Цель: познакомить детей с новой буквой – «Й» (занятие №3).
Задачи:
1. Обучающие:
- учить детей соотносить звук и букву;
- закрепить знание детьми изученных букв – А, Е, О, У, И, Ы, Т, П, К, С, В, М, Р, Д;
- продолжать обучать элементам грамоты: навыкам чтения, письма;
- продолжать развивать умение образовывать и правильно употреблять в речи согласование существительного и прилагательного в роде, числе;
- закрепить понятия «слово», «предложение»;
- продолжать учить проводить сравнительный анализ;
- обогащать словарь словами антонимами, прилагательными, активизировать их употребление в речи.
2. Развивающие:
- развивать внимание, память, мыслительную деятельность;
- мелкую моторику пальцев рук;
- моторику артикуляционного аппарата;
- развивать любознательность.
3. Воспитательные:
- воспитывать целеустремлённость;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы.
4. Коррекционные:
- профилактика нарушения зрения;
- профилактика нарушения темпа речи (формирование длительного выдоха, произнесение фразы на фоне длительного выдоха).
Методы и приёмы.
Методы наглядного обучения – использование демонстрационных пособий: подарочная коробка, шары различной фактуры, изображение изучаемой буквы; дидактические пособия.
Словесный метод – использование стихотворных форм, заданий-инструкций, пояснения, дополнения, составление предложений.
Игровой метод – артикуляционная игра «Шарики на ниточках», дидактические игры «Путаница», «Буквенная карусель», релаксационное игровое упражнение «Раз, два, три…».
Практический метод – работа с пластилином, прописывание печатной буквы «Й».
Материалы и оборудование.
Демонстрационный:
- празднично украшенная коробка;
- письмо от БУКВОЗНАЙКИ;
- различные по фактуре шары с заданиями (шары-тренажёры для артикуляционной гимнастики, воздушный шарик, пластмассовый шар, стеклянный новогодний шар);
- масштабное изображение к игре «Путаница»;
- кругограмма «Буквенная карусель»;
- изображение буквы «Й" в разрезном варианте.
Раздаточный:
- шары-тренажёры, зеркала, салфетки;
- картонные шаблоны, доски для работы с пластилином;
- пластилин трёх цветов: красного, синего, зелёного;
- деревянные палочки для письма по пластилину;
- аудиозапись музыкального произведения релаксационного характера.
Предварительная работа:
- серия занятий по изучению звука «Й»;
- игры и игровые упражнения:
- « Подбери признак»,
- «Подбери предмет к признаку»,
- «Догадайся – напиши»;
- решение тематических кроссвордов, чтение кругограмм, буквограмм на основе изученных букв;
- работа с пластилином: лепка изученной буквы, растирание пластилина по поверхности различного рода шаблонов.
Словарная работа.
Активный – обогащение словаря прилагательными (круглый, маленький воздушный, резиновый, пластмассовый, стеклянный, хрупкий, шероховатый, гладкий…), словами-антонимами (большой-маленький, гладкий-шершавый, крепкий – хрупкий, твёрдый-мягкий).
Пассивный – буквознайка, хрупкий.
Алгоритм занятия:
I. Вводная часть.
- Организационный момент – дыхательная гимнастика «Приветствие».
- Гимнастика для глаз – «Напиши букву глазами».
II. Основная часть.
- Игровой момент – демонстрация подарка от БУКВОЗНАЙКИ.
- Игра «Подбери признак» (коробка какая?).
- Игровое упражнение «Шарики на ниточках».
- Игра «Подбери признак» ( шарик какой?).
- Игровое упражнение «Путаница».
- Игра «Подбери признак» (данный шарик какой?).
- Игровое упражнение «Буквенная карусель».
- Игра « Короткое-длинное».
- Игра «Подбери признак» (а этот шарик какой?).
- Релаксационное игровое упражнение «Раз, два, три...».
III. Заключительная часть.
- Работа с пластилином: растирание пластилина по картонному шаблону, прописывание буквы по рабочей поверхности деревянной палочкой.
