Задачи:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления детей о ягодах Севера;
- Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
Коррекционные:
- Дифференцировать звуки к-г, развивать фонематическое восприятие;
- Закрепить умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; активизировать умения и навыки в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
Развивающие задачи:
- Развивать связную монологическую речь, самостоятельность
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к природе родного края, эмоциональную отзывчивость.
Ход урока
1. Оргмомент
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А вот куда отправимся - об этом скажем чуть-чуть позже, а пока надо подготовится к предстоящим трудностям и подготовить свой организм. Начнём с глаз: наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят) - поморгать. Уши внимательно слушают и все ... (слышат) – растереть ушки. Голова хорошо ... (работает) – погладить себя по голове. Чтобы руки хорошо работали – похлопаем, чтобы ноги не уставали – потопаем. А теперь гимнастика для органов речевого аппарата:
- поцокать, как лошадки;
-“Футбол”
- “Индюк
А чтобы было хорошее настроение – улыбнёмся и скажем дружно себе и товарищам “В добрый путь!”
2. Актуализация
- Сегодня мы с вами отправимся в лес. (слайд 1)
- В лесу много деревьев, зверей, птиц, грибов. А вот что же нас заинтересовало в лесу, вы ответите сами, прочитав слово по определённым буквам.
На доске картинки: мяч(вторая буква), огурец( вторая буква), ведро(последняя), редиска(третья буква), ножницы (последняя). Какое слово получилось? ЯГОДЫ.
Сообщение цели урока.
3. Постановка учебной проблемы.
- Ребята, сегодня доктору Айболиту пришло тревожное письмо от бабки и деда. И через видео связь он хочет нам его показать (слайд 2,3).
Письмо:
Здравствуйте, уважаемый доктор Айболит!
Бабка:
Быстро уставать стала.
А раньше, бывало,
Я этих слов и вовсе не знала.
Дед:
А меня, видать, продуло –
Знобит так, что сил нету.
То ноги, то живот, то голова.
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные
Нам пить непривычно...
Нам северные ягоды
Помогают отлично.
- Но вся беда в том, что не знает Доктор Айболит наших северных ягод и очень просит вас помочь ему разобраться в ягодах, чтобы написать правильный рецепт для лечения бабки и деда. Поможем доктору Айболиту? А для этого нужно походить по лесу, по болоту. А вы готовы?
4. Открытие новых знаний.
Встали. Приготовились.
В северный лес попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок –
А вот и северный лесок.
Над ним синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
На полянку мы заходим,
Много ягод здесь находим.
Выступления детей (предварительная подготовка) по плану:
- Как выглядит?
- Где растёт?
- Какими полезными лечебными свойствами обладает?
1. (Слайд 4) – брусника (выступление Алёны Л.), дополнения.
Вечнозеленый кустарничек высотой 10-30 см. Ягода темно-красная, диаметром около 7 мм. Цветет в мае-июне, плоды начинают созревать в конце августа. Растет в сосновых лесах, в заболоченных березняках и ельниках. Ягоды используют в пищу в свежем и переработанном виде. Лекарственное растение. Оно незаменимо при заболевании почек, возбуждает аппетит, утоляет жажду.
2. (Слайд 5) – голубика (Люба К.)
Ветвистый, листопадный кустарничек высотой от 30 см (иногда до 1,2 м). Плод - голубая овальная крупная ягода, похожая на виноградинку. Цветет в июне-июле, плодоносит в августе-сентябре. Любит хвойные леса. Ягоды употребляют в пищу как свежими, так и переработанными в виде сока, киселя, варенья и т.п. Они богаты огромным содержанием витаминов и способствуют укреплению организма.
3. (Слайд 6) – черника (Милена Л.)
Низкий кустарничек.Плод - сочная шаровидная черно-синяя ягода диаметром до 1 см. Цветет в мае-июне, плоды созревают в июле-августе. Растет во влажных хвойных лесах, на моховых болотах. Пищевое и лекарственное растение. Ягоды употребляются в пищу в свежем и переработанном виде. Лекарственное растение, богатое витаминами. Чернику применяют при заболеваниях глаз, для повышения остроты зрения., при расстройстве желудка.
4. (слайд 7) – малина (Влада П.)
