Конспект НОД с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Гласные звуки и буквы А, У, И. О, Э, Ы" с использованием ИКТ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель образовательной деятельности: Закрепление знаний о звуке - букве.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках. Чтение и письмо ряда гласных букв.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения звука из слов.
  • Закрепить навыки фонематического синтеза.
  • Совершенствовать координацию речевого выдоха и голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  • Развивать общую моторику, учить координировать речь с движением;
  • Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
  • Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;
  • Вырабатывать умения самостоятельно делать выводы;
  • Развивать грамматический строй речи;
  • Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления;
  • Развивать умение называть слова на заданный звук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение;
  • Воспитание навыка самостоятельной деятельности;
  • Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Санитарно-гигиенические условия проведения образовательной деятельности:

  • Освещение в логопедическом кабинете.
  • Предупреждение утомления (своевременное и качественное проведение динамической паузы, упражнений для глаз).
  • Смена видов деятельности.
  • Соблюдение правильной рабочей позы каждого ребёнка.
  • Посильные нагрузки зрительного, речевого и дидактического материала.

“Разноцветная азбука”

  • В каждой непосредственной образовательной деятельности (НОД) есть часть - работа с солёным тестом, целью которой служит: создание декоративной азбуки для использования как наглядное пособие для изучения букв.
  • В соответствии с целью, ставятся такие задачи:
  • Продолжать учить лепить буквы из солёного теста;
  • Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
  • Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.
  • Активизировать активные и пассивные движения пальцев рук.
  • Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Предварительная работа:

  • артикуляционная гимнастика с элементами дыхательной гимнастики;
  • чтение “Сказки по звукам” из сборника В.В. Волиной “Учимся, играя”.

Оборудование:

  • электронное приложение к занятию в среде Power Point - презентация “Дидактическая игра 4-ый лишний”.
  • предметные картинки по 3 на каждую букву (антенна, мак, жаба; игрушки, листик, кисть; очки, ослик, мост, руль, улитка, пух; алоэ, этажерка, эскалатор; шорты, часы, дельфины).
  • демонстрационный набор букв;
  • На каждого ребёнка:
  • разрезная азбука.
  • кассы для составления звуко-слоговых схем (три ручки – красная, синяя, зелёная, чёрная);
  • тетрадь в линию;
  • солёное тесто порционно, подставки для лепки; влажные салфетки, клеенки, стеки, кисточка, стаканчик с водой, поднос.

Схема НОД:

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Динамическая пауза.
  4. Артикуляция звуков.
  5. Работа с предметными картинками.
  6. Ассоциативный тренинг.
  7. Работа над фонематическим восприятием.
  8. Динамическая пауза.
  9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  10. Печатание.
  11. Самомассаж лица.
  12. Лепка буквы из солёного теста.
  13. Итог НОД и оценка деятельности детей.

Деление детей на подгруппы: учитель-логопед раздаёт всем детям группы карточки с изображением “живой и неживой природы”.

Задание: дети, у кого картинка с “живой природой” остаются с учителем-логопедом, а ребята у кого на картинке изображена “неживая природа” идут с воспитателем.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент: эмоциональная связь с детьми.

Учитель-логопед: Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Какие гласные звуки вы знаете? Почему их так называют?

2. Введение в тему: Игра “4-лишний” с использованием ИКТ.

Учитель-логопед обращает внимание детей на мультимедийную доску.

На экране появляется 1 слайд (Презентация 1, слайд № 2).

Дети проговаривают каждую картинку – РАКЕТА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 2 слайд (Презентация 1, слайд № 3).

Дети проговаривают каждую картинку – ЗАЯЦ, БЕЛКА, КЕНГУРУ, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ. Как сказать одним словом, кто это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 3 слайд (Презентация 1, слайд № 4).

Дети проговаривают каждую картинку – ЩУКА, ОКУНЬ, СОМ, ГУППИ. Как сказать одним словом, кто это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 4 слайд (Презентация 1, слайд № 5).

Дети проговаривают каждую картинку – ПАЛЬТО, ТУФЛИ, БОССОНОЖКИ, САПОГИ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 5 слайд (Презентация 1, слайд № 6).

Дети проговаривают каждую картинку – ЛЕБЕДА, ОДУВАНЧИК, КИСЛИЦА, АЛОЭ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

На экране появляется 6 слайд (Презентация 1, слайд № 7).

Дети проговаривают каждую картинку – СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА, ХОЛОДИЛЬНИК, КОМПЬЮТЕР, ПЛОСКОГУБЦЫ. Как сказать одним словом, что это – (ответы детей). А какая картинка на ваш взгляд лишняя и почему? (ответы детей). Запомните, пожалуйста, лишнюю картинку.

Учитель-логопед: Припомните, какие картинки были лишними? На экране появляется 7 слайд (Презентация 1, слайд № 8). Какой последний звук в слове РАКЕТА, КЕНГУРУ, ПАЛЬТО, АЛОЭ, ПЛОСКОГУБЦЫ, ГУППИ? (ответы детей).

Вы, наверное, догадались, что сегодня у нас в гостях много звуков (ответы детей).

3. Динамическая пауза.

Гимнастика для глаз: движения глаз направлены на снижение зрительного утомления и профилактику его возникновения: 

Глаза закрыты, расслаблены. Круговыми движениями обеих рук ребенок по часовой стрелке и против нее массирует глазные яблоки - 10 с. 3-4-раза

4. Артикуляция звуков [А], [У], [И], [О], [Э], [Ы].

