Логопедическое занятие по теме "Звук и буква Й"

Разделы: Логопедия


Цель: познакомить детей с новой буквой – «Й» (занятие №3).

Задачи:

1. Обучающие:

  • учить детей соотносить звук и букву;
  • закрепить знание детьми изученных букв – А, Е, О, У, И, Ы, Т, П, К, С, В, М, Р, Д;
  • продолжать обучать элементам грамоты: навыкам чтения, письма;
  • продолжать развивать умение образовывать и правильно употреблять в речи согласование существительного и прилагательного в роде, числе;
  • закрепить понятия «слово», «предложение»;
  • продолжать учить проводить сравнительный анализ;
  • обогащать словарь словами антонимами, прилагательными, активизировать их употребление в речи.

2. Развивающие:

  • развивать внимание, память, мыслительную деятельность;
  • мелкую моторику пальцев рук;
  • моторику артикуляционного аппарата;
  • развивать любознательность.

3. Воспитательные:

  • воспитывать целеустремлённость;
  • воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе коллективной работы.

4. Коррекционные:

  • профилактика нарушения зрения;
  • профилактика нарушения темпа речи (формирование длительного выдоха, произнесение фразы на фоне длительного выдоха).

Методы и приёмы.

Методы наглядного обучения – использование демонстрационных пособий: подарочная коробка, шары различной фактуры, изображение изучаемой буквы; дидактические пособия.

Словесный метод – использование стихотворных форм, заданий-инструкций, пояснения, дополнения, составление предложений.

Игровой метод – артикуляционная игра «Шарики на ниточках», дидактические игры «Путаница», «Буквенная карусель», релаксационное игровое упражнение «Раз, два, три…».

Практический метод – работа с пластилином, прописывание печатной буквы «Й».

Материалы и оборудование.

Демонстрационный:

  • празднично украшенная коробка;
  • письмо от БУКВОЗНАЙКИ;
  • различные по фактуре шары с заданиями (шары-тренажёры для артикуляционной гимнастики, воздушный шарик, пластмассовый шар, стеклянный новогодний шар);
  • масштабное изображение к игре «Путаница»;
  • кругограмма «Буквенная карусель»;
  • изображение буквы «Й" в разрезном варианте.

Раздаточный:

  • шары-тренажёры, зеркала, салфетки;
  • картонные шаблоны, доски для работы с пластилином;
  • пластилин трёх цветов: красного, синего, зелёного;
  • деревянные палочки для письма по пластилину;
  • аудиозапись музыкального произведения релаксационного характера.

Предварительная работа:

  • серия занятий по изучению звука «Й»;
  • игры и игровые упражнения:
    • « Подбери признак»,
    • «Подбери предмет к признаку»,
    • «Догадайся – напиши»;
  • решение тематических кроссвордов, чтение кругограмм, буквограмм на основе изученных букв;
  • работа с пластилином: лепка изученной буквы, растирание пластилина по поверхности различного рода шаблонов.

Словарная работа.

Активный – обогащение словаря прилагательными (круглый, маленький воздушный, резиновый, пластмассовый, стеклянный, хрупкий, шероховатый, гладкий…), словами-антонимами (большой-маленький, гладкий-шершавый, крепкий – хрупкий, твёрдый-мягкий).

Пассивный – буквознайка, хрупкий.

Алгоритм занятия:

I. Вводная часть.

  1. Организационный момент – дыхательная гимнастика «Приветствие».
  2. Гимнастика для глаз – «Напиши букву глазами».

II. Основная часть.

  • Игровой момент – демонстрация подарка от БУКВОЗНАЙКИ.
  • Игра «Подбери признак» (коробка какая?).
  • Игровое упражнение «Шарики на ниточках».
  • Игра «Подбери признак» ( шарик какой?).
  • Игровое упражнение «Путаница».
  • Игра «Подбери признак» (данный шарик какой?).
  • Игровое упражнение «Буквенная карусель».
  • Игра « Короткое-длинное».
  • Игра «Подбери признак» (а этот шарик какой?).
  • Релаксационное игровое упражнение «Раз, два, три...».

III. Заключительная часть.

  • Работа с пластилином: растирание пластилина по картонному шаблону, прописывание буквы по рабочей поверхности деревянной палочкой.
  • Подведение итогов.

