Рекомендации учителя-логопеда воспитателю и родителям по индивидуальной работе с дошкольниками с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Цель рекомендаций - помочь воспитателю спланировать коррекционную работу с дошкольниками с ОВЗ и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий для закрепления полученных речевых умений и навыков на логопедических коррекционно-развивающих занятиях.

Успешность и эффективность работы логопеда зависит от того, насколько хорошо организована взаимосвязь с воспитателем-непосредственным участником коррекционно-развивающего процесса.

В рекомендациях предусмотрена работа по развитию фонетико-фонематических, лексико-грамматических, неречевых процессов и по развитию связной речи. В основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, преобладание ведущей деятельности дошкольника- игры.

Фоне́тика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетико-фонематическое недоразвитие -это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

1. Игры-задания по формированию фонетико-фонематической стороны речи

Развитие фонематического слуха

«Услышишь - хлопни»

Задание: Когда ты услышишь звук П -хлопни в ладошки. Р, К, П, Д, С, П, М, П, Н

«Кто больше?»

Задание: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. Звук П (Повторы недопустимы.)

«Нужное слово»

Задание: По заданию взрослого дети произносят слова со звуком П в начале, середине, конце слова.

Формирование фонематического восприятия

«Поймай звук»

Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например: [c] - "сова", "зонт", "лиса", "лес", "коза", "слон", "жук", "коса", "ёжик", "нос", "стакан").

«Какой звук есть во всех словах?»

Задание: Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - "ж"; чайник, ключ, очки - "ч"; щетка, ящик, щавель - "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - "сь"; коза, замок, зуб - "з"; зима, зеркало, вазелин - "зь"; цветок, яйцо, курица - "ц"; лодка, стул, лампа - "л"; липа, лес, соль - "ль"; рыба, ковер, крыло - "р"; рис, крепость, букварь - "рь".

«Волшебники»

Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.

  • Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел.
  • Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
  • Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Формирование навыков произнесения слов различной слоговой структуры

  • Односложные слова: мак, лук, кит.
  • Двусложные слова: дыня, вода, банан.
  • Трехсложные слова: лопата, собака, кубики, сапоги, панама.
  • Четырехсложные слова: пианино, кукуруза, пуговица, гусеница, черепаха.

Контроль за внятностью и выразительностью речи

Стихотворение для детей 6 лет.

Солнце

С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь,
А живое сердце
Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого.
Никакие тучи
Не затмят его!

Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза

Фонематический анализ - это способность определять место, последовательность, количество звуков, слогов в слове.

«Какой звук выпал из слова?»

Дети слушают слова и называют «выпавший» звук (крот - кот, лампа - лапа, пилка - пила).

«Заполни дорожку»

Ребенку предлагается картинка и графическая схема из определённого количества клеточек по числу звуков в данном слове. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Получается модель звукового строения слова. Первоначально для анализа даются односложные слова, типа: мак, кот, дом, лук, ....

Игра «Кубик. Сколько точек-столько букв»

Дети бросают кубик, их задача - придумать слово по количеству точек на выпавшей грани кубика. Сколько точек-столько букв.

Фонематический синтез - мысленный процесс соединения частей в целое.

Составить слово из слогов, данных в «беспорядке».

  • Ко-ло-мо - молоко
  • Ша-ка - каша
  • Ба-шу - шуба
  • Ля-ко - Коля

Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: А__ __А, __О __А, __У __А и т.д. Предлагаются картинки с изображением предметов из 2-х слогов: горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, луже, ложка, лапа.

Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: де-ти иг-ра-ют в са-ду.

2) Занятие по формированию и развитию связной речи

Связная речь - это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Рассказ по картинке.

  1. Кто нарисован на картинке?
  2. Что делает бабушка?
  3. Кто помогает бабушке стряпать печенье?
  4. Составь предложения по этой картинке.
  5. Раскрась рисунок цветными карандашами.

Рассказ по серии сюжетных картин.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:

  1. Как ты думаешь, в какое время года петушок шёл по полю?
  2. Что петушок нёс домой?
  3. Кто заметил петушка?
  4. Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
  5. Почему ворона не съела весь горох?
  6. Как птица посеяла семена гороха в землю?

2. Составить рассказ.

3) Занятия на формирование лексико-грамматических категорий

Развитие понимания речи.

