Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».
Грамматический строй - система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и, наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.
Выделяют три периода процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников.
В первом периоде у ребенка формируются предложения, состоящие из слов-корней: в разных предложениях слова звучат одинаково (слова доступные ребенку - звукоподражания, существительные, обозначающие названия предметов и людей, например, би-би, мама). Затем появляется фраза из 2 слов, но грамматической связи в словах еще нет существительные и глаголы используются в одной усвоенной форме (мама ням-ням, би-би бах).
В ходе дальнейшего развития, ребенок начинает осваивать первые простейшие формы слова, если раньше малыш говорил «хочу мама», то сейчас он в состоянии сказать «хочу к маме». Начинает усваивать формы множественного числа, падежные окончания, менять формы и у глаголов. Все чаще использует глаголы в повелительном наклонении (дай), глаголы 3 лица (мама спит).
Он еще не владеет способами словоизменения (поэтому от ребенка часто слышим «человеки», «много ложков»).
На третьем году жизни дети различают единственное и множественное число у глаголов, в речи появляются глаголы настоящего и прошедшего времени, но в прошедшем времени путают мужской и женский род (Мама пошел гулять).
Прилагательные употребляются в своей начальной форме (Мама красивый).
К 3 годам в речи ребенка формируются навыки использования словообразования; использования окончаний множественного числа для имен существительных в различных падежах, в том числе и косвенных.
Все чаще появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (Мама купила машинку, потому что я хорошо себя вел).
Педагогу необходимо помочь овладеть навыками словообразования, словоизменения, правильному построению предложения. Важно уделять постоянное внимание речи ребенка в повседневной жизни (не повторять ошибки, а исправлять их). Ведь неисправленная грамматическая ошибка - лишнее подкрепление неправильных условных связей, как у тех детей кто говорит, так и у тех, кто их слышит).
Если у ребенка наблюдаются множественные, грубые ошибки в формировании грамматического строя речи, то обязательна консультация специалиста. В дальнейшем это может привести к общему недоразвитию речи.
На четвертом году жизни начинает формироваться словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Ребенок уже умеет склонять и спрягать слова, согласовывать прилагательные с существительными и глаголами.
Иногда в речи ребенка можно услышать неправильное использование ударения при изменении формы слова (я пОняла, дай рукУ). Возможны ошибки в сложных словоизменениях форм глаголов (я бежу, вместо я бегу, искай меня, вместо ищи меня).
Усвоение детьми грамматического строя происходит постепенно, и в норме к восьми годам ребенок полностью усваивает грамматический строй языка.
Важно обращать внимание на грамматические ошибки, которые допускает ребенок в своей речи, они могут привести не только к ОНР, но и к грубым нарушениям письменной речи (дисграфии).
Аграмматическая дисграфия может проявиться, когда ребенок, уже приступил к изучению грамматических правил. Ребенку не удается овладеть правилами словоизменения, написания окончаний, согласования слов, несмотря на знания правил (Я видели пять оленев).
Знание наиболее типичных ошибок в речи дошкольников помогает эффективно проводить работу по совершенствованию грамматического строя и предупреждению нарушений речи.
На 5 году жизни число грамматических ошибок значительно возрастает, в связи с тем, что растет активный словарь, используются распространенные предложения. Усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме, и правильно использовать в предложении. Он неправильно образовывает существительные (карандашов, жеребенки), глаголы (можу, вместо могу), прилагательные (сладкее, вместо слаще), и др. частей речи. Наиболее частые ошибки в словообразовании: часть слова используется как целое (прыг - прыгнул), неправильно составляют одно слово из двух (пургинки - пурга и снежинки).
Наблюдается нарушение порядка слов в предложении. Ребенок на первое место ставит наиболее важное для себя слово (Куклу мама купила. Заплакала Маша почему?) Неправильно иногда оформляется союзная связь (Я надел шапку почему что на улице холодно).
Знание типичных ошибок, помогает своевременно определить задачи по развитию и совершенствованию грамматического строя речи. И одним из эффективных методов по устранению ошибок и их предупреждению является дидактическая игра.
Подбор дидактических игр зависит от этапа работы над формированием грамматического строя речи, программы детского сада, индивидуальных особенностей детей.
Одна и та же игра может использоваться на разных возрастных этапах, для решения различных задач.
Так известная всем игра «Один - много», целью которой является образование множественного числа существительных, может использоваться с 2-летнего возраста с постепенным усложнением.
Дети третьего года жизни осваивают смысл слова «много», сравнивая группу из однородных предметов: один кубик - много кубиков.
А от игр с предметами можно переходить к играм с картинками: раскладываем картинки: в дом с одним окном - картинку с одним предметом, в дом с несколькими окнами соответствующие картинки.