- Подведение итогов.
Ход урока
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
I. Организационный момент. |
||
Педагог приглашает детей пройти в игровую зону. - Ребята, я очень рада видеть вас, рада, что вы пришли сегодня в детский сад в хорошем настроении. Когда мы встречаемся с вами, мы всегда приветствуем друг друга. Вот и сейчас я предлагаю вам и себе поздороваться друг с другом и с нашими гостями. - Сначала я вас поприветствую, а потом вы меня. |
||
Дети отвечают, приветствуя педагога – глубокий вдох, на длительном спокойном выдохе – «Здравствуйте, Ольга Николаевна». | Глубокий вдох, на длительном спокойном выдохе педагог приветствует детей – «Здравствуйте, ребята». |
Дыхательная гимнастика «Приветствие». Дыхательное упражнение сопровождается движением рук: на вдох, соединённые в ладонях руки, плавно поднимаются вверх (до уровня груди), на выдох – вниз. |
Дети вместе с педагогом в такой же дыхательной технике здороваются с гостями – «Здравствуйте, гости дорогие». | - А теперь поприветствуем наших уважаемых гостей. | |
- Задавайте, Ольга Николаевна, ваши задания, мы их быстро выполним! Вы нас не перехитрите! У детей положительный эмоциональный настрой. |
- Ребята, мне нравится давать вам сложные задания, но ещё больше мне нравиться, как вы с этими заданиями быстро и точно справляетесь. - Будьте внимательны, не спешите. | Гимнастика для глаз «Напишите букву глазами». |
Дети с интересом и желанием включаются в предложенную педагогом игру. Определяя звук по артикуляции, дети прописывают «глазами» в воздухе одноимённую букву. Комментарии детей: - Рот открыт широко – это звук А! - Губки круглые, как колесо – это звук О! - Губы вытянуты в форме трубочки – звук У! - Губы растянуты в улыбке – это звкук И! - Губы растянуты, зубки приоткрыты – звук Ы! |
Педагог демонстрирует артикуляционные уклады звуков А, О, И, У, Ы. | Необходимо следить за правильностью выполнения упражнения – прописываем буквы глазами, стараясь избегать движения головы. |
- Молодцы, дети! Справились! Не удалось мне вас запутать! | ||
II. Основная часть. |
||
Сюрпризный момент. - Играть с вами одно удовольствие! На улице прохожую увидела вчера. |
||
Дети с удивлением и интересом рассматривают представленную коробку с игрой. - Что же там, в коробке? Интересно! Хотелось бы посмотреть. У детей наблюдается выраженная заинтересованность в продолжение действа. |
Педагог демонстрирует празднично украшенную коробку. |
|
- Принимаем! Ответы детей: - Коробка праздничная, нарядная, большая, волшебная, картонная. жёлтая... |
- Ну что, дети принимаем игру? - Но к игре мы можем приступить, ответив на вопрос – «Коробка какая?» Молодцы! Много подходящих слов нашли. Педагог открывает коробку. В ней находится письмо. |
|
- Конечно, прочитаем! Надо узнать, что там написано. |
- Ребята, в коробке письмо! Прочтём его? Чтение послания от БУКВОЗНАЙКИ.
|
За выполнение каждого задания на мольберте выставляется одна из частей буквы «Й». К концу игры на доске появляется изображение всей буквы. |
- Буквознайка – это тот, кто знает буквы! - Буквы знает, соединились два слова и получилось одно – Буквознайка. |
БУКВОЗНАЙКА. - Буквознайка! Какое интересное имя! А как вы думаете, что же оно означает? |
|
Играть всегда интересно! Будем! У детей положительный эмоциональный настрой. Решение принимается единодушно. |
Педагог предлагает детям принять решение, будем мы играть в игру или нет. - Какую же букву спрятал от нас Буквознайка? - Решение принято!
|
|
- Шары. И все разные. Как мы с ними будем играть? |
Педагог открывает коробку, в ней лежат разные по фактуре шары с заданиями для детей. Демонстрирует содержимое коробки детям. Педагог достаёт первый шар с заданием.
