Цель: Формирование лексико-грамматической компетенции.
Образовательная задача: Уточнить знания детей о животных леса, как о диких животных.
Коррекционные задачи:
- Закрепить в речи предлоги: на, с, под. Научить использовать в речи предлог: из-под;
- Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже;
- Упражнять детей в ответах на вопросы по сюжету сказки; по содержанию сказки «Как звери бельчат спасали» словосочетанием, фразой в правильной грамматической форме.
Воспитательные задачи:
- воспитывать в детях доброжелательность, чувство эмпатии; активность, самостоятельность; интерес к художественной литературе;
- создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи;
- формировать в детях умение оценивать поступки с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.
Оборудование: Карточки-книжки с животными, фигурки животных, деревьев, кустов из сказки, корзинка с орешками.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: - Ребята, к нам в гости пришел гость. Чтобы узнать кто это, отгадайте загадку:
С ветки на ветку, быстрый как мяч,
Скачет по веткам рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал.
Прыгнул на ствол и в дупло убежал.
Логопед: - Кто это?
Ответы детей:
2. Введение в тему
Дети становятся в круг.
Логопед:
Принесла сегодня белка вам рассказ,
Не простой, а увлекательный для вас.
Чтоб его послушать-приготовьте ушки. (дети выполняют самомассаж ушей)
Но сначала как всегда -
Сделай упражнения для язычка!
Дети выполняют артикуляционную гимнастику с логопедом.
Логопед:
А теперь ладошки
Мы помнем немножко.
Не спроста нам белка -
Принесла орешки
Дети вместе с логопедом крутят орешки в руках (грецкий орех): сжимают-разжимают орешки, перекладывают из одной руки в другую, придерживая орешек в руках, перекладывают пальчики на орешек и т.д.)
Логопед:
- Что ж, готовы вы сейчас
Послушать белочкин рассказ?
Ответы детей:
3. Работа по теме
3.1.Ознакомление со сказкой
Логопед зачитывает логосказку «Как звери бельчат спасали»
Жила-была белка с бельчатами. Оставила белка бельчат в дупле, а сама побежала грибы, орехи собирать на зиму. Только белка ускакала, как вдруг около дупла показалась куница. «Какие хорошенькие бельчатки, сейчас я вами полакомлюсь…» Бельчата заплакали и закричали: Мамочка…. Но белка не слышала.
Она скакала и приговаривала: С дерева на кустик, с кустика под кустик, из-под кустика обратно на дерево. Наберу сейчас для своих бельчаток орехов и грибов.
Вдруг подлетает к белке дятел. Белка, спеши скорее к своим бельчатам, их куница утащить и съесть хочет. Белка испугалась и говорит: Дятел, что же мне делать? Я одна с куницей не справлюсь…
Я сейчас тревогу подниму по всему лесу, говорит дятел. И застучал он клювом по сухой ёлке.
А белка поскакала к своим бельчатам: С дерева на кустик, с кустика под кустик, из-под кустика обратно на дерево.
Услышали звери тревожный стук дятла и стали собираться под сухой ёлкой. Рогатый олень, волк, лиса, ёжик. Дятел и говорит: Друзья, надо помочь белке куницу одолеть. И пошли они все вместе к дуплу, где белка с бельчатами жила.
А куница уже в дупло лезет к бельчатам. Дятел подлетел к кунице и клюнул её. Куница свалилась с ветки прям на колючего ежика. Олень замотал рогами, а волк с лисой зарычали на неё. Испугалась куница и убежала далеко в лес. Так от врага дружба спасла.
Логопед: - Ребята, понравилась ли вам сказка?
Ответы детей:
Логопед:
- Куницу быстро проучили,
И не случилась с белками беда.
3.2. Обсуждение сказки
Логопед задает детям вопросы.
- Понравилась ли вам сказка?
- Что особенно понравилось ?
- Поведение какого животного тебе понравилось больше? Почему?
- Было ли вам жалко бельчат? Почему?
- Правильно ли поступили животные, проучив куницу? Почему?
- Как вы думаете, будут ли все животные теперь дружить после такого события? Почему?
- Вы бы хотели чтоб у вас были такие верные друзья? Почему?
- Как вы считаете, какой должен быть настоящий друг?
- А кому стало жалко куницу? Почему?
- Давай вспомним как называются детеныши животных (медведь, заяц, лиса, волк и т.д.)
Ответы детей словом, словосочетанием или фразой.
3.3. Физминутка про лес
Логопед: - А сейчас встанем на ножки с делаем зарядку:
Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лесу обхитрим,
На носочках убежим. (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели
И тихонечко все сели.
3.4. Предлоги
Логопед: - Ребята, а кто запомнил что приговаривала белочка, когда скакала по лесу?
Ответы детей:
Логопед обобщает ответы детей и моделирует ситуацию:
Белка скакала и приговаривала: С дерева на кустик, с кустика под кустик, из-под кустика обратно на дерево.
Логопед: - Кто хочет показать как скакала белочка и что она приговаривала?
Ответы детей и моделирование ситуации.
Логопед: - А давайте представим, что белка с бельчатами захотели поскакать в гости к своим друзьям. К кому поскачут белка с бельчатами? Что будут приговаривать?
Ответы детей и моделирование ситуации.
4. Рефлексия
Логопед:
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
- Ребята, вспомните, о чём мы вели беседу, какие игры и задания выполняли?
- Сегодня _ _ _ активно участвовал, _ _ _ нужно отвечать полным ответом, _ _ _ _ быть внимательным.
- Скажем друг другу спасибо! Вы большие молодцы!