Логопедическое занятие с детьми подготовительной группы

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

Образовательные:

– активизировать словарь по темам: “Посуда”, “Овощи”;
– дать представление о способе, последовательности приготовления кулинарного блюда.

Развивающие:

– развивать фонематические процессы;
– упражнять в подборе слов-признаков;
– закреплять навыки звукового анализа и синтеза слова;
– развивать координацию речи и движений;
– развивать умение действовать по сигналу;
– упражнять в словообразовании;
– развивать умение пользоваться компьютером.

Воспитательные: воспитывать опрятность, положительное отношение к трудовым поручениям.

Оборудование: детские индивидуальные столы в количестве двух, накрытые скатертями, три одинаковые кастрюли, шапочки овощей , половник, одноразовые ложки, тарелки с буквами, ноутбук, мультимедиа-проектор.

1. Организационный момент.

Логопед читает отрывок из “Федорино горе” К. Чуковского.

– Узнали произведение?
– Кто автор?
– Почему ушла посуда?
– Что сделала Федора, когда посуда вернулась?
– Вы помогаете маме мыть посуду?

2. Развитие координации речи и движения.

Логоритмическое упражнение “Помоем посуду”.

Мою, мою я посуду, (Имитация действия.)
Чашки, ложки, блюдца (Ладони “чашечкой”, имитация действия с ложкой, круговые движения ладонями вверх.)
И тарелки не забуду, (Поочередно выпрямляют руки в стороны – вправо, влево.)
Пусть они смеются! (Руки на пояс, покачивания головой.)
Да и вилки, и ножи (Большой палец подогнут, показывают четыре пальца каждой руки поочередно, перекрещенные движения, имитирующие резку ножом.)
Станут также хороши! (Хлопают в ладоши.)
И конечно без труда (Идут вперед четыре шага.)
Заблестит сковорода! (Кружатся на месте.)
В пене я посуду мою, (Идут по кругу, держась за руки.)
Полощу ее водою, (Покачивают руками внизу.)
Полотенцем вытираю, (Имитация действия.)
Вот как маме помогаю! (Руки вперед ладонями вверх.)


Рис. 1

Логопед: Ребята, мыть посуду мы с вами умеем, а давайте сегодня вместе что-нибудь приготовим . Сколько блюд включает обед? Что можно приготовить на первое? Что на второе? На третье? (Ответы детей.) Предлагаю на первое сварить борщ. Кто знает, какие продукты нужны для борща? Что получится, если отварить в воде только мясо? Какую посуду будем использовать? (Ответы детей.) Верно, нам потребуется кастрюля, сваренный заранее “ бульон” и овощи.

3. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Ребята, посмотрите, перед нами три одинаковые кастрюли. Одна – пустая, другая – наполнена наполовину бульоном, третья – до краев. Подумайте и скажите, какую выберем кастрюлю ? (Ответы детей.) Верно, ребята, пустая кастрюля не годится. Если мы выберем полную, в нее не поместятся овощи, а полкастрюли бульона достаточно, чтобы приготовить наш борщ. Теперь я закрою крышки, тихонько постучу ложкой по кастрюлям, а вы определите на слух, сколько бульона в кастрюле. (Выполняется упражнение на развитие фонематического восприятия.)


Рис. 2

4. Упражнение в подборе слов-признаков.

Логопед: Теперь подберем овощи. Я сейчас превращу вас в овощи, а сама превращусь в повара. Крибле-крабле-бумс! (Логопед надевает поварской колпак и фартук, а всем детям надеваются шапочки овощей.)

Ребята, назовите овощ, в который вы превратились. (Дети называют каждый свою роль.)

Для борща у нас есть свекла, морковь, лук, помидор, его можно назвать томатом, картофель, капуста. Уважаемые овощи, прежде, чем вы будете вариться, расскажите о себе. Скажите, что вы – овощ, какой по цвету, форме, какой на вкус, твердый или мягкий, что пригодно в пищу, вершки или корешки.

(Дети называют слова-признаки предмета.)

5. Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

Логопед: Ребята, что нужно сделать, прежде, чем порезать овощи. Правильно, их нужно почистить. Мы будем у слов, обозначающих овощи нужно отрезать “кожуру”, выделять первый и последний звук (показывает полоску бумаги, отрезает края). Света, ты – свекла. Назови первый звук в слове свекла ,.. назови последний звук. Чистим следующий овощ…(Дети выделяют первый и последний звуки в словах.)

Логопед: После того, как мы почистили овощи, их надо порезать. Для этого нужно слова разделить на слоги. Сколько слогов в слове – на столько частей разделена картинка на дисплее компьютера. Вам нужно с помощью компьютерной “мыши” перетащить части в подготовленную посуду. (Дети по очереди выполняют задание.)

Презентация 1.


Рис. 3

Логопед: Итак, мы с вами порезали овощи, а теперь соберем и отправим в кастрюлю по очереди. Я буду называть “запутанное” слово, а вы должны его “распутать”. Вначале опускается в бульон “вескла”, затем –“ фельтокар”, “кормовь”, “кул”, “мотат”, “ пакуста” . (Дети “распутывают” слова.)

8. Физкультминутка. Развитие реакции и координации движений.

Логопед: А сейчас все овощи возьмитесь за руки и сделайте прыжок в круг, как будто вы прыгаете в кастрюлю. (Дети выполняют движение на счет “три”.) Наблюдали когда – нибудь, как варятся овощи в борще?... Верно, они двигаются в разных направлениях. Вы тоже должны двигаться в разных направлениях. Как только я подниму половник и начну “помешивать” борщ, вы должны бежать по кругу в одном направлении. (Под веселую музыку “овощи варятся”.)


Рис. 4

Логопед: Итак, борщ готов! Чтобы его отведать, нужно опять превратиться в ребят. Садитесь на свои места, повторяйте вместе со мной: “Крибле-крабле-бумс!” И вы опять дети, которые очень проголодались и хотят попробовать наш борщ на вкус. (Снимает шапочки.)

9. Составление слов из разрезной азбуки.

Логопед: Ребята, из чего мы будем кушать борщ? Какие тарелки возьмем, глубокие или мелкие? Вилки или ложки? (Ответы детей.). Правильно, тарелки возьмем глубокие. Следующая задача – расставить тарелки на столе. (Приглашает двоих детей. На тарелках написаны буквы О, Р, Щ, Б и Т, С, О, Л.) У каждого из вас – свой стол. Расставьте так тарелки, чтобы получилось слова борщ, стол. (Дети выполняют задание. Можно использовать фланелеграфы.) Вы хорошо справились с заданием, молодцы.

10. Словообразование.

Логопед имитирует действие половником, как будто наливает в тарелку борщ, раздает детям ложки: Пришла пора отведать, какой наш борщ на вкус. Коля, ты выполнял роль лука, скажи, какой вкус , если там варился лук? (Ребенок “пробует борщ”, образует слово “луковый”. Следующий ребенок выполняет то же самое: свекла – свекольный; морковь – морковный; картофель – картофельный; капуста – капустный; томат – томатный.)

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, скажите, вкусный получился у нас борщ? (Да!) Верно, борщ у нас получился очень вкусный, потому что вы сегодня старались отвечать на вопросы, и правильно выполняли задания.