|
Артикуляционное упражнение «Шарики на ниточках» с использованием шаров-тренажёров. |
- Маленький, разноцветный, пластмассовый, твёрдый... Дети выполняют упражнения с шариком: 1.Двигают шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвочке языком вправо-влево. 2. Двигают шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх. 3. Толкают шарик языком вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально. |
- Посмотрите внимательно и скажите – этот шарик какой? Детям предлагается занять места за столами перед индивидуальными зеркалами. Для каждого ребёнка приготовлен индивидуальный набор, состоящий из шарика, верёвочки, салфетки. |
Диаметр шарика 2-3см, длина верёвки (шнурка) 60см, верёвка продета через сквозное отверстие в шарике. Шарик с верёвочкой после каждого занятия тщательно промывается тёплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой. |
Выполнив все упражнения, дети укладывают шарики и верёвочки в отдельные ёмкости, промакивают салфеткой рот. |
Педагог предлагает вернуться детям в игровую зону. - Молодцы, ребята! Вы старались выполнять упражнения точно и чётко. Теперь ваши язычки разогрелись, и будут произносить все звуки правильно и ясно. |
|
|
- Какое правило о правильном звукопроизношении, мы с вами знаем? - За такое хорошее выполнение задания Буквознайка нам предлагает элемент буквы, которую он спрятал. |
|
Педагог размещает элемент буквы на мольберте. | ||
- Ещё трудно сказать. Наверно надо дальше задания Буквознайки выполнять. |
- Догадываетесь ли вы, что это за буква? - Не будем тратить время зря и продолжим нашу игру. |
|
Педагог достаёт следующий шар с заданием. | Белый пластмассовый шар. | |
- Белый, пластмассовый, твёрдый, большой (относительно предыдущего шарика), гладкий... Дети прописывают узнанные ими буквы в индивидуальных карточках (или тетрадях). Дети свободно общаются, комментируют сложность ситуации, помогают друг другу увидеть знакомую букву. |
- А этот шар, какой? - Новое задание предлагает Буквознайка. Вы заданье выполняйте И части буквы получайте! Педагог демонстрирует детям масштабное изображение «буквенного коллажа» – «Путаницы». (Приложение №6) Посмотрите внимательно на эту путаницу. Здесь запутались уже знакомые нам буквы. Наша с вами задача их «распутать» – узнать и записать. - Молодцы! Внимательные! Задание выполнено. |
Игровое упражнение «Путаница». |
Комментарии детей. Догадки. - Будем продолжать выполнять задания. |
Педагог размещает следующий элемент
буквы на мольберте. - Можно узнать букву? |
|
Педагог достаёт следующий шар с заданием. - А этот шар какой? |
Ёлочный шарик, стеклянный, с неровной поверхностью. | |
- Новогодний, праздничный, яркий, стеклянный, красивый, хрупкий... - Выполняя задания, дети «находят» слова: КОТ, ТОК, ДАР, РЕКА, РАКЕТА, КОРА, КАТОК…. Выполняют задания с интересом, стараясь найти как можно больше новых слов. Присутствует дух соперничества. |
- Задание Буквознайки: «Буквы соединяйте, слова получайте». Педагог предлагает вниманию детей буквограмму на основе изученных букв. - Ребята, внимательно посмотрите и, соединив буквы друг с другом в определённой последовательности, прочтите получившиеся слова. - Молодцы! |
В процессе составления предложений, дети вместе с педагогом считают количество слов. |
- Кот спит на коврике. - Кот охотится за мышкой. - Кот лакает молоко... Дети активны, однако у отдельных детей наблюдаются повторы уже заданной ситуации. |
- Вы нашли слово КОТ. - Составьте предложение с этим словом. |
Упражнение «Короткое-длинное» (распространение предложений однородными членами). |
- Большой, пушистый сытый кот спит на коврике. - Кот охотиться за маленькой, серой, шустрой мышкой. |