Учитель-логопед: Чтобы сказать А, надо сделать длительный вдох, широко открыть рот и включить голос. Повторите: AAA. Мешают ли губы, зубы или язык свободно выходить воздуху изо рта, когда мы говорим А? Дайте характеристику звука А (ответы детей). Давайте покатаем на волнах (по асфальту, по кочкам наших гостей).

(аналогичная работа с остальными звуками)

5. Работа с предметными картинками – Игра “Найди картинке домик”.

Учитель-логопед: предлагает поиграть в очень интересную игру “Найди картинке домик”. Педагог обращает внимание детей на картинку, лежащую у них на столе. На детских стульчиках в групповой комнате висят изображения букв. Задание – ребёнок отнесёт свою картинку к соответствующей букве (дети выполняют задание, учитель-логопед помогает тем детям, которые сомневаются).

6. Ассоциативный тренинг: учитель-логопед говорит детям, что буквы уже приходили в гости, а сегодня прибежали все вместе. На что похожа буква А? Из скольких элементов она состоит? Дети вспоминают стихи-запоминалки:

На что похожа буква А?

Из скольких элементов она состоит?

Два столбца наискосок
Между ними поясок
Написали так друзья,
Получилась буква А.
На что похожа буква У?

Из скольких элементов она состоит?

Буква У совсем проста:
Тянет рожки из хвоста.
На что похожа буква И?

Из скольких элементов она состоит?

Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
На что похожа буква О?

Из скольких элементов она состоит?

О - на огурец похожа:
он - овальный, буква – тоже.
На что похожа буква Э?

Из скольких элементов она состоит?

Это - Э с открытым ртом
И большущим языком.
На что похожа буква Ы?

Из скольких элементов она состоит?

А бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, увы!

7. Работа над фонематическим восприятием. Игра: “Повтори-не ошибись”

Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:

АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫИИО, ЭОУА, ААООУЭ, ИЭЫУО и т.д.

8. Динамическая пауза: учитель-логопед предлагает логопатам встать и выполнить действия по тексту:

Гром гремит, грозит, грохочет
Напугать гроза нас хочет. (Топают ногами в такт.)
Небо было голубое —
Стало грозное, стальное. (Качают руками над головой.)
Град горошинами бьёт,
Град гулять нам не даёт! (Приседают, закрывая руками голову)
Но гроза всё дальше, тише,
Глуше гром и небо чище ... (Стучат кулаками по коленям в такт.)
Загорелась полукругом
Радуга-дуга над лугом! (Приседают, рисуют рукам над головой дугу — разводя руки в стороны.)
Л. Гадасина, О. Ивановская.

9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра: “Положи – не ошибись”.

Задание: необходимо положить столько кружков (красного цвета), сколько звуков я произнесла. ОУИЫ, Сколько звуков я произнесла, какой первый, второй, третий? Какой последний звук? Какие по цвету кружочки, почему вы положили красные (ответы детей).

10. Печатание. Напоминалка: Спинка ровно, локти на столе, ножки вместе. Чтобы все буквы были одного роста, пишите их в коридорчике, слева направо. Ручка дружит с правой рукой, да на правое плечо поглядывает. Тетрадь дружит с левой рукой.

Учитель-логопед предлагает ребятам открыть тетрадь, взять соответствующую по цвету ручку и напечатать такую букву, какой звук прозвучит (диктант – О Э А У И А Ы И). затем печатание под диктовку ряд состоящий из 2-3 букв: АО, ЭЫ, ИУ.

11. Самомассаж лица: проводится с проговариванием:

Водичка, водичка, (гладим лёгкими движениями кончиками пальцев от середины лба к вискам.
Умой моё личико. — (от середины лба до ушных раковин);
Чтоб глазки блестели, (нарисуем пальцами очки (направление – от медиальных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз)
Чтоб щёчки краснели, (от спинки носа к ушным раковинам);
Чтоб смеялся роток, (от середины губ до ушных раковин);
Чтоб кусался зубок. (от середины подбородка до ушных раковин).
Заканчивать массаж лица “пальцевым душем” - постукивание двумя или четырьмя пальцами сверху вниз).

12. Лепка буквы из солёного теста.

Учитель-логопед: Я предлагаю вылепить одну любую букву, какая вам больше всего понравилась. Вспомните последовательность выполнения поделки и приступайте к лепке. Самое главное – не допускать на внешней поверхности трещинок и неровностей, иначе после покрытия нашей буквы краской трещинка станет яркой и испортит весь вид буквы. Если детали не хотят склеиваться, смочите кисточку в воде и проведите по склеиваемой поверхности. После того как буква будет готова ее мы высушим, а вечером с воспитателем вы покрасите гуашью.

(дети лепят букву, кладут её на поднос для высыхания)

13. Итог НОД и оценка деятельности детей.

Учитель-логопед: Ребята, каких гостей мы сегодня встречали? (дети отвечают) Какую букву лепил(а), и почему именно эту? Какой это звук? Почему он гласный? Поднимите одну руку, кто считает, что принимал гостей хорошо. А теперь поднимите две руки – кто считает, что принимал гостей отлично?

Учитель-логопед. Молодцы! Вы отлично потрудились все.

Используемая литература.

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. “Пальчиковые игры для развития речи дошкольников”, М., 2002.
  2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа,1994. – 448 с.
  3. Кискальт Изольда “Солёное тесто: увлекательное моделирование”, профиздат, 2002.
  4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344с.
  5. “Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития у детей” Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Москва, 2010.