Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя дефектолога "Звуки окружающей действительности"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Закреплять знания о понятии звук. Формировать умение определять звуки предметов окружающей действительности.
  • Корректировать и развивать слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении; развитие мелкой моторики пальцев рук через упражнение в складывании картинки; формирование правильного речевого дыхания; коррекция и развитию наглядно-образного мышления на основе упражнения “разрезные картинки”.
  • Способствовать воспитанию умения слушать собеседника, усидчивости и сосредоточенности на протяжении урока.

Оборудование:

– игрушки: молоток, звонок, погремушка;
– магнитофон с записью музыки “дождя” и “шума ветра”;
– разрезные картинки с изображением молотка, погремушки и звонка;
– ширма для игры “Отгадай предмет по звуку”.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Проводит логопед.)

(Дети усаживаются за парты, в дверь раздается стук.)

– Дети, что вы слышите? (Стук в дверь.)
– Кто там? Заходите.
– Ветерок мне передал для вас конверты с интересными заданиями!

II. Дыхательная гимнастика. (Проводит логопед.) (Под музыку – шум ветра.)

(На палочке подвешены листья за ниточку.)

– Первое задание “ветерка”: Делаем вдох носом и дуем на листики так, чтобы они зашевелись.

(3 раза.)

III. Пальчиковая гимнастика. (Проводит логопед.)

– Второе задание “Тучки”.

Мы наши пальчики сплели. (Руки в “замочек”.)
И вытянули ручки. (Руки в “замочке” поднимаем вверх.)
Ну, а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки. (Руки в “замочке”, поднимаем вверх – вниз, отталкивающими движениями.)

IV. Основная часть.

1. Третье задание от ветерка: – Соберите картинки, расскажите, что на них изображено (проводит дефектолог).

(Ученикам раздаются конверты с разрезными картинками: двум ученикам по образцу, одному без образца.)

2. Физкультминутка (раздаются звуки музыки “дождик”) (проводит дефектолог).

– Что это за звуки вы слышите? (Это дождик.)
– Дождик предлагает поиграть с ним в игру.
– Встаем в полукруг и повторяем за мной

Капля раз (прыжок на носочках, руки на поясе).
Капля два (прыжок).
Очень медленно сперва (4 прыжка),
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли (руки развели в стороны),
От дождя себя укрыли (руки полукругом над головой).

3. Еще одно задание от ветерка. Нужно найти на столе предмет, который соответствует вашей картинки. (Ученики выбирают свой предмет из ряда предложенных и с этими предметами проходят на свои места.) (Проводит дефектолог.)

4. – Ребята скажите, а эти предметы могут издавать звуки? (Проводит логопед.)

– Давайте по очереди попробуем, произвести звуки эти предметами. (Ученики по очереди стучат, гремят, звенят и проговаривают: молоток стучит, звонок звенит, погремушка гремит.)

V. Закрепление. (Проводит логопед.)

– А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Отгадай предмет по звуку”. (Все предметы собираются и прячутся за ширму.)

– Я буду воспроизводить звуки, вы должны определить каким предметом я это сделала.

(После того как учитель воспроизведет звуки всех предметов, в роли ведущего выступает каждый ученик.)

VI. Итог. (Проводит логопед и дефектолог.)

– Какими звуками мы знакомились на занятии?
– Какие задания вам понравилось выполнять?

Приложение.