Игра с картинками

Подобрать парные картинки: карандаш - карандаши, мяч - мячи, кубик - кубики, шар - шары, цветок - цветы и т.п. Картинки раскладываются на столе перед ребенком. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и выполнить его просьбу. Далее взрослый просит: «Возьми карандаш - возьми карандаши, возьми мяч - возьми мячи, возьми цветок - возьми цветы, дай мне кубик - дай кубики, дай шар - дай шары, дай гриб - дай грибы».

«Узнай и покажи».

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы, хорошо ему знакомые и дает задания: «Покажи то, чем ты рисуешь дом», «Покажи то, чем ты чистишь зубки», «А что ты наденешь на голову, когда пойдешь на прогулку?» и т.д.

Игра «Узнай игрушку».

Взрослый кладет на стол игрушки: мячик, белочку и кубик. Затем он предлагает послушать и угадать, о какой игрушке он говорит: «У нее пушистый хвост, рыжая шерсть, маленькие лапки», «Он квадратный, деревянный, синий» и т.д.

Задания на расширение словарного запаса

Кто где живет?

Бросая мяч ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

  • Кто живет в дупле? Белка.
  • Кто живет в скворечнике? Скворцы.
  • Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т.д.
  • Кто живет в будке? Собака.
  • Кто живет в улье? Пчелы.
  • Кто живет в норе? Лиса.
  • Кто живет в логове? Волк.
  • Кто живет в берлоге? Медведь.

Что может быть?

Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему- существительные. Например, «черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…

Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

У медведя - медвежонок, у верблюда - верблюжонок, у волка - волчонок, у зайца - зайчонок, у кролика - крольчонок, у белки - бельчонок, у коровы - теленок, у лошади - жеребенок, у свиньи - поросенок, у овцы - ягненок, у курицы - цыпленок, у собаки - щенок.

Задания на формирование обобщающих понятий

Детям дается задание на обобщение - предлагается «назвать одним словом» 4 конкретных понятия.

Назовите одним словом (словосочетанием) следующие предметы:

  1. Москва, Киев, Новгород, Санкт-Петербург - это …
  2. Три, пять, двенадцать, один - это …
  3. А, У, О, И, Э - это …
  4. Синий, красный, белый, голубой - это …
  5. Ворона, голубь, воробей, синица - это …
  6. Сом, карась, щука, окунь - это …

Игра «Что лишнее?»

Задание на формирование словообразования

«Один - много»

Воспитатель бросает мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Воспитатель называет от пяти до восьми слов. (машина, парта, сосна, гора, шар, ведро)

«Угадай, чьи это хвосты»

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Воспитатель показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Упражнения для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

«Большой маленький»

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Задание на формирование словоизменения

"Кто кого обгонит?"

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Зайцы и черепахи… (Зайцы обгонят черепах).

Гусеницы и змеи… (Змеи обгонят гусениц)

Люди и машины… (Машины обгонят людей).

"Кто чем питается?"

Картинки с изображением пищи и животных раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает одним словом. Чем питаются зайцы? (например: «морковью") или предложением ("Зайцы питаются морковью").

  • чем питаются медведи? медведи питаются малиной
  • чем питаются коровы? коровы питаются травой
  • чем питаются козы? козы питаются капустой

«Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб);

  • "старый"… (дом, пень, человек);
  • "свежая"… (булочка, новость, газета);
  • "старая"(мебель, сказка, книга);
  • "свежее"… (молоко, мясо, варенье);
  • "старое"(кресло, сиденье, окно).

Задания на формирование грамматического строя речи.

«Один-много»

  • Яблоко - яблоки
  • Груша - груши
  • Слива - сливы
  • Персик, банан, ананас
  • Затем проведите игру «Много-один».
  • Апельсины - апельсин
  • Абрикосы - абрикос
  • Помидоры - помидор
  • Огурец, мандарин, лимон

Дать «ласковые имена»

  • Валя-Валечка Вася Соня
  • Саша-Сашенька Даша Ира
  • Люда Катя Аня
  • Зина Рая Сима
  • Серёжа Миша Костя
  • Дима Наташа Вера

«Посчитай»

  • Один помидор, два помидора, три помидора.
  • Один огурец … .
  • Одна редиска… .
  • Один баклажан, … .
  • Одна морковка … .
  • Один кабачок … .
  • Одна репка … .
  • Один боб … .
  • Одна редька … .