Ход урока

Деятельность детей Деятельность педагога Примечание

I. Организационный момент.

 

Педагог приглашает детей пройти в игровую зону.

- Ребята, я очень рада видеть вас, рада, что вы пришли сегодня в детский сад в хорошем настроении. Когда мы встречаемся с вами, мы всегда приветствуем друг друга. Вот и сейчас я предлагаю вам и себе поздороваться друг с другом и с нашими гостями.

- Сначала я вас поприветствую, а потом вы меня.

 
Дети отвечают, приветствуя педагога – глубокий вдох, на длительном спокойном выдохе – «Здравствуйте, Ольга Николаевна». Глубокий вдох, на длительном спокойном выдохе педагог приветствует детей – «Здравствуйте, ребята».

Дыхательная гимнастика «Приветствие».

Дыхательное упражнение сопровождается движением рук: на вдох, соединённые в ладонях руки, плавно поднимаются вверх (до уровня груди), на выдох – вниз.

Дети вместе с педагогом в такой же дыхательной технике здороваются с гостями – «Здравствуйте, гости дорогие». - А теперь поприветствуем наших уважаемых гостей.  

- Задавайте, Ольга Николаевна, ваши задания, мы их быстро выполним! Вы нас не перехитрите!

У детей положительный эмоциональный настрой.

- Ребята, мне нравится давать вам сложные задания, но ещё больше мне нравиться, как вы с этими заданиями быстро и точно справляетесь.

- Будьте внимательны, не спешите.

Гимнастика для глаз «Напишите букву глазами».

Дети с интересом и желанием включаются в предложенную педагогом игру.

Определяя звук по артикуляции, дети прописывают «глазами» в воздухе одноимённую букву.

Комментарии детей:

- Рот открыт широко – это звук А!

- Губки круглые, как колесо – это звук О!

- Губы вытянуты в форме трубочки – звук У!

- Губы растянуты в улыбке – это звкук И!

- Губы растянуты, зубки приоткрыты – звук Ы!

Педагог демонстрирует артикуляционные уклады звуков А, О, И, У, Ы. Необходимо следить за правильностью выполнения упражнения – прописываем буквы глазами, стараясь избегать движения головы.
- Молодцы, дети! Справились! Не удалось мне вас запутать!

II. Основная часть.

  Сюрпризный момент.

- Играть с вами одно удовольствие!

На улице прохожую увидела вчера.
Она несла коробку, написано: «ИГРА»
Прохожая улыбнулась, мне весело сказала:
- Уверена, такой игры ещё вы не встречали!
Скорей игру берите и к детям вы идите!
С ними поиграете и многое узнаете!

 

Дети с удивлением и интересом рассматривают представленную коробку с игрой.

- Что же там, в коробке? Интересно! Хотелось бы посмотреть.

У детей наблюдается выраженная заинтересованность в продолжение действа.

Педагог демонстрирует празднично украшенную коробку.

(Приложение №1)

 

- Принимаем!

Ответы детей:

- Коробка праздничная, нарядная, большая, волшебная, картонная. жёлтая...

- Ну что, дети принимаем игру?

- Но к игре мы можем приступить, ответив на вопрос – «Коробка какая?»

Молодцы! Много подходящих слов нашли.

Педагог открывает коробку. В ней находится письмо.

(Приложение №2)

 
- Конечно, прочитаем! Надо узнать, что там написано.

- Ребята, в коробке письмо! Прочтём его?

Чтение послания от БУКВОЗНАЙКИ.

«Здравствуйте девчонки,
Здравствуйте мальчишки!
Знаю, что играть
Все любят ребятишки!
В мою игру вы поиграйте,
Букву новую узнайте.
Чтобы букву вам узнать,
Задания надо выполнять.
За каждое задание
Части буквы знание.
Задание выполняйте,
Букву узнавайте!»

За выполнение каждого задания на мольберте выставляется одна из частей буквы «Й». К концу игры на доске появляется изображение всей буквы.

(Приложение №3)

- Буквознайка – это тот, кто знает буквы!

- Буквы знает, соединились два слова и получилось одно – Буквознайка.

БУКВОЗНАЙКА.

- Буквознайка! Какое интересное имя! А как вы думаете, что же оно означает?

 

Играть всегда интересно! Будем!

У детей положительный эмоциональный настрой. Решение принимается единодушно.

Педагог предлагает детям принять решение, будем мы играть в игру или нет.

