.

Называют своё имя ласково и передают колобка.

2. Основная часть

Педагог ставит колобка в центр круга на пенек.
- Запыхался колобок, жарко ему. Помогите ему остыть. Подуем на колобка (вдох носом, выдох ртом через трубочку, щеки не надуваем).
- Давайте помашем ладонями на него. Вытяните прямые руки вперед, поднимаем и опускаем ладони вверх-вниз.
- А теперь давайте к движениям рук добавим движения языка. Он тоже будет подниматься, и опускаться вниз.

Дети дуют на колобка, согласно инструкции педагога.

Игра «Покажи походку» - стоя на одном ортоковрике
- Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу. Выберите из всех животных, тех, кого колобок встретил в лесу?
- Кого первым встретил колобок? Кого последним? Кого после волка? Кого перед медведем?
- Сначала колобок встретил зайца. Он прыгает вот так (стоя на носочках, приседать, «лапки» прижаты к груди) и произносит звук Ооооо.
- Зайчик, покажи свои движения.
- Затем кого колобок встретил? Волк крадется вот так (высоко поднимает правую ногу и левую руку, затем левую ногу и правую руку) и произносит звук Эээээ.
- Кого следующего встретил колобок? Медведь переваливается с боку на бок вот так (стоя на боковых частях стопы, переваливаться с одной ноги на другую, руки на поясе) и произносит звук Ыыыыы.
- Вот и лиса встретилась колобку. Лиса крадется вот так (высоко поднимает правую ногу и правую руку, затем левую ногу и левую руку) и произносит звук Ааааа.

Педагог демонстрирует движения (или объясняет словесно), дети по очереди выполняют их.

Упражнение «Живые цепочки»
(воспроизведение последовательности в пространстве)
- Постройтесь по порядку, как показано на экране.
- Сейчас я последовательность поменяю, а вы займите свои места, как на изображении. Колобок лежит на пенечке и не перемещается.
- Не забывайте, что начало всегда с левой стороны.
Последовательные ряды: колобок, лиса, волк, медведь, заяц; лиса, колобок, медведь, заяц, волк; медведь, лиса, колобок, волк, заяц;
- А теперь вспомните, какие звуки произносило каждое животное, и постройте цепочку.
О, Ы, колобок, Э, А.

Дети перестраиваются в указанные цепочки относительно колобка.

Упражнение «Продолжи цепочку»
(чередование последовательностей)
- Выложите картинки на парковку: заяц, заяц, лиса.
- Продолжите выкладывать самостоятельно.
- Добавим звуки. Вспомните, какие звуки произносили заяц и лиса.
- Показываем на животное и называем звук: ооаооаооаооа.
- Давайте выложим еще одну цепочку: лиса, медведь, заяц.
- Продолжите выкладывать самостоятельно.
- Добавим звуки. Вспомните, какие звуки произносили заяц и лиса.
- Показываем на животное и называем звук: аыоаыоаыоаыо.

Дети рассаживаются за столы и выкладывают последовательности согласно инструкции на ритмическую парковку.

Пальчиковая гимнастика «Колобок»
Лепим, лепим колобка, (сжимаем и разжимаем пальцы)
Тесто месим мы слегка
А потом его катаем (катаем)
На окошко сажаем (раскрываем ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладоши, по коленям
Укатился озорник соблюдая ритм)

Игра «Расставь по порядку»
(воспроизведение последовательности в пространстве)

Дети сидят за столами.

- Скажите, у вас есть любимая сказка? Какая?
- Колобку очень нравится русская народная сказка «Репка». Давайте поиграем с героями этой сказки.
- Найдите и выложите изображение того, кто посадил репку.
- Скажите, кто пришел на помощь к деду самый последний? Выложите изображение мышки.
- Кто стоял перед мышкой? Куда мы выложим изображение кошки?
- Кого мы выставим за дедом?
- Кто стоял между бабкой и Жучкой? Выложите изображение внучки.
- А где стояла Жучка?
- Чего еще не хватает в этой цепочке? Где поставим репку вначале или в конце цепочки?

У каждого набор теневых изображений героев сказки. по инструкции педагога выкладывают героев на игровое поле.

Игра «Найди ошибку»
- Что перепутал художник?
- морковка, дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка;
(вместо репки нарисовал морковь)
- репка, дед, баба, мышка, Жучка, кошка, внучка;
(мышка и внучка поменялись местами)
- репка, внучка, баба, дед, Жучка, кошка, мышка;
(дед и внучка поменялись местами)
- репка, дед, внучка, Жучка, кошка, мышка;
(не нарисовал бабку)
- репка, дед, баба, внучка, Жучка, кошка, лягушка
(вместо мышки нарисовал лягушку).

Пособие из серии «Занимайтесь с мамой Дашей»

Гимнастика «Колобок»
(чередование последовательностей)
- Ребята, давайте проводим колобка обратно в сказку. Будем шагать по коврикам приставным шагом, и рассказывать стихотворение про колобка.
Лепим, лепим колобка, (сжимаем и разжимаем пальцы) Тесто месим мы слегка
А потом его катаем (катаем)
На окошко сажаем (раскрываем ладони)
Он с окошка прыг, да прыг, (хлопают в ладоши, по коленям
Укатился озорник соблюдая ритм)

Дети идут по коврикам, проговаривают слова и выполняют движения.

3. Итог

- С каким героем мы сегодня играли?
- С колобком.
- Как его бабушка называет ласково?
- Колобочек.
- Какая любимая сказка у колобка?
- Сказка «Репка».