Конспект коррекционной непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы с ТНР на тему "Звук [ш]"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление лексики по теме “Весна”;
  • закрепление практического навыка употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
  • развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • развитие логического мышления, зрительного восприятия и памяти.

Воспитательные:

  • воспитание любви к природе, родному краю.

Оборудование:

Для педагога:

  • стационарное зеркало;
  • су-джок;
  • мячик;
  • игрушка змея.

Для ребёнка:

  • су-джок;
  • картинки с изображением признаков весны;
  • предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звук [Ш]

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сегодня к нам на занятие пришёл Ужонок. Он хочет посмотреть, как мы научились петь его песенки и поиграть с нами. С собой он принёс много интересных игр. Но, чтобы перейти к играм, надо выполнить зарядку для язычка.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: “Однажды утром проснулся Язычок, открыл окошко (упражнение “Бегемот”), увидел, как много снега выпало за ночь, и побежал расчищать дорожку (упражнение “Чистим зубки”). Потом он лопатой собрал весь снег в большую кучу и убрал его (упражнение “Лопатка”). На улице было холодно: прибежал язычок домой и стал пить горячий чай из чашечки (упражнение “Чашечка”). А чай он пил с малиновым вареньем, чтобы не заболеть (упражнение “Вкусное варенье”). Ой, пора нам заканчивать зарядку, а то Ужонок нас уже заждался (упражнение “Часики”)”.

Логопед: “Хорошо, молодец! Теперь твой язычок будет послушным”.

2. Признаки весны и зимы.

Логопед: “Посмотри, что принёс с собой Ужонок. Какие-то интересные картинки. Только пока он шёл, у него все картинки перемешались. Давай поможем разложить их правильно?” (ответ ребёнка)

Логопед: “Посмотри, что изображено на картинках. Картинки, на которых изображена весна мы оставим себе, а картинки с изображением зимы отдадим Ужонку”.

(Ребёнок раскладывает картинки на две группы).

3. Назвать ласково весенние слова.

ЛогопедТеперь я предлагаю тебе поиграть в другую игру. Сейчас я буду бросать мячик и называть какое-то слово, относящееся к весне, ты мне бросаешь мячик обратно и называешь это слово ласково”.

4. Физминутка “Ёжик”.

Логопед: “У Ужонка есть друг Ежонок, и он прислал тебе другую игру.

Я мячом круги катаю,
По руке его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки!
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму!
И сначала всё начну.
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук!
- Хорошо, молодец!
катаем мячик по правой ладошке
меняем руки
катаем по правой ладошке
меняем руки
сжимаем мячик в правой руке
сжимаем мячик в левой руке
каждым пальцем правой руки дотрагиваемся до мячика
меняем руки
перекидываем мячик из одной руки в другую

5. Автоматизация звука [Ш] в словах.

Логопед: “Посмотри, а у Ужонка в конверте осталась ещё одна игра. Теперь с тобой поиграет его друг Лягушонок. Помоги Лягушонку поймать мух. Если в названии картинки есть звук [Ш] (то есть слово шипит), мы её отдадим Лягушонку, а если нет, то оставим её себе.

Ребёнок классифицирует картинки согласно предложенному заданию и называет их.

  • Мышка
  • Неваляшка
  • Подтяжки
  • Лягушка
  • Книжка
  • Мишка
  • Картошка
  • Матрёшка
  • Чашка
  • Подушка
  • Ромашка
  • Рубашка
  • Кошка
  • Вишня

Пример ответа для ребёнка: “мышка” - в этом слове есть звук [Ш], я отдам эту картинку лягушонку.

Логопед: “Хорошо, ты молодец!”

III. Заключительная часть.

- Ужонку пора возвращаться обратно в лес. На память о себе он хочет подарить тебе медаль, что ты уже подружился со звуком [Ш].

- До свидания, Ужонок.

- До свидания.

- Тебе понравилось наше занятие?

- Да.

- Что тебе понравилось больше всего?