- Какую же букву спрятал от нас Буквознайка?

- Решение принято!

Тара-тара-тара-ра!
Начинается игра!

 
- Шары. И все разные. Как мы с ними будем играть?

Педагог открывает коробку, в ней лежат разные по фактуре шары с заданиями для детей. Демонстрирует содержимое коробки детям.

(Приложение №4)

Педагог достаёт первый шар с заданием.

«Будете с шариком этим играть,
Язычок свой развивать!»

Артикуляционное упражнение «Шарики на ниточках» с использованием шаров-тренажёров.

(Приложение №5)

- Маленький, разноцветный, пластмассовый, твёрдый...

Дети выполняют упражнения с шариком:

1.Двигают шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук верёвочке языком вправо-влево.

2. Двигают шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх.

3. Толкают шарик языком вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально.

- Посмотрите внимательно и скажите – этот шарик какой?

Детям предлагается занять места за столами перед индивидуальными зеркалами. Для каждого ребёнка приготовлен индивидуальный набор, состоящий из шарика, верёвочки, салфетки.

Диаметр шарика 2-3см, длина верёвки (шнурка) 60см, верёвка продета через сквозное отверстие в шарике. Шарик с верёвочкой после каждого занятия тщательно промывается тёплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой.
Выполнив все упражнения, дети укладывают шарики и верёвочки в отдельные ёмкости, промакивают салфеткой рот.

Педагог предлагает вернуться детям в игровую зону.

- Молодцы, ребята! Вы старались выполнять упражнения точно и чётко. Теперь ваши язычки разогрелись, и будут произносить все звуки правильно и ясно.

 

- Чтобы разговаривать
Надо проговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

- Какое правило о правильном звукопроизношении, мы с вами знаем?

- За такое хорошее выполнение задания Буквознайка нам предлагает элемент буквы, которую он спрятал.

 
  Педагог размещает элемент буквы на мольберте.  
- Ещё трудно сказать. Наверно надо дальше задания Буквознайки выполнять.

- Догадываетесь ли вы, что это за буква?

- Не будем тратить время зря и продолжим нашу игру.

 
  Педагог достаёт следующий шар с заданием. Белый пластмассовый шар.

- Белый, пластмассовый, твёрдый, большой (относительно предыдущего шарика), гладкий...

Дети прописывают узнанные ими буквы в индивидуальных карточках (или тетрадях).

Дети свободно общаются, комментируют сложность ситуации, помогают друг другу увидеть знакомую букву.

- А этот шар, какой?

- Новое задание предлагает Буквознайка.

Вы заданье выполняйте

И части буквы получайте!

Педагог демонстрирует детям масштабное изображение «буквенного коллажа» – «Путаницы».

(Приложение №6)

Посмотрите внимательно на эту путаницу. Здесь запутались уже знакомые нам буквы. Наша с вами задача их «распутать» – узнать и записать.

- Молодцы! Внимательные! Задание выполнено.

Игровое упражнение «Путаница».

Комментарии детей. Догадки.

- Будем продолжать выполнять задания.

Педагог размещает следующий элемент буквы на мольберте.

- Можно узнать букву?

 
 

Педагог достаёт следующий шар с заданием.

- А этот шар какой?

Ёлочный шарик, стеклянный, с неровной поверхностью.

- Новогодний, праздничный, яркий, стеклянный, красивый, хрупкий...

- Выполняя задания, дети «находят» слова: КОТ, ТОК, ДАР, РЕКА, РАКЕТА, КОРА, КАТОК….

Выполняют задания с интересом, стараясь найти как можно больше новых слов. Присутствует дух соперничества.

- Задание Буквознайки: «Буквы соединяйте, слова получайте».

Педагог предлагает вниманию детей буквограмму на основе изученных букв.

(Приложение №7)

- Ребята, внимательно посмотрите и, соединив буквы друг с другом в определённой последовательности, прочтите получившиеся слова.

- Молодцы!

В процессе составления предложений, дети вместе с педагогом считают количество слов.

- Кот спит на коврике.

- Кот охотится за мышкой.

- Кот лакает молоко...

Дети активны, однако у отдельных детей наблюдаются повторы уже заданной ситуации.

- Вы нашли слово КОТ.

- Составьте предложение с этим словом.

Упражнение «Короткое-длинное» (распространение предложений однородными членами).

