Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими нарушениями

Разделы: Логопедия


В течение двух лет в детском саду №13 Губкина нами проводился эксперимент, в ходе которого было установлено, что при систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребёнка и легче используется им в собственной речевой практике.

Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием выполняют во время физкультминуток все задания логопеда, в которых ритм речи определяет ритм движений. В дальнейшем дети настолько привыкают к ним, что на прогулке, в игровой деятельности в детском саду и дома (по свидетельству родителей) часто, без напоминания взрослых, используют эти упражнения, стараясь правильно и чётко, выделяя голосом, произнести тот или иной звук и хорошо выполнить разученное движение.

Наблюдая за детьми с различными нарушениями развития речи на протяжении нескольких лет, мы заметили, что дошкольники во время фронтальных и подгрупповых занятий каждый раз с желанием выполняют физкультминутки, с живым интересом разучивают новые упражнения, сравнительно быстро усваивая их. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает своеобразный (активный) отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у дошкольников уравновешенное нервно – психическое состояние.

Для успешной организации речевых физкультминуток необходим дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями, целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных упражнений. Они должны быть простыми по структуре, интересными и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади; включать движения, вовлекающие крупные группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление мышц рук, на развитие мелкой моторики); эмоциональными, достаточно интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и ходьба на месте); связанными с содержанием занятий (с работой над изучаемым звуком, над определённой лексической темой или грамматической категорией).

Исходя из опыта логопедической работы с детьми с ФФН мы сочли возможным выделить 2 вида физкультминуток: лексические (на активизацию и усовершенствование имеющегося словаря) и фонетико-фонематические (на автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в связную речь).

Приводим некоторые примеры физкультминуток на различные группы звуков. Они рассчитаны на детей 6-го года жизни с ФФН и проводятся нами на подгрупповых и фронтальных занятиях – как логопедических, так и воспитательских.

В первый месяц обучения целесообразно, чтобы логопед был ведущим при проговаривании текста, а дети произносили только часть слов. Можно использовать наиболее простые стихи, повторяя их 2-3 раза. В дальнейшем дети произносят текст самостоятельно. Иногда физкультминутка отрабатывается с детьми воспитателем. Через многократное повторение физкультминутки у детей складывается автоматизм движений на определённый словесный сигнал.

Учитывая принцип известной последовательности коррекционной работы над звуком, мы подбираем материал для физкультминуток соответственно четырём этапам: подготовительному для вызывания звука, его автоматизации, дифференциации и введению его в связную речь ребёнка.

I. На подготовительном этапе развиваем фонематический слух и артикуляционную моторику, учим детей вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова. Приступая к занятиям, мы в первую очередь уточняем произношение гласных звуков, именно с этой группы звуков и начинаем знакомство с физкультминутками. Затем более лёгкие в произношении звонкие звуки б, в, г, д, далее звуки п, т, к, х, свистящие, сонорные, йотированные.

II. На втором этапе проводятся физкультминутки для автоматизации звуков в речи ребёнка в указанной последовательности. Тексты насыщены словами с автоматизируемым звуком (но не содержат звуков, неправильно произносимых ребёнком), который в данной физкультминутке встречается в разных позициях: слогах открытых, закрытых, со стечением согласных.

III. На этапе дифференциации звуков используются более длинные и сложные тексты, сопровождаемые разными по объёму движениями. Для ребёнка – логопата здесь на первый план выступает коррекционно – развивающая задача (коррекция звукопроизношения, умение контролировать свою речь, дифференцировать её недостатки). Большое внимание уделяется наиболее часто смешиваемым звукам и группам звуков: с – ц, с – ш, ш – ж, р – л и др.

IV. Четвёртый этап является заключительным в работе над звукопроизношением, когда целевые задачи в отработке звука находят своё завершение и правильно произносимый звук вводится в связную речь ребёнка. Необходимо отработать несколько (5-6) текстов с изученным звуком на логопедических и воспитательских занятиях (хорошо, когда физкультминутки не дублируются). Любое логопедическое воздействие не ограничивается только коррекционной задачей, поэтому и речевые физкультминутки могут быть использованы как во вступительной, так и в основной или заключительной части логопедического занятия, во время проведения подгрупповых или фронтальных занятий логопеда и воспитателя, в общеобразовательных занятиях, на прогулках, а также для организации коллектива после сна и др.

Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что систематическое многоплановое использование физкультминуток, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя.

Предлагаемая группировка практического материала (Приложение 1) в определённой мере условна. В творческой работе логопеда возможны варианты его перегруппировки в зависимости от разных задач НОД.