На коррекционных занятиях, направленных на автоматизацию поставленного звука, необходимо сформировать мотивационную сферу и вовлекать детей в активное соревнование. Было замечено, что, при соединении методики корректурной пробы и непосредственной автоматизации звука в словах, этап усвоения звука проходит быстрее и эффективнее. При такой работе можно увидеть уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять задания.
Упражнение проводится на всех этапах автоматизации в словах разной слоговой структуры и в зависимости от позиции звука в слове, в 2, 3 этапа усложнения, что позволяет закрепить поставленный звук в речи. При взаимодействии всех речеслуховых и речедвигательных анализаторов, при включении мыслительной операции сериации, речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Данные упражнения позволяют сократить срок автоматизации; мотивировать к выполнению упражнений, создавая положительный эмоциональный фон; разнообразить коррекционную работу; развить мелкую моторику, подготовить руку к письму, формируют умение следовать по тексту слева направо.
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, формирование мыслительных операций.
Задачи:
- Ввести поставленный звук в слова с разной слоговой структурой,
- развивать мелкую моторику,
- развивать графо-моторные навыки,
- развивать слухо-речевой контроль.
- формировать лексико-грамматическую компетенцию.
- формировать мыслительные операции.
Описание: бланки с миниатюрными символами (по 4 ряда располагаются в произвольном порядке) и образец с крупными символами. Ребенок, просматривая ряды, слева на право, выполняет упражнение по предложенному образцу.
На каждую ступень автоматизации поставленного звука (в начале слова, в середине между гласными, в стечении согласных, в обратных слогах) подобраны картинки. Их располагаем на (под) фигурами на образце (рис. 1). Таким образом, по 1 карточке, при смене картинок, отрабатываются всевозможные комбинации звуков на автоматизацию, дифференциацию. Или же закрепление определенных умений: определять цвет, форму, направление в пространстве и т.д.
Рис. 1 Рис. 2
Инструкция:
- Каждый символ обозначен картинкой (буквой (рис. 2), цветом (рис. 3).
Назови все картинки правильно, следи за звуком (при автоматизации). - В каждом символе стоит определенный знак. Повтори так же. (рис. 4).
- Каждый символ обозначает определенный цвет.
Рис. 3 Рис.4
Рис. 5 (автоматизация звука [С]) Рис. 6 (автоматизация звука [Л])
Положи сверху фишку так же, как на Ленте.
С усложнением:
- Добавить цветную фишку и произносить словосочетание (автоматизация звука [Р]): красный шар, черная ворона.
- Произнести слова в обратном порядке снизу вверх, справа-налево.
- Произнести слова с перевернутой карточкой.
- Произнести слова по памяти, при перевёрнутых картинках.
Рис. 5 (автоматизация звука [Л']) Рис. 6 (автоматизация звука [Ш])