В мире цветов. Ромашка

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель и задачи:

– воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать способность детей одухотворят природу; закрепить представления о способах распространения растений;
воспитывать эстетическое чутье в определении характера произведений живописи, музыки, поэзии;
уточнить представления детей о жанрах живописи: “пейзаж” и “натюрморт”;
– познакомить детей с нетрадиционными способами изобразительной деятельности: рисование ластиком;
– способствовать развитию социально-коммуникативной компетентности.

Коррекционные цели:

– Уточнить и расширить представления о весенних цветах.
– Совершенствование навыков согласования количественных числительных и существительных;
– Расширить словарь детей через речевые игры.
– Развивать речь, мелкую моторику.
– Учить составлять рассказы-описания о цветах.

Материалы и оборудование: Репродукция картины Надежды Каменской. “Ромашки. Букет” (масло, 2009 г.); репродукция картины Панова Эдуарда “Поле ромашек” (2009 г, холст, масло), модель распространение растений, простые карандаши, ластики, листы плотной бумаги, заранее заштрихованные простым карандашом, диск с записью музыкальных произведений: “Цветы” Шумана и “Шутка” Баха, магнитофон.

Ход занятия

Вводная часть.

Сказала Роза скромненькой Ромашке:
– Смотри, как я прелестна, хороша!
Не то, что ты в своей простои рубашке.
Ты так наивна, “желтая” душа.
– Пусть так, — в ответ кивнула ей Ромашка, —
Мне не положено царицей быть.
Но даже в беленькой, простой рубашке,
Я буду людям радость приносить.

В.: Скажите, ребята, о чем говорит ромашка, какую радость она приносит людям? Сейчас я предлагаю вам поговорить о скромной ромашке.

Л.: Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Какие весенние месяцы вы знаете? Чуть запахло весной, и появились первые цветы. Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом.

Пальчиковая гимнастика "Ромашка".

На солнечной опушке (Дети стоят.)
Ромашка расцвела – (Руками изображают цветок.)
И беленькие ушки
Тихонько подняла. (Цветок над головой.)
В траве она хоронится (Взмахом рук показывают вниз.)
Не любит лезть вперед,
Но всякий ей поклонится (Наклоняются и “берут цветочек”.)
И бережно возьмет.

Основная часть.

Рассматривание картин. Беседа.

В.: Посмотрите на репродукцию картины Надежды Каменской, которая называется “Ромашки. Букет”, она написан масляными красками. Скажите, в каком жанре она написана? (Натюрморт.) Ребята, что вы на ней видите? Предлагаю вам внимательно посмотреть на картину. Подумайте, какое настроение у ромашек? Может, вы услышите, о чем думают цветы. А поможет вам произведение Шумана, (дети рассматривают картину, звучит произведение Шумана “Цветы”).

В.: И какое же настроение у ромашек? Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Может, кто-то из вас, ребята, попробует передать словами то, о чем думают ромашки?

В.: А вот еще одна репродукция картины. Ее автор Эдуард Панов. Она тоже написана масляными красками. В каком жанре написана эта картина? (Пейзаж.) Внимательно посмотрите на картину, (звучит “Шутка” Баха, дети рассматривают репродукцию).

В.: Как бы вы ее назвали? Почему? А автор назвал картину “Поле ромашек”. Какое настроение у этих ромашек? (Ответы детей.)

Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки –
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.

В.: С кем сравнивает цветы Екатерина Серова? (С детьми.) Какая одежда у цветов? Получается, что и в самом простом наряде можно найти свою прелесть.

Скажите, какая картина вам больше понравилась и почему? (Ответы детей.)

Л.: Ребята, давайте поиграем (Игра "Букет")

Ходим, ходим по лужку, (Дети двигаются по кругу, в центре ребенок с букетом.)
Собираем по цветку.
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет!
Кто же, кто же, кто готов
Получить букет цветов?
И не ты, и не ты –
Вот кому мои цветы! (Отдают букет другому ребенку.)

Л.: Давайте вдохнем аромат цветов. Какие эмоции вас переполняют? Вдох носом. Выдох ртом с произнесением “Ах, как чудно пахнет цветок”.

Работа по модели.

Л.: Ребята, а в какое время года можно встретить столько цветов на поляне? А что происходит с ними зимой? Они погибают? А почему же тогда весной они вновь появляются?

Л.: Предлагаю рассмотреть схему и объяснить, что происходит с цветами в каждое из время года? Кто хочет мне помочь?

Вариант рассказа:

Весна. Светит ласковое солнышко. Появляются ростки ромашек. Растения развиваются. Летом солнце светит ярко, идет дождь. И растения начинают цвести. К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена. Семена попадают в землю, где они под слоем снега спят всю зиму. А весной все повторяется.

В.: А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдет? Какой можно сделать вывод? (Со временем они исчезнуть, нужно бережно относиться к растениям.)

Практическая часть.

В.: Я предлагаю вам на время стать художниками и тоже создать картину “Ромашки”? Вы когда-нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Мы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали их. Намечаем на этом фоне овальные середины ромашек более темным фоном. Уголком ластика “рисуем” (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки (дети выполняют свои работы, звучит “Шутка” Баха).

В.: Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек (дети на паласе раскладывают свои рисунки, рассматривают).

Л.: Сколько ромашек выросло на ромашковом поле? (1 ромашка, 3 ромашки, 5 ромашек и т.д. )

Вам нравиться наше ромашковое поле?

Заключительная часть.

Интервью.

В.: Спросим об этом и у наших гостей. Кто желает взять у них интервью? Кто будет корреспондентом, репортером? (Один из детей берет интервью, другой “снимает” происходящее на камеру.)

Вам понравилось наше занятие? Что больше всего запомнилось? Какое впечатление у Вас от того, как мы работали? Спасибо за интервью. Приходите. Будем рады вас видеть.