Логопедия
-
Автоматизация звука [р] в словах, предложениях. Тема: "Кот Матроскин" 2014
Представлен материал на закрепление правильного произношения звука [Р]. Единый сюжет, разнообразные игровые упражнения и задания с использованием различного материала позволяют ускорить процесс автоматизации звука, закрепить лексико-грамматические компетенции, способствуют развитию социально-эмоциональной сферы.
-
Арт-терапия в работе учителя-логопеда. Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная Королева") 2014
Занятия интегрированного характера с детьми с общим недоразвитием речи способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон (теоретической, практической, прикладной); у детей формируется познавательный интерес, а занятия дают высокую результативность. Способствуют формированию коллективных взаимоотношений, совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.
-
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеграция из образовательных областей познания (ФЭМП) и коммуникация (развитие всех компонентов устной речи) в старшей логопедической группе "Путешествие в город умных игр" 2014
Целью деятельности из образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» является совершенствование связной речи, развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, развитие мыслительной и речевой деятельности. Закрепление порядкового счета в пределах десяти с участием зрительного анализатора. Совершенствование знаний о геометрических фигурах, о соседях числа.
-
Комплексное логопедическое занятие по теме "Путешествие в мир весны" 2014
Игры-упражнения направлены на активизацию словаря по теме "Весна", на совершенствование грамматического строя речи, а также способствуют развитию тонкой и общей моторики, координации речи и движения, физиологического дыхания, развитию зрительного и слухового внимания, развитию мыслительных операций - обобщение, классификация. Занятие проводится в тесном контакте с детьми, выступающими не только слушателями, но и активными участниками (чтение стихов, выполнение игровых заданий, упражнений).
-
Автоматизация звука [ш] и развитие фонематических функций 2014
Актуальность выбранной темы заключается в том, что правильное звукопроизношение и формирование фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в дошкольном возрасте является основой для успешного обучения в школе, отсутствия стойких ошибок на письме, связанных с несформированностью языкового анализа и синтеза.
-
Развитие языковой способности у детей с тяжелыми нарушениями речи через систему комплексных занятий на базе музея народного быта 2014
Современный ребёнок испытывает трудности в понимании не только загадок, пословиц, поговорок, но и в понимании скрытого смысла русских народных сказок. Так становится невозможен и воспитательный аспект в этих произведениях. Проблема понимания устного народного творчества усугубляется и тем, что в России количество детей с ограниченными речевыми возможностями достигает уже 80%. У данной категории детей нарушение понимания речи входит в структуру дефекта.
-
Эффективность использования интерактивных тренажеров на логопедических занятиях 2014
Использование интерактивных тренажеров на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда.
-
Влияние мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей) 2014
В системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с различными инструментами и приспособлениями. В статье предлагаются упражнения на развитие моторики.
-
Формирование связной повествовательной речи на материале текста цепной структуры 2014
Занятие направлено на формирование повествовательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи на материале текста цепной структуры (методика В.К. Воробьёвой).
-
Дифференциация твердых и мягких согласных с помощью букв о-ё. Семантическое поле слова "котенок" 2014
Статья отражает подгрупповой подход в развитии общеречевых компетенций учащихся в логопедических занятиях и представляет конспект занятия для учащихся 2-го класса с задержкой психического развития. В работе рассмотрена такая тема, как дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначение твёрдости и мягкости на письме, а также представлена работа по расширению, уточнению и активизации словаря через формирование «семантического поля». Данная работа предназначена для учителей, логопедов, студентов.
-
Серия логопедических занятий "Дифференциация букв б–д" 2014
Цель урока: учить детей дифференцировать буквы б–д в словах, в словосочетаниях.
-
Общение в педагогической практике. Выразительные средства речи 2014
Цели и задачи тренинга: стабилизация эмоционального состояния педагога через расширение собственного опыта в применении различных средств выразительности. Вооружить педагогов знаниями о понятии «техника речи», которое включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дикция) в процессе речи и чтения. Показать возможности выразительных средств для решения определённых педагогических задач: привлечение внимания, поддержка, донесение информации обучающимся.
-
Интегрированное спортивно-логопедическое занятие "Зимние забавы и развлечения" 2014
Цель занятия: формирование положительной мотивационной направленности к занятиям, интереса к разнообразной двигательной деятельности, создание благоприятного психоэмоционального фона.
-
Конспект образовательной ситуации по логоритмике с детьми 3–4 лет "Морское путешествие" 2014
Конспект образовательной ситуации по логоритмике с детьми 3–4-х лет, во время которой идет знакомство детей с обитателями моря. Задачи: активизация знаний детей о цветах; координация слов с движениями; развитие общей моторики; развитие мелкой моторики посредством игр с прищепками; развитие артикуляции; обогащение словарного запаса по данной теме; воспитание бережного отношения к обитателям моря.
