Понятие “Здоровье” очень обширно и сложно. Для детей дошкольного возраста возможность посещать ДОУ, овладение знаниями и навыками, предусмотренными программой, - показатели нормального функционального состояния организма, состояния уравновешенности с внешней средой. К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений( недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют лечебной.
Основу коррекционно-оздоровительной работы составляют специальные организованные формы двигательной деятельности. В своей работе мы используем элементы логоритмики, психогимнастики, упражнения на развитие дыхания, артикуляционную гимнастику, музыкотерапию. Использование в логопедической работе коррекционно–оздоровительных методик помогает нам быстрее и качественнее осуществлять исправление и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Используя в работе кинезиологические упражнения мы стимулируем интеллектуальное развитие, создаем предпосылки для многих психических процессов, на которых базируется развитие речи детей : память , внимание, логическое мышление.
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают нам восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные рефлекторно влияют на гармонизацию психики ребёнка, уравновешивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, нормализуют психическую и двигательную активность детей, приводят к улучшению настроения, исчезновению инертности.
Дыхательные упражнения способствуют формированию плавного длительного выдоха, который нужен нам в речевой деятельности, помогают в работе над мелодико-интонационной стороной речи, дают силу голоса, полётность и выразительность речи.
Массаж биологически активных зон помогает в осеннее – зимний период бороться с простудными заболеваниями, активизировать артикуляционную моторику.
С помощью музыкотерапии создаём у детей положительный эмоциональный фон реабилитации, растормаживаем речевую функцию, развиваем дыхательный и артикуляционный аппарат.
Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Применение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. “...Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение...” (Р.Блаво). Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему (А.Р.Гуськов, С.А.Мамулов, И.Р.Тарханов). Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированы и адаптированы для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях. Специальные исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладают музыка Р.Вагнера, оперетты Ж.Оффенбаха, (“Болеро” М.Равеля с их нарастающим ритмом. Улучшению настроения способствуют произведения Ф.Гайдна, А.Россини и большинство произведений В.А.Моцарта. Сонаты Л. ван Бетховена помогают ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. “Каприз №24” Н.Паганини повышает тонус организма, настроение, способствует концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла “Времена года” П.И.Чайковского, “Лунная соната” Л. ван Бетховена.
Наиболее важным для детей являются тренировка наблюдательности и развитие чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. У нас элементы музыкотерапии используются на фронтальных занятиях.
На занятиях можно использовать следующие приемы музыкотерапии:
- прослушивание музыкальных произведений;
- ритмические движения под музыку;
-сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса;
- пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Во время музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин в течение всего занятия;
- использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям;
- на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.
Музыкотерапевтическое направление работы способствует:
- улучшению общего эмоционального состояния детей;
- улучшению исполнения качества движений (развиваются
выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
- коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
- стимуляции речевой функции;
-нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Они способствуют развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений дети учатся ритмично двигаться, сама речь ритмизуется и делается более четкой, громкой, эмоциональной.
Объектом логопедической ритмики является человек (ребёнок) с речевой патологией. Предметом - нарушение психомоторных функций людей с речевой патологией.
Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге - адаптация, к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики: оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.
1. Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата,дыхания, моторной функции, воспитание правильной осанки, походки, ловкости, силы, координации движений.
2. Образовательная задача: дети усваивают знания в области музыкального восприятия, учатся слушать музыку, различать на слух музыкальныепроизведения разного характера и жанра. Ребёнок учится передавать в движении ярко выраженные ритмические акценты, различать долгие и короткие звуки, правильно выполнять логические ударения, закрепляется навык движения в соответствии с характером музыки и навык движения в пространстве.
3. Воспитательные задачи: дети учатся действовать самостоятельно,искать выразительные движения не подражая друг другу. Воспитывается умение перевоплощаться, проявляя СВОИ творческие способности, умение вести себя и двигаться в соответствии тому образу, в который они перевоплотились. Воспитываются личностные качества ребёнка, чувства дружеской поддержки и взаимопомощи, доброе отношение ко всему окружающему.
4. Задачи эстетического воспитания: костюмы героев, оформление зала способствуют эстетическому содержанию детей.
5. Коррекционные задачи: коррекция двигательной сферы, развитие слухового и зрительного внимания, памяти, установление равновесия в деятельности нервной системы, развитие сохранных функциональных систем,создание новых взаимоотношений между всеми функциональными системами организма и в конечном итоге - социальной реабилитации детей с речевой патологией.
Упражнения на ориентировку в пространстве должны включать в себя элементы занимательности и носить имитационный характер. Они являются начальным этапом занятия по логоритмике и должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие.
Ритмико-гимнастические упражнения способствуют выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает в себя упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса., ног, упражнения на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений - научить детей согласовывать движение рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения выполняются под ритмическую музыку, но не быстро, не с частой сменой движений. Задания на координацию движений рук проводятся после ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность детям отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед педагогом стоит задача научить детей создавать музыкально-двигательный образ. Дети учатся изображать повадки различных животных и птиц, затем инсценирование песен. При импровизации важно следить за мимикой детей. Необходимо, чтобы ребенок умел не только движением, но и выражением лица передавать настроение и характер изображаемого образа.
Необходимо также включать в задания по логоритмике игры на развитие слухового внимания, речевого слуха, игры на развитие речевого дыхания, голоса, мимических мышц лица. Эти игры можно проводить под музыку или с голосовым сопровождением под хлопки. Все игры решают поставленные логопедической ритмикой задачи. Логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение детей, развивает внимание (его концентрацию, объём, устойчивость), память (зрительную,слуховую).
Значение логоритмического воздействия на человека подчеркивали многие ученые: В.М.Бехтерев, В.А.Шмеровский, Н.А.Власов, Ю.А.Флоренская, В.А.Гринер и д.р. Они подчеркивали общедидактическое влияние ритма на различные болезненные отключения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Данные виды работы являются частью фронтального занятия, подгруппового или индивидуального.
Учителями-логопедами Телегиной Е.А, Шелевер С.Ю. МДОУ ЦРР д/с №4 “Светлячок” была разработана авторская программа “Обучение и воспитание детей с ОНР”, которая на Всероссийском конкурсе “Призвание - воспитатель” , в номинации “Всё преодолеем” (2011г.) завоевала Золотую медаль.
Список использованных источников
1.Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада (часть 1, часть 2). - М., 1993.
2.Воробьева Т.А. Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб., 2003.
3.Лопухина И.С. Логопедия: речь, ритм, движение. - СПб., 2004.
4.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - СПб., 2001.
5.Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания . – СПб., 2012.
6.Гаврина С.Е. Кутявина Н.А. Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2001.
7.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. - М., 2005.
8.Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью-М., 2002.
9.Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2004.
10.Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.-- М., 2000.
11.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2006.
12.Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 5-6 лет с ОНР. - М., 2012.
13.Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
14.Светлова И. Тренируем память. - М., 2004.
15.КоноваленкоВ.В. Коноваленко С.В. Хлоп - топ (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. - М., 2004.
16.Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Хлоп-топ 2 (нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми. - М., 2004.
17.Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно–голосовые упражнения. - М., 2011.
18. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. – М., 2009.