- Большой, пушистый сытый кот спит на коврике.

- Кот охотиться за маленькой, серой, шустрой мышкой.

- А теперь попробуем из коротких предложений сделать длинные.  
- Кот лакает тёплое, белое, вкусное молоко... - Вы все очень старались. Молодцы!  
  Педагог размещает следующий элемент буквы на мольберте.  

- Это буква «И»!

Дети оживлены и рады своей догадке.

- Но если бы это была буква «И», заданий бы уже не было, а они есть.

Однако ещё не ясно, какая буква задана Буквознайкой.

 

- Воздушный, лёгкий, резиновый, красный, небольшой...

Демонстрируется следующий шар.

- Этот шар, какой?

Задание от Буквознайки:

«Если дружно отдохнёте,
Что за буква вы поймёте.»

Педагог предлагает немного отдохнуть и расслабиться.

«Раз, два, три…»

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы читать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Ой, как пахнет здесь весной,
но нам пора уже домой.

Педагог размещает последний элемент буквы на мольберте.

Воздушный шарик.

Упражнение на релаксацию. Выполняется в музыкальном сопровождении. Соотношение речи с движениями.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в кругу выполняют соотнесённые с речью движения.)

- Да ведь это буква «Й»!

- Верно!

Букву Й зовут «И кратким».

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

На предыдущих занятиях мы познакомились со звуком «Й». А теперь мы знаем, что этот звук обозначают на письме вот такой буквой – «Й».

 

- В шарах.

- Нет. Все разные.

- Шары-тренажёры были маленькие, а новогодний шар большой.

- Воздушный шарик мягкий – пластмассовый шар твёрдый.

- Пластмассовый шар крепкий, а новогодний шар – хрупкий.

- Пластмассовый шар и шарики-тренажёры гладкие, а новогодний шар шершавый.

Не все дети легко ориентируются в образовании обратных значений слов-прилагательных, нуждаются в помощи педагога при подборе необходимой характеристики.

- В чём лежали задания от Буквознайки?

- А шары были одинаковые?

- Давайте вспомним их и сравним.

 
- С буквой «Й». - С какой буквой нас познакомил Буквознайка?  

III. Заключительная часть.

Дети занимают места за столиками.

- Нам нужен зелёный пластилин потому, что звук «Й» всегда мягкий.

- Дети работают сосредоточенно, стараются распределить пластилин по всей поверхности.

По окончании растирания пластилина дети прописывают деревянной палочкой на рабочей поверхности букву «Й» .

Темп выполнения задания детьми индивидуален, зависит от степени развития мелкой моторики пальцев рук.

Педагог предлагает детям написать букву на пластилине, растёртом по поверхности картонного шаблона.

(Приложение №8)

- Ребята перед вами пластилин трёх цветов. Но один шаблон. Какой цвет пластилина нам необходимо выбрать и почему?

- Совершенно верно. Зелёным цветом мы обозначим мягкость звука «Й». И на растёртом по шаблону пластилине мы пропишем букву «Й».

На столах приготовлены наборы для выполнения упражнения «Письмо по пластилину»: досточки для работы с пластилином, картонные шаблоны, три небольших кусочка пластилина красного, синего, зелёного цвета, деревянные палочки.

При выполнении данного упражнения необходимо следить за осанкой детей, правильностью выполнения техники растирания – работаем не ногтями, а подушечками пальцев.

- Конечно! Ведь мы знаем буквы!

Дети едины в данном убеждении.

- Молодцы ребята! А как вы думаете можно вас назвать БУКВОЗНАЙКАМИ?

- Спасибо вам, ребята! Мне было очень приятно и интересно с вами поиграть!

- А вам понравилась игра?

 
Дети комментируют свои впечатления.

- Какое задание от Буквознайки было для вас сложным?

- А какое простым?

- Вы справились со всеми заданиями, узнали новую букву – «Й», распутали путаницу из уже знакомых вам букв, составляли из букв слова, а из слов предложения. Вы много знаете и умеете! Вы настоящие БУКВОЗНАЙКИ!

 
Фишки помещаются детьми в «Панно успехов».

Педагог поощряет детей за хорошую работу «фишками».

(Приложение №9)

«Фишки» из плотной бумаги, круглой формы, имеют поощрительную надпись- «Я всё сегодня выполнил прекрасно!»