Формирование лексико-грамматической стороны речи у младших школьников при изучении темы "Однокоренные слова"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


В коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР 3 уровня особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами.

Для последовательного ознакомления детей с темой «Однокоренные слова» необходимы:

  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте;
  • упражнения в определении родственных слов в тексте:
  • упражнения на группировку однокоренных родственных слов и самостоятельный их подбор;
  • упражнения, направленные на использование однокоренных родственных слов детьми в собственной речи (например составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов).

Последовательная система упражнений и заданий позволяет логопеду управлять умственной деятельностью обучающихся.Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счёт развития практических навыков словообразования; развитие мыслительных способностей детей. Вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развиваются память, поскольку однокоренные родственные слова группируются детьми в словообразовательные цепочки, языковое чутьё, решается пропедевтическая задача: закладывается основа для орфографически грамотного письма.

Конспект урока по теме: Однокоренные слова. Зимние приключения Лунтика.

Цель: обогащать словарный запас обучающихся, обучать подбору однокоренных слов.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: уточнять и расширять пассивный и активный словарный запас за счёт развития практических навыков словообразования.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать речь, внимание, память, мыслительные способности; активизировать коммуникативную деятельность.
  3. Воспитывающие: воспитывать интерес к логопедическим занятиям, прививать чувство товарищества и доброты.
  4. Здоровьесберегающие: сохранять и укреплять здоровье обучающихся, развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • плакат « Ёлочка»;
  • кружки разного цвета диаметром 10 см;
  • рисунок «Лунтик».

Формы работы в соответствии с ФГОС: работа в парах, самостоятельная работа учащихся, индивидуальный подход к учащимся.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по развитию фонематических процессов, слуховой памяти.

Учитель: Ребята, к нам с Луны спустился герой мультфильма. Как его зовут?

Рисунок 1

Дети: Лунтик.

Учитель: Повторите пару слов луна – Лунтик. Чем они похожи?

- Выделите корень – общую часть этих слов. Как называются эти слова?

Дети: Родственные однокоренные.

Учитель: Какое время года сейчас?

- Лунтик не знает, что такое зима и однокоренные слова, научите его подбирать однокоренные слова и выделять корень в словах.

Задание.

Подберите однокоренные слова к слову зима, выделите корень. Проверка.

- Сегодня у нас урок «зимний», продолжите фразу: Мёрзнут щёки, руки, нос, в гости мчится ... (Дед Мороз).

- Подберите однокоренные слова к этому слову дед. (Дедушка.)

Физкультурная минутка (звучит новогодняя песенка, дети выполняют упражнения за логопедом: «мёрзнут щёчки», «отогреем руки», наклоны, повороты туловищем и т.д.).

3. Упражнения в употреблении однокоренных слов.

Задание 1. Отгадайте загадку.

Зимой и летом
Одним цветом.

- Послушайте сказку «Про Ёлочку», запомните однокоренные слова, назовите их.

Задание 2. Отгадайте загадку.

Белый мороз к палочке прирос,
Молочное, шоколадное
Всегда прохладное. (Мороженое.)

- Найдите однокоренные слова, выделите корень. Придумайте свои слова с корнем мороз, запишите их, выделите корень в словах.

- А теперь называйте свои однокоренные слова к слову мороз, берите разноцветные шарики и украшайте нашу ёлочку (слово-шарик). Составьте предложения.

Задание 3.

- Без чего не проходит новогодний праздник? (Без хоровода.)

- Я буду читать стихотворение. А вы запомните цепочку однокоренных слов, составьте свой «хоровод из слов».

Снег, снежинки, снегопад!
Назвать слова я эти рад!
Весёлой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой,
Из снега будет снеговик,
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведёт.
Но улетят вдруг снегири,
И стихнут лютые метели,
Проснётся в снежной колыбели.

- Запишите, какие запомнили слова, выделите корень.

Физкультурная минутка « Раз, два, три, четыре, пять, будем родственников звать!» (игра с мячом).

4. Работа по развитию лексико-грамматических представлений. Разрешение проблемной ситуации.

Задание.

Назовите однокоренное слово: зима – зимний, холод – холодный, птицы – птичьи, краса – красивый, игрушка – игрушечный, морковь – ..., яблоко – ..., ведро – ...

- Лунтик много узнал и видит, как вы стараетесь, ребята.

5. Упражнения, направленные на уточнение понятий корень слова и однокоренные слова.

Задание «Найди лишнее слово».

Предлагаются цепочки слов, среди них есть лишнее слово, которое не относится к однокоренным.

6. Обобщение полученных знаний.

- Какие слова называются однокоренными? Как пишутся корни в однокоренных словах.

7. Подведение итогов.

- Чему вы научились? Какое задание было самым трудным? Лунтик тоже научился выделять корень и подбирать однокоренные слова.

8. Рефлексия.

- Покажите фишкой своё участие на уроке на «лестнице успеха». (Дети дают самооценку своей работы на занятии, поставив свой магнитик-фишку на ступеньку лестницы, которая начерчена на доске.)