Измените предложения по образцу:

  • Он сидит на диване. - Они сидят на диване.
  • Он бежит по дорожке …
  • Он поёт песню …
  • Он рисует солнце …
  • Он идёт домой …
  • Он колет дрова …

«Есть-нет»

У меня есть два мяча - а у меня нет двух мячей.

У меня есть пять кубиков - а у меня нет пяти кубиков.

Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.

4) Задания на развитие дыхания

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Чей пароход лучше?»

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза.

Слышите как бегает волна: с-с-с.
Сыплется песок: с-с-с-с.
Ветер песню напевает: с-с-с-с.
И песочек рассыпает: с-с-с-с.

«Футбол»

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Задания на развитие артикуляции

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Иголочка»

Дети улыбаются, приоткрывают рот, узкий, прямой язык просовывать между зубами. Удерживать на счет до 5.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поварачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Задания на развитие грамматического строя

«Ласковые имена»

  • Валя-Валечка Вася Соня
  • Саша-Сашенька Даша Ира
  • Люда Катя Аня
  • Зина Рая Сима
  • Серёжа Миша Костя
  • Дима Наташа Вера

Покажи на себе и на кукле и назови:

  • Голова-головка Лоб Уши
  • Нога - ножка Затылок Губы
  • Рука Щёки Пальцы
  • Спина Глаза Ногти
  • Живот Брови Ресницы
  • Шея Нос Язык

«Один и много»

Вы называете один предмет, а ребёнок - много.

  • Огурец - огурцы
  • Баклажан - ...
  • Редька - ...
  • Помидор - ...
  • Кабачок - ...
  • Редиска - ...
  • Боб - ...
  • Тыква - ...
  • Патиссон - ...

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора.

  • Один огурец … .
  • Одна редиска… .
  • Один баклажан, … .
  • Одна морковка … .
  • Один кабачок … .
  • Одна репка … .
  • Один боб … .
  • Одна редька … .

«Есть - нет»

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Задания на развитие словаря

Игра «Кто с какими буквами дружит».

На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.

Игра «Теремок».

Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Достаем предметную картинку - например - утюг. Дети называют предмет.

В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. (стучит первый игрок ) кто там?

Д. Это я - настольная лампа. Пусти к себе жить?

1-й игрок: Пустим, если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.

«Я один»

Один - ботинок, туфель, сапог, галош, валенок, шлёпанец, чешек…

«Сплетем венок из предложений»

Воспитатель произносит предложение, а дети находят в нем последнее слово и с ним придумывают предложение и т.д.

Например:

  1. Сережа читает книгу.
  2. Книга лежит на столе.
  3. Мой стол чистый.
  4. Чистые руки - залог здоровья и т.д.

Задания на развитие интонации

«Назови ласково»

Ребенку предлагается повторить фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».

Например: У лисы пушистый хвост. - У лисички пушистый хвостик. или «У лисички пушистенький хвостик.»

«Качели»

Цель. Формировать навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: «И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

«Три медведя»

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить басистым громким голосом слова папы-медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с ребенком за маму-медведицу спокойным голосом: «КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ?». И наконец, за Мишутку - тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

«Лягушка и лягушата».

Взрослый будет «лягушкой», дети - «лягушатами». Скажите детям, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» - «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать «диалог» собаки и щенят, кошки и котят и т.д.

«Поехали, поехали».

Дети, взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе слова потешки: «Поехали, поехали за грибами, за орехами», затем переходят на бег и произносят продолжение потешки в быстром темпе: «Поскакали, поскакали с пирогами, с пирогами». Заканчивают потешку, замедляя темп и падая на пол: «Подустали, притомились, на землю свалились».

Задания на развитие темпа и ритма

«На крыше»

Серый кот залез на крышу.
Ну а там сидели мыши.
«Пробегают пальцами от коленок до макушки»
Как увидели кота,
Разбежались кто куда.
Быстро «пробегают пальцами вниз от макушки до колен»

«Из-за леса, из-за гор»

Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленно)
Жена на коровке, (средне)
Детки на телятках, (быстро)
Внуки на козлятках. (очень быстро)

«Шаги и хлопки»

Стоя в кругу, дети на каждую четверть такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

«Барабан»

Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам-бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана - медленное или быстрое.

«Будь внимательным»

Цель. Развитие понимания ребенком темпа речи, паузы.

Прочитайте предложения, правильно делая паузы.

  • Что, болит? Что болит?
  • Ну, что споём? Ну что, споём?