Цель:
- Автоматизация звука [Р] в словах.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического слуха.
- Формирование звуко-буквенного анализа.
- Активизация словаря по теме “Зоопарк ”.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Закрепление категорий притяжательных прилагательных.
- Развитие логическое мышления.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие мелкой моторики.
- Расширение словаря.
Оборудование: Картинный материал, схемы слов, картинки-штриховки, Айболит, контуры животных, фишки, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Раз – поднялись, потянулись!
Два – согнулись, разогнулись!
Три – в ладоши три хлопка!
На четыре – руки шире!
Пять - руками помахать!
Шесть – на стульчики присесть!
II. Объявление темы занятия.
Л. Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о каком звуке мы с вами сегодня будем говорить.
Рыба раку говорит:
- Громко наш ручей журчит.
Рыбе лучше жить в реке.
Чем в холодном ручейке!
Задание к тексту:
1. Какой звук встречается часто в этом тексте?
2. Послушайте стихотворение ещё раз и положите перед собой столько фишек, сколько слов со звуком [Р] услышите.
Сегодня мы с вами будем говорить про звук [Р].
Л. Я получила письмо от Айболита. Он пишет, что крокодил в зоопарке проглотил звук [Р] и просит нас помочь найти его. Давайте, отправимся в зоопарк и поможем ему с поиском животных.
Логопед зачитывает текст письма.
Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня крокодил проглотил звук [Р ] и мне теперь не знаю, кого надо лечить. На клетках надписи “к..окодил”, “…ысь”, “ба..ан, дикоб…аз, жи…аф, зеб…а, ба…сук, носо…ог.
Дети правильно произносят слова.
Л. Пока вы правильно не заштрихуете в словах [ Р ] не появится. Девочки штрихуют сверху вниз, мальчики слева на право.
III. Определение позиции звука в слове. (в начале, в середине, в конце). Закрась соответствующий квадрат на схеме.
Айболит к вам приехал с подарками.. Он привёз от бабушки новых животных и попросил рассадить их по клеткам так, что бы в первой клетке сидели то животное, в названии которого звук Р звучит в начале слова, во вторую – со звуком Р в середине слова, и в третью – в конце слова.
После длительной дороги животные очень проголодались. Давайте поможем доктору Айболиту дойти до клетки каждого животного.
(Каждому ребенку даны листы бумаги с пятью прямыми линиями).
Л. Соедините верхний конец первой линии с нижним концом третьей. Нижний конец пятой линии, с верхним концом второй линии).
IV. Физкультминутка.
Олимпийский мишка готовится к олимпиаде. В зоопарке он всех животных учит гимнастике. Давайте мы вместе с ним потренируемся.
Звучит музыка.
Дорожку мы проложили к клеткам. А теперь давайте дадим корм всем животным.
Чем мы их будем кормить?
Носорогу - траву, кенгуру - растения, бобру - древесину, рыбе - червяков.
Л. Все звери наелись. И больше не могли двигаться. Устали. И из клеток выглядывали одни их хвосты.
Л. Чьи хвосты вы видите? (бобр, носорог, зебра, рысь, жираф).
Логопед загадывает загадки.
1.
Если б нос был просто носом,
Я б не мучился вопросом:
Если нос — огромный рог,
Кто тогда я ? (Носорог)
2.
Бурый зверь свалил осину,
Оттащил её в плотину.
Будет жить он в прочной хатке,
Раз с плотиной всё в порядке. (бобер)
3.
По лужайке целый час
Скачет так игриво
Полосатенький матрас
С хвостиком и гривой. (зебра)
4.
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста,
И видит далеко. (Жираф)
5.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха
Гуляет... (черепаха)
V. Итог занятия.
Какой звук чаще всего мы с вами сегодня встречали?
Вы сегодня работали очень хорошо.
За оказанную помощь доктору Айболиту он вам просил передать подарки. Каждому он принес рисунок, на котором вы выберите себе своего любимого животного и разукрасите.
А теперь я вам “подарю” новое слово.
О самом слове "кенгуру" долгое время ходила занимательная легенда. Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук прибыл в Австралию и увидел там диковинных животных, передвигающихся огромными прыжками. Удивленный Кук обратился к аборигену с вопросом, как называется этот удивительный зверь. Туземец, не знавший английского языка, в ответ произнес: "Не понимаю", что, согласно этому мифу, звучало как "гангару". Кук принял его реплику за название животного, которое с тех пор называли не иначе, как kangaroo ("кенгуру" по-английски).
Большое спасибо.