Логопедическое занятие во 2-м классе по теме "Дифференциация к–г. Дары Севера - северные ягоды"

Разделы: Логопедия


Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о ягодах Севера;
  • Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

Коррекционные:

  • Дифференцировать звуки к-г, развивать фонематическое восприятие;
  • Закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; активизировать умения и навыки в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;

Развивающие задачи:

  • Развивать связную монологическую речь, самостоятельность

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к природе родного края,   эмоциональную отзывчивость.

Ход урока

1. Оргмомент

Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда отправимся - об этом скажем чуть-чуть позже, а пока надо подготовится к предстоящим трудностям и подготовить свой организм. Начнём с глаз: наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят) - поморгать. Уши внимательно слушают и все ... (слышат) – растереть ушки. Голова хорошо ... (работает) – погладить себя по голове. Чтобы руки хорошо работали – похлопаем, чтобы ноги не уставали – потопаем. А теперь гимнастика для органов речевого аппарата:

- поцокать, как лошадки;

-“Футбол”

- “Индюк

А чтобы было хорошее настроение – улыбнёмся и скажем дружно себе и товарищам “В добрый путь!”

2. Актуализация

- Сегодня мы с вами отправимся в лес. (слайд 1)

- В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов. А вот что же нас заинтересовало в лесу, вы ответите сами, прочитав слово по определённым буквам.

На доске картинки: мяч(вторая буква), огурец( вторая буква), ведро(последняя), редиска(третья буква), ножницы (последняя). Какое слово получилось? ЯГОДЫ.

Сообщение цели урока.

3. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, сегодня доктору Айболиту пришло тревожное письмо от бабки и деда. И через видео связь он хочет нам его показать (слайд 2,3).

Письмо:

Здравствуйте, уважаемый доктор Айболит!

Бабка:

Быстро уставать стала.
А раньше, бывало,
Я этих слов и вовсе не знала.

Дед:

А меня, видать, продуло –
Знобит так, что сил нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Нам пить непривычно...
Нам северные ягоды
Помогают отлично.

- Но вся беда в том, что не знает Доктор Айболит наших северных ягод и очень просит вас помочь ему разобраться в ягодах, чтобы написать правильный рецепт для лечения бабки и деда. Поможем доктору Айболиту? А для этого нужно походить по лесу, по болоту. А вы готовы?

4. Открытие новых знаний.

Встали. Приготовились.
В северный лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок –
А вот и северный лесок.
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
На полянку мы заходим,
Много ягод здесь находим.

Выступления детей (предварительная подготовка) по плану:

  • Как выглядит?
  • Где растёт?
  • Какими полезными лечебными свойствами обладает?

Презентация.

1. (Слайд 4) – брусника (выступление Алёны Л.), дополнения.

Вечнозеленый кустарничек высотой 10-30 см. Ягода темно-красная, диаметром около 7 мм. Цветет в мае-июне, плоды начинают созревать в конце августа. Растет в сосновых лесах, в заболоченных березняках и ельниках. Ягоды используют в пищу в свежем и переработанном виде. Лекарственное растение. Оно незаменимо при заболевании почек, возбуждает аппетит, утоляет жажду.

2. (Слайд 5) – голубика (Люба К.)

Ветвистый, листопадный кустарничек высотой от 30 см (иногда до 1,2 м). Плод - голубая овальная крупная ягода, похожая на виноградинку. Цветет в июне-июле, плодоносит в августе-сентябре. Любит хвойные леса. Ягоды употребляют в пищу как свежими, так и переработанными в виде сока, киселя, варенья и т.п. Они богаты огромным содержанием витаминов и способствуют укреплению организма.

3. (Слайд 6) – черника (Милена Л.)

Низкий кустарничек.Плод - сочная шаровидная черно-синяя ягода диаметром до 1 см. Цветет в мае-июне, плоды созревают в июле-августе. Растет во влажных хвойных лесах, на моховых болотах. Пищевое и лекарственное растение. Ягоды употребляются в пищу в свежем и переработанном виде. Лекарственное растение, богатое витаминами. Чернику применяют при заболеваниях глаз, для повышения остроты зрения., при расстройстве желудка.

4. (слайд 7) – малина (Влада П.)

