Цель: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, развитие художественно-творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования.
Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря, расширение представлений детей о территории Татарстана, национальностей, живущих в нём, совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание уважения к различным национальностям республики, их культуре, языку, воспитание дружеских взаимоотношений в детском коллективе, воспитание чувство гордости за свой народ.
Оборудование: карта Татарстана, презентация, карточки с заданиями, диск с гимном Татарстана.
Предварительная работа: просмотр мультфильма "Ак Барс", рассматривание альбома о Казани, экскурсия в музей.
Ход занятия
I. Организационный этап
(на экране - природа Татарстана, достопримечательности республики и звучит стихотворение К.Афанасьевой)
В России мест красивых много,
Но Татарстан - мне всех милей!
Царица здесь одна природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца - краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань - столица.
В округе много городов...
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.
II. Основной этап
Логопед: Здравствуйте, дорогие дети! У нас сегодня не обычное занятие, а занятие - праздник. Тема нашего занятия «День Республики Татарстан».
Воспитатель: День Республики - один из любимых праздников в Татарстане. Впервые его отметили 30 августа 1991 года, а годом ранее в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете.
Логопед:
Цвети, священная земля моя,
Да будет мирным твой небосвод!
Единый дом у нас, одна семья,
Живет в согласии наш народ
Эти строки из гимна Республики Татарстан. Автор текста: Рамазан Байтимеров, композитор: Рустем Яхин. (Звучит гимн Татарстана, дети стоя слушают).
Воспитатель: У каждой страны и республики есть свои символы - флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана. Какие цвета есть на флаге? (Зеленый, белый, красный). А вы знаете, что означает каждый цвет? (Зеленый - это цвет весны и молодости, белый цвет - означает чистоту, а красный - это цвет солнца, энергии и силы).
Логопед: А теперь посмотрите на герб нашей республики. Что там изображено? (Белый Барс) Это необычный барс - он крылатый. Крылатый белый барс означает свободолюбие и независимость нашей республики. Очень внимательно рассмотрите флаг и герб Татарстана и запомните. Это вам понадобится при выполнении задания.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем. (На экране появляется рисунок).
- Посмотрите на этот рисунок. Здесь вы видите флаги и гербы разных республик. Среди них вам нужно будет найти атрибутику Татарстана и выделить их кружочком. Задание будете выполнять на карточках. (Каждому ребенку раздается карточки и карандаши)
Логопед: Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас поговорим о татарских национальных блюдах. Кулинарное искусство татарского народа богато своими традициями, уходящими в глубину веков. Изделия татар всегда славились оригинальностью приготовления, вкусовыми качествами и оформлением. А какие любимые блюда у вас? (Дети называют свои любимые блюда). Чтобы лучше запомнить их названия выполняем пальчиковую гимнастику и проговариваем стихотворение.
Дедушке бэлеш,
Бабушке - чак-чак,
Папа любит - перемеч,
А мама - очпочмак.
Губадия, кыстыбый,
Коймак, хворост, вак белеш,
Приглашаю я вас в гости.
Непременно приходите!
Воспитатель: Татарстан - многонациональная республика. Здесь в дружбе и в согласии живут татары, русские, башкиры, чуваши, удмурты, марийцы.
Логопед: Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях - Алсу и Настя. (Девочки в национальных одеждах). Они расскажут вам стихотворение.
Алсу:
Без - татарлар! Шушы исем белән
Җирдә яшәү үзе бер бәхет,
Яшибез без бу җирдә
Бар халыклар белән берләшеп.
Настя:
Наш Татарстан
Дружбой славится,
Нам жить в Татарстане
Очень нравится.
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами были в музее, где ознакомились с национальными костюмами разных народов. Посмотрите на девочек и вспомните названия элементов их костюмов.
- Калфак, күлмәк, чулпы, читек, камзул (дети проговаривают хором).
- Кокошник, бусы, рубаха, сарафан, башмаки (дети проговаривают хором).
Логопед: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня нарисуете рисунок с нетрадиционным способом. С помощью ладошек вам нужно будет нарисовать солнце. Рисование с ладошками позволит вам ощутить незабываемые положительные эмоции. (На листе ватмана нарисовано лицо солнышки. Дети раскрашивают ладошки разноцветными красками, и с их помощью делают лучики для солнышка.)
Логопед: Ребята, посмотрите, какое яркое, красивое солнышко получилось у нас!
А знаете, почему она такое яркое, красивое? Потому что, это солнце дружбы. Вы все вместе и с удовольствием нарисовали его, поэтому оно улыбается и светит яркими лучиками.