Своевременная коррекция нарушений речи - залог успешного обучения в школе

Разделы: Логопедия


В последние годы и родители, и педагоги жалуются на задержки речевого развития: дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали исследования, 25 % четырехлетних детей страдают серьезными нарушениями в речевом развитии. (Для сравнения: в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей этого возраста, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз).

Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этиологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей современной России вызывает обоснованную тревогу в обществе.

Лишь 14% детей практически здоровы, 35% страдают хроническими заболеваниями, около 40% имеют патологию ЦНС (энцефалопатия, ММД, ГГС).

В нашем детском саду из 150 детей 43 ребенка имеют патологию ЦНС. Можно сделать вывод о том, что имеет место не только речевая патология, но и различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов, о чем свидетельствуют медицинские данные.

В настоящее время психологи определили еще одну причину задержки речевого развития у детей. В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным “воспитателем” ребенка. Современные дети смотрят телевизор около четырех часов в день, что во многом превосходит продолжительность общения со взрослыми. Это устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. На самом деле “увлечение экраном” может повлечь за собой серьезные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, испорченная осанка), но и для его психического развития, в том числе и для развития речи.

Казалось бы – какая связь? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает на них, когда он включен в диалог. При чем включен не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его волю, не вызывают каких либо образов, не побуждают его к действию. Они остаются “пустым звуком”. Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, не становится “своей”. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Кроме того, внешняя разговорная речь – это оболочка, за которой скрывается внутренняя речь. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, средство осознания себя в целом.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом – это симптомы новой болезни “дефицит концентрации”.

Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется повышенной рассеянностью: дети не задерживаются на каких-то занятиях, быстро переключаются, восприятие поверхностное и отрывочное; в логопедической работе это проявляется в более продолжительной по времени работе на этапе автоматизации звуков.

Дети трудно воспринимают информацию на слух – не удерживают в памяти предыдущую фразу, слышимая речь не вызывает у них устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не способны удерживать их в памяти, в итоге не понимают текста в целом. В результате детям неинтересно, скучно читать даже самые хорошие книги.

Сказанное выше не означает призыва исключить информационную теле- и видеотехнику из жизни и воспитания детей, но показывает необходимость разумного ее использования. В настоящее время проблемы ранней диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. И сейчас набор детей в логопедические группы ведется с более раннего возраста. Отсутствие речи в 2,5 – 3 года – сигнал о речевой патологии.

Беспокойство могут вызывать такие признаки:

  • Задержка на стадии называния: ребенок в конкретной ситуации называет предметы, долго задерживается на уровне их обозначения, предложения не строит, в общении с людьми использует жесты, движения, возгласы и т.п.
  • Невнятная речь.
  • Не хочет говорить.
  • В речи появились запинки.

Для получения объективного представления о ребенке необходимы не только анамнестические сведения, но и изучение социального статуса семьи, наблюдение за достижениями и трудностями малыша, так как выбор наиболее эффективных путей помощи и прогноз, также как и речевой диагноз, определяется в процессе общения.

При ранней диагностике необходимо знать следующее:

Малыш

0 – 6 месяцев

Основание для беспокойства:

Не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего, наблюдается недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, гуление однообразно, не смеется, не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

7-10 месяцев

Основание для беспокойства:

Отсутствует отраженный лепет, не выполняет простые словесные команды, нет подражательных игровых действий.

10 -12 месяцев

Основание для беспокойства:

Не реагирует на свое имя, нет лепетных слов.

1-3 года

После года развитие речи идет стремительно. Дети разговаривают с игрушками, понимают значение многих слов, выполняют простые инструкции.

В 1,5 года – в активном словаре ребенка около 20 слов.

В 2 года – в активном словаре ребенка около 50 слов, 2-х 3-х сложные предложения.

В 3 года – в словаре ребенка около 1500 слов, использует развернутое предложение.

Основание для беспокойства:

Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания, вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово. Не строит предложений, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице. Звуки произносит межзубно или с “хлюпаньем”. В 4 года – словарный запас – 2000 слов. В 5-7 лет – полностью усваивает обиходный словарь, заканчивается формирование фонетической системы родного языка.

Основание для беспокойства:

Ограничен бытовой словарь, не может группировать и называть предметы, действия, затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним и т.д. Неправильно произносит звуки, не дифференцирует их, искажает слоговую структуру слов, не может связно рассказать о происходящих событиях.

Общепризнанно, что между недоразвитием устной речи и нарушением письма у детей существует тесная взаимосвязь, что сказывается на дальнейшем школьном обучении.

Поэтому для предупреждения и устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит о тот факт, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому устранение недостатков устной речи, чтения и письма должно осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие фонетического восприятия (различие речевых и не речевых звуков, дифференциация оппозиционных фонем).

2. Работа над звукопроизношением.

Необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствие звука). Иногда звукопроизношение сохранно, но специалист может предположить группу риска по дисграфии – в таких случаях следует отрабатывать утрированную артикуляцию, чтобы включать речедвигательный анализатор. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно точно.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по развитию фонематического восприятия переходит в формирование навыков звукового анализа, которое всегда проводится на материале правильно произносимых звуков.

Основные этапы этой работы:

А) выделение из предложений слов, из слов слогов, а затем и звуков,

Б) договаривание, дописывание недостающих звуков, букв, слогов,

В) отбор слов по количеству слогов,

Г) придумывание слов на заданный звук, подбор слов с оппозиционным звуком и т.д.

4. Для предупреждения элементов оптической и моторной дисграфии необходима работа по формированию зрительного восприятия и мелкой моторики.

5. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Словообразование с помощью различных морфем.

Подбор однокоренных слов – работа, которая улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных слов. На протяжении всех занятий словарный запас расширяется, уточняется, закрепляется и активизируется.

Хороший эффект дает сочетание упражнения по звуковому анализу слов с уточнением его лексического значения и упражнениями в письме и чтении.

6. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являются: работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинам, распространение и сокращение предложений и т.д.

7. Развитие связной речи.

Легче и целесообразнее предупредить нарушения чтения, чем их преодолевать. Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – своевременное распознавание признаков речевого недоразвития.

Вся система коррекционных занятий позволяет сформировать у дошкольника полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки, но и подготовить его к школьному обучению без специфических трудностей.