Цель: автоматизация звука [Ш] в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепление лексики по теме “Весна”;
- закрепление практического навыка употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики;
- развитие логического мышления, зрительного восприятия и памяти.
Воспитательные:
- воспитание любви к природе, родному краю.
Оборудование:
Для педагога:
- стационарное зеркало;
- су-джок;
- мячик;
- игрушка змея.
Для ребёнка:
- су-джок;
- картинки с изображением признаков весны;
- предметные картинки с изображением предметов, содержащих в названии звук [Ш]
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на занятие пришёл Ужонок. Он хочет посмотреть, как мы научились петь его песенки и поиграть с нами. С собой он принёс много интересных игр. Но, чтобы перейти к играм, надо выполнить зарядку для язычка.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: “Однажды утром проснулся Язычок, открыл окошко (упражнение “Бегемот”), увидел, как много снега выпало за ночь, и побежал расчищать дорожку (упражнение “Чистим зубки”). Потом он лопатой собрал весь снег в большую кучу и убрал его (упражнение “Лопатка”). На улице было холодно: прибежал язычок домой и стал пить горячий чай из чашечки (упражнение “Чашечка”). А чай он пил с малиновым вареньем, чтобы не заболеть (упражнение “Вкусное варенье”). Ой, пора нам заканчивать зарядку, а то Ужонок нас уже заждался (упражнение “Часики”)”.
Логопед: “Хорошо, молодец! Теперь твой язычок будет послушным”.
2. Признаки весны и зимы.
Логопед: “Посмотри, что принёс с собой Ужонок. Какие-то интересные картинки. Только пока он шёл, у него все картинки перемешались. Давай поможем разложить их правильно?” (ответ ребёнка)
Логопед: “Посмотри, что изображено на картинках. Картинки, на которых изображена весна мы оставим себе, а картинки с изображением зимы отдадим Ужонку”.
(Ребёнок раскладывает картинки на две группы).
3. Назвать ласково весенние слова.
Логопед “Теперь я предлагаю тебе поиграть в другую игру. Сейчас я буду бросать мячик и называть какое-то слово, относящееся к весне, ты мне бросаешь мячик обратно и называешь это слово ласково”.
4. Физминутка “Ёжик”.
Логопед: “У Ужонка есть друг Ежонок, и он прислал тебе другую игру.
Я мячом круги катаю,
По руке его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки!
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму!
И сначала всё начну.
А теперь последний трюк
Мяч летает между рук!
- Хорошо, молодец!катаем мячик по правой ладошке
меняем руки
катаем по правой ладошке
меняем руки
сжимаем мячик в правой руке
сжимаем мячик в левой руке
каждым пальцем правой руки дотрагиваемся до мячика
меняем руки
перекидываем мячик из одной руки в другую
5. Автоматизация звука [Ш] в словах.
Логопед: “Посмотри, а у Ужонка в конверте осталась ещё одна игра. Теперь с тобой поиграет его друг Лягушонок. Помоги Лягушонку поймать мух. Если в названии картинки есть звук [Ш] (то есть слово шипит), мы её отдадим Лягушонку, а если нет, то оставим её себе.
Ребёнок классифицирует картинки согласно предложенному заданию и называет их.
- Мышка
- Неваляшка
- Подтяжки
- Лягушка
- Книжка
- Мишка
- Картошка
- Матрёшка
- Чашка
- Подушка
- Ромашка
- Рубашка
- Кошка
- Вишня
Пример ответа для ребёнка: “мышка” - в этом слове есть звук [Ш], я отдам эту картинку лягушонку.
Логопед: “Хорошо, ты молодец!”
III. Заключительная часть.
- Ужонку пора возвращаться обратно в лес. На память о себе он хочет подарить тебе медаль, что ты уже подружился со звуком [Ш].
- До свидания, Ужонок.
- До свидания.
- Тебе понравилось наше занятие?
- Да.
- Что тебе понравилось больше всего?