-
Формирование предложных конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 2014
В статье рассматриваются: особенности грамматического оформления речи у дошкольников с общим недоразвитием речи; упражнения, способствующие введению в активную речь детей отсутствующих предлогов.
-
Итоговое логопедическое занятие для детей старшего возраста "День рождение ослика Иа" 2014
Итоговые занятия – это подведение результатов работы детей и логопеда за определенный промежуток коррекционной работы. Цель – демонстрация новых речевых умений детей. Задания подбираются таким образом, чтобы ребенок мог неоднократно проговорить свой «правильный» звук. В занятие включается речевой и музыкальный материал в сочетании с движениями, что позволяет создать атмосферу праздника.
-
Звуки [к] и [к'], буква К. 2-й класс 2014
В ходе урока дети учатся различать звуки К и К’ изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.
-
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с нарушением зрения 2014
Разработка и внедрение системы мероприятий, направленных на развитие у слабовидящих детей зрительно-пространственных функций, начиная с младшего дошкольного возраста, является положительной и эффективной. Систематическая работа по преодолению предпосылок оптической дисграфии позволяет значительно снизить их количество к концу подготовительной группы детского сада. И тем самым обеспечить будущим школьникам возможность полноценного овладения грамматикой русского языка.
-
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию "Природа Краснодарского края. Водоемы" 2014
Занятие призвано познакомить детей с реками и морями, с обитателями водоёмов Краснодарского края, вызвать интерес к природе родного края и желание её охранять, закрепить навыки согласования числительных с существительными и образования относительных прилагательных.
-
Содержание работы по лексической теме "Семья" в группах для детей, имеющих общее недоразвитие речи 2014
Тема «Семья» – одна из самых близких ребёнку и, в тоже время, наиболее сложных тем для усвоения, особенно для детей с диагнозом общее недоразвитие речи. В статье предлагается лексико-грамматический материал по этой теме, который могут использовать специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи) и воспитатели в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Логоритмическое подгрупповое занятие в старшей группе "Прогулка по весеннему лесу" 2014
Занятия с использованием логопедической ритмики – это праздник, которого ждет каждый ребенок. Ведь здесь можно «путешествовать», «превращаться», бегать, прыгать, ползать, шалить вместе с логопедом. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи. Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной работы логопеда по коррекции различных нарушений речи.
-
Современные инновационные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта 2014
Коррекцию звукопроизношения осуществляю с опорой на слуховой, зрительный, тактильный и речедвигательный анализаторы. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективней ее результат. В систему своих коррекционных занятий по автоматизации звуков я включаю такой прием, как выкладывание картинок из счетных палочек или спичек к стихам, чистоговоркам, скороговоркам с автоматизируемым звуком.
-
Дифференциация звуков [o]–[у], букв о-у 2014
Цель урока: закреплять умения выделять звуки [о], [у] из ряда звуков, слогов, слов; учить давать сравнительную характеристику звукам [о], [у]; соотносить звуки с буквами их обозначающими; дифференцировать буквы занятия в словах, словосочетаниях, предложениях; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию.
-
Квест-игра "Путешествие по стране русского языка" 2014
В основу разработки внеурочного мероприятия легла идея организации сотрудничества учащихся разных групп и разного возраста для закрепления знаний, полученных на занятиях в течение года. В ходе игрового занятия школьники решали мини-задачи исследовательского и познавательного характера.
-
Игра-викторина "Что за прелесть эти сказки!" 2014
В данном занятии через сказки Пушкина проходит знакомство с творчеством композитора Римского-Корсакого, написавшего музыку к произведениям А.С. Пушкина, а также с творчеством художника И.Я. Билибина, проиллюстрировавшего данные сказки. Занятие проходит в увлекательной для детей форме игры-викторины, в которой дети, путешествуя по сказкам, соревнуются в своих знаниях.
-
Какими бывают звуки? 2014
Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе, так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, например, физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.
-
Приемы коррекции оптической дисграфии 2014
Нарушения письма являются одной из ведущих причин школьной неуспеваемости. В современной логопедии существует несколько классификаций дисграфии, однако большинство ученых выделяет такой ее вид, как оптическая, которая характеризуется «неразличением сходных графических знаков». В статье раскрыты направления и некоторые приёмы коррекции зрительного гнозиса, мнезиса, пространственного восприятия и представлены этапы дифференциации букв при оптической дисграфии.
-
Звук и буква Ц. Дифференциация звуков [Ц–С]. Занятие в подготовительной группе 2014
Занятие проводится в подготовительной группе детского сада во второй половине года. Основная цель - научить детей различать звуки Ц и С в устной и письменной речи, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, что является хорошей профилактикой дисграфии. Занятие проводится в виде игры "Поход в цирк". Изготавливается макет арены цирка, появляются "артисты", в названии которых содержится звук Ц. "Артисты" приносят с собой задания, которые выполняются детьми.
-
Развитие речи детей раннего возраста (от 0 до 4 лет). Этапы развития. Помощь взрослых (родителей