- А теперь попробуем из коротких предложений сделать длинные. | |
- Кот лакает тёплое, белое, вкусное молоко... | - Вы все очень старались. Молодцы! | |
Педагог размещает следующий элемент буквы на мольберте. | ||
- Это буква «И»! Дети оживлены и рады своей догадке. |
- Но если бы это была буква «И», заданий бы уже не было, а они есть. Однако ещё не ясно, какая буква задана Буквознайкой. |
|
- Воздушный, лёгкий, резиновый, красный, небольшой... |
Демонстрируется следующий шар. - Этот шар, какой? Задание от Буквознайки:
Педагог предлагает немного отдохнуть и расслабиться. «Раз, два, три…»
Педагог размещает последний элемент буквы на мольберте. |
Воздушный шарик. Упражнение на релаксацию. Выполняется в музыкальном сопровождении. Соотношение речи с движениями. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в кругу выполняют соотнесённые с речью движения.) |
- Да ведь это буква «Й»! |
- Верно! Букву Й зовут «И кратким». Й как И в твоей тетрадке. Чтобы Й не путать с И, Сверху галочку пиши. На предыдущих занятиях мы познакомились со звуком «Й». А теперь мы знаем, что этот звук обозначают на письме вот такой буквой – «Й». |
|
- В шарах. - Нет. Все разные. - Шары-тренажёры были маленькие, а новогодний шар большой. - Воздушный шарик мягкий – пластмассовый шар твёрдый. - Пластмассовый шар крепкий, а новогодний шар – хрупкий. - Пластмассовый шар и шарики-тренажёры гладкие, а новогодний шар шершавый. Не все дети легко ориентируются в образовании обратных значений слов-прилагательных, нуждаются в помощи педагога при подборе необходимой характеристики. |
- В чём лежали задания от Буквознайки? - А шары были одинаковые? - Давайте вспомним их и сравним. |
|
- С буквой «Й». | - С какой буквой нас познакомил Буквознайка? | |
III. Заключительная часть. |
||
Дети занимают места за столиками. - Нам нужен зелёный пластилин потому, что звук «Й» всегда мягкий. - Дети работают сосредоточенно, стараются распределить пластилин по всей поверхности. По окончании растирания пластилина дети прописывают деревянной палочкой на рабочей поверхности букву «Й» . Темп выполнения задания детьми индивидуален, зависит от степени развития мелкой моторики пальцев рук. |
Педагог предлагает детям написать букву на пластилине, растёртом по поверхности картонного шаблона. - Ребята перед вами пластилин трёх цветов. Но один шаблон. Какой цвет пластилина нам необходимо выбрать и почему? - Совершенно верно. Зелёным цветом мы обозначим мягкость звука «Й». И на растёртом по шаблону пластилине мы пропишем букву «Й». |
На столах приготовлены наборы для выполнения упражнения «Письмо по пластилину»: досточки для работы с пластилином, картонные шаблоны, три небольших кусочка пластилина красного, синего, зелёного цвета, деревянные палочки. При выполнении данного упражнения необходимо следить за осанкой детей, правильностью выполнения техники растирания – работаем не ногтями, а подушечками пальцев. |
- Конечно! Ведь мы знаем буквы! Дети едины в данном убеждении. |
- Молодцы ребята! А как вы думаете можно вас назвать БУКВОЗНАЙКАМИ? - Спасибо вам, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами поиграть! - А вам понравилась игра? |
|
Дети комментируют свои впечатления. |
- Какое задание от Буквознайки было для вас сложным? - А какое простым? - Вы справились со всеми заданиями, узнали новую букву – «Й», распутали путаницу из уже знакомых вам букв, составляли из букв слова, а из слов предложения. Вы много знаете и умеете! Вы настоящие БУКВОЗНАЙКИ! |
|
Фишки помещаются детьми в «Панно успехов». |
Педагог поощряет детей за хорошую работу «фишками». |
«Фишки» из плотной бумаги, круглой формы, имеют поощрительную надпись- «Я всё сегодня выполнил прекрасно!» |