Этот вариант игры можно усложнить, если использовать картинки с зашумлением, что развивает также зрительное восприятие дошкольника, а это способствует профилактике оптической дисграфии.
Для совершенствования навыков образования слов в различных падежах важно правильно сформулировать ребенку вопрос, чтобы предполагаемый ответ был в заданном падеже. Например, в дидактической игре «Платье» на вопрос «С каким рисунком выбрала платье Маша?» мы ждем от ребенка ответ в Т.п. или «О каком рисунке на платье мечтала Даша?» - в П.п. Играть можно не только с картинками, но и предметами.
Для организации индивидуальной работы с детьми 5 лет, эффективно использовать рабочие листы «Падежи».
Упражнять детей в образовании слов с помощью суффиксов помогает игра «Большой-маленький»
Один из вариантов этой игры: на круги раскладываются картинки в зависимости от размера, ребенок образует слово соответствующее размеру (зонтик, зонт, зонтище). Еще можно использовать предметы, которые ребенок кладет по очереди в круги, называя их. И важно чтобы педагог отобрал заранее предметы или речевой материал, с учетом того, можно ли изменить слово по вышесказанному принципу.
Игры, направленные на образование глаголов с помощью приставок, лучше проводить с предметами, чтобы ребенок называл слово и совершал определенные действия (Птица взлетела, дерево облетела, к гнезду подлетела). И так далее с другими приставками. Затем повторяем аналогичные действия с другими словами и с игрушками подходящими к этим словам (идти, бежать, лезть, прыгать)
Игра «Подбери действие» направлена на изменение глаголов по временам. Карточки со стрелками (обозначающие время глагола) раскладываются на карточки-действия. Ребенок называет глаголы в соответствующей форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он заправлял, заправляет, будет заправлять).
С помощью этой игры можно упражнять ребенка в образовании повелительного наклонения глагола (отъезжай) и в образовании сослагательного наклонения (ремонтировал бы). Важно обращать внимание на окончания слов, которые ребенок произносит, и добиваться закрепления правильного варианта самим ребенком.
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.
С помощью следующих игр детей учим согласовывать существительные с числительными.
Например, в дидактической игре «Что выпало?» ребенок бросает два кубика: с изображениями предметов и цифр, и называет, выпавшее существительное с числительным (пять стаканов).
Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными помогают игры «Из чего сделано?» (например, ключ из металла - металлический), «Повар» (фруктовый пирог, овощной суп).
В дидактической игре «Художники» дети подбирают предметы по цвету, проговаривая словосочетания (желтый лимон, белая ромашка). С 6 лет можно учить детей согласовывать существительные с прилагательными не только в роде, но и числе (желтые бананы, красные носки).
Подбирая игры на образование притяжательных прилагательных, необходимо начинать с простых прилагательных (Сашин мячик, мамина сумка), переходя к более сложным (коровья голова, лисий хвост).
А для игр с предлогами, можно использовать все, что угодно (карандаш лежит на столе, кукла в шкафу и пр.). Дети зачастую в своих высказываниях пропускают предлоги, и не осознают важности этих «маленьких» слов. Поэтому задача педагога научить детей в своей речи использовать предлоги.
Также важно уделять внимание способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений поможет дидактическая игра «Если бы…». Детям необходимо закончить предложение: «Если бы я была врачом, то я бы…» (лексическая тема «профессии»), а можно предложить перевоплотиться в сказочного персонажа. Но особенно нравиться детям фантазировать, что было бы, если они были неодушевленными предметами. Эта игра позволяет развивать воображение - ребенок может пофантазировать, что было бы, если он был варежкой…
Особое внимание, при обучении детей построению предложений, необходимо обращать на правильный порядок слов в предложении.
Использование приемов мнемотехники позволяет более эффективно организовать эту работу. Ребенок, используя готовую схему, составляет предложение (Мама готовит суп в кастрюле).
Еще упражняться в правильном употреблении порядка слов в предложении поможет дидактическая игра «Я говорю». Она состоит из схем предложений и из карточек с изображениями разных частей речи. Цветовой фон у каждой части речи свой, например, у существительных - желтый, у глаголов - белый, у предлогов - синий и т.д. Ребенок подбирает карточки, ориентируясь на цвет в схемах предложений и на фон самих карточек. И получается предложение: Папа ест огурец.
Но необходимо помнить, что игры - это далеко не всё! У детей дошкольного возраста грамматический строй речи формируется, в процессе любой образовательной деятельности, в том числе в повседневном общении с окружающими. Поэтому организация грамотной образовательной деятельности является главным педагогическим условием становления грамматически правильной речи.