Полукустарник высотой до 2 м. Ягоды — сочные многокостянки, округлые, малиновые. Цветет в июне, опыляется насекомыми; плоды созревают в июле-августе. Плоды вкусные, употребляются в пищу в свежем и переработанном виде. Медонос. Лекарственное растение. Для медицинских целей используют и стебли, и листья, и плоды. Отвар из стеблей,листьев и сухих плодов помогает при кашле, ознобе, понижает температуру.

(слайд 8) – клюква (Ольга К.)

Ягода темно-красная, сочная, кислая. Цветет в июне, плоды созревают в сентябре и сохраняются под снегом до мая следующего года. Растет на болотах. Очень важное пищевое и лекарственное растение. Листья употребляют вместо чая. Клюквенный сок называют “напитком здоровья”. Он обладает противовоспалительным и жаропонижающим действием при ангинах и других простудных заболеваниях, а смесь сока с мёдом- прекрасное средство от кашля.

(слайд 9) – морошка (Милена Р.)

Многолетнее растение. Плоды - многокостянки, сначала красные, а зрелые - янтарно-желтые, полупрозрачные. Цветет в июне–июле, плоды созревают в конце июля–сентября. Растет на болотах, в заболоченных редкостойных лесах, тундрах. Растение обладает сильным бактерицидным свойством, т.е убивает микробов. Соком морошки можно смазывать ранки. Хорошее средство от кровоточивости дёсен. Очень богато витаминами.

(слайд 10)- черёмуха (Тоня Л. ) Ягоды черёмухи чёрного цвета, с косточкой внутри. Цветёт черёмуха весной белыми цветами. Сильный аромат листьев и цветов обладает бактерицидным воздействием. Это свойство черёмухи можно использовать в быту. Если очень захотелось пить где-то на природе, то болотная или озёрная вода быстро станет пригодной для питья, если опустить в кружку веточку черёмухи. Все вредные микроорганизмы быстро погибнут. Также черёмуха- незаменимое средство при расстройстве желудка.

Вот такие в нашем лесу растут полезные ягоды!

5. Работа по дифференциации звуков г–к.

- А сейчас откройте тетради и запишите число. Послушайте звукосочетания и запишите по середине следующей строки только согласные: ука, ага. Какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (дать характеристику звукам г-к)

1. Прочитайте ряды слогов и запишите их по памяти:(слайд 11)

га-ка-га го-ко-го ко-го-ко
ка-га-ка ку-гу-ку гу-ку-гу

2. Приготовьте карточки с буквами Г и К. Если в слове услышите звук к, поднимайте карточку с буквой К, а если услышите звук г, то карточку с буквой Г: клюква, голубика, яблоко, груша, крыжовник, огурец, редиска, картошка, гриб.

3. Прочитайте слоги и соберите слова: (слайд 12)

ко, ос, лок ка, чер,ни рош,мо,ка до, ка, гад
кры, ник, жов кру, зор, го ки, гал, сту ко, кро, дил

4. Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. (слайд 13)

у.ол, ва.он, у.сус, по.ода, у.оль, лав.а, .амень, .усто, .усты, .рафин, я.ода, .аль.а, с.аз.а, я.од.а, .олуб.а, за.ад.а, .ро.одил.

5. Работа с картинкой – раскраской:(слайд 14)

а)отгадать загадку и раскрасить картинку-отгадку;

б)расшишровать и прочитать слово-название ягоды;

в)Раскрасить только те ягоды, в названии которых есть звуки г-к, рядом выполнить графическое изображение этого слова и определить, в каком слоге находятся буквы г-к.

6. Работа по развитию навыков словообразования и словоизменения:

Из ягод можно приготовить морс, варенье, начинку для пирогов и т.д. (слайд 15)

  • Морс какой? ( Клюквенный, брусничный, черничный, голубичный, малиновый....);
  • Варенье какое?....
  • Начинка какая? ....

Д/и “Скажи ласково”:

  • Голубика – голубичка
  • Брусника – брусничка
  • Малина- ...
  • Черёмуха – черёмушка
  • Черника- ...
  • Клюква - ...

7. Метапредметные связи. Решить задачу (слайд 16)

Рецепт витаминного чая от доктора:

1 столовая ложка сухих ягод черники, сухих ягод малины на 1 ложку больше, а листьев малины столько ложек, сколько ложек ягод вместе. Всё заливаем кипятком, настаиваем и принимаем по 1 стакану 3 раза в день.

Вопрос: Сколько нужно ягод малины?

Сколько нужно листьев малины?

8. Итог урока (слайд 17).

9. Рефлексия.