Полукустарник высотой до 2 м. Ягоды — сочные многокостянки, округлые, малиновые. Цветет в июне, опыляется насекомыми; плоды созревают в июле-августе. Плоды вкусные, употребляются в пищу в свежем и переработанном виде. Медонос. Лекарственное растение. Для медицинских целей используют и стебли, и листья, и плоды. Отвар из стеблей,листьев и сухих плодов помогает при кашле, ознобе, понижает температуру.
(слайд 8) – клюква (Ольга К.)
Ягода темно-красная, сочная, кислая. Цветет в июне, плоды созревают в сентябре и сохраняются под снегом до мая следующего года. Растет на болотах. Очень важное пищевое и лекарственное растение. Листья употребляют вместо чая. Клюквенный сок называют “напитком здоровья”. Он обладает противовоспалительным и жаропонижающим действием при ангинах и других простудных заболеваниях, а смесь сока с мёдом- прекрасное средство от кашля.
(слайд 9) – морошка (Милена Р.)
Многолетнее растение. Плоды - многокостянки, сначала красные, а зрелые - янтарно-желтые, полупрозрачные. Цветет в июне–июле, плоды созревают в конце июля–сентября. Растет на болотах, в заболоченных редкостойных лесах, тундрах. Растение обладает сильным бактерицидным свойством, т.е убивает микробов. Соком морошки можно смазывать ранки. Хорошее средство от кровоточивости дёсен. Очень богато витаминами.
(слайд 10)- черёмуха (Тоня Л. ) Ягоды черёмухи чёрного цвета, с косточкой внутри. Цветёт черёмуха весной белыми цветами. Сильный аромат листьев и цветов обладает бактерицидным воздействием. Это свойство черёмухи можно использовать в быту. Если очень захотелось пить где-то на природе, то болотная или озёрная вода быстро станет пригодной для питья, если опустить в кружку веточку черёмухи. Все вредные микроорганизмы быстро погибнут. Также черёмуха- незаменимое средство при расстройстве желудка.
Вот такие в нашем лесу растут полезные ягоды!
5. Работа по дифференциации звуков г–к.
- А сейчас откройте тетради и запишите число. Послушайте звукосочетания и запишите по середине следующей строки только согласные: ука, ага. Какие звуки мы сегодня будем учиться различать? (дать характеристику звукам г-к)
1. Прочитайте ряды слогов и запишите их по памяти:(слайд 11)
га-ка-га го-ко-го ко-го-ко ка-га-ка ку-гу-ку гу-ку-гу
2. Приготовьте карточки с буквами Г и К. Если в слове услышите звук к, поднимайте карточку с буквой К, а если услышите звук г, то карточку с буквой Г: клюква, голубика, яблоко, груша, крыжовник, огурец, редиска, картошка, гриб.
3. Прочитайте слоги и соберите слова: (слайд 12)
ко, ос, лок ка, чер,ни рош,мо,ка до, ка, гад кры, ник, жов кру, зор, го ки, гал, сту ко, кро, дил
4. Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. (слайд 13)
у.ол, ва.он, у.сус, по.ода, у.оль, лав.а, .амень, .усто, .усты, .рафин, я.ода, .аль.а, с.аз.а, я.од.а, .олуб.а, за.ад.а, .ро.одил.
5. Работа с картинкой – раскраской:(слайд 14)
а)отгадать загадку и раскрасить картинку-отгадку;
б)расшишровать и прочитать слово-название ягоды;
в)Раскрасить только те ягоды, в названии которых есть звуки г-к, рядом выполнить графическое изображение этого слова и определить, в каком слоге находятся буквы г-к.
6. Работа по развитию навыков словообразования и словоизменения:
Из ягод можно приготовить морс, варенье, начинку для пирогов и т.д. (слайд 15)
- Морс какой? ( Клюквенный, брусничный, черничный, голубичный, малиновый....);
- Варенье какое?....
- Начинка какая? ....
Д/и “Скажи ласково”:
- Голубика – голубичка
- Брусника – брусничка
- Малина- ...
- Черёмуха – черёмушка
- Черника- ...
- Клюква - ...
7. Метапредметные связи. Решить задачу (слайд 16)
Рецепт витаминного чая от доктора:
1 столовая ложка сухих ягод черники, сухих ягод малины на 1 ложку больше, а листьев малины столько ложек, сколько ложек ягод вместе. Всё заливаем кипятком, настаиваем и принимаем по 1 стакану 3 раза в день.
Вопрос: Сколько нужно ягод малины?
Сколько нужно листьев малины?
8. Итог урока (слайд 17).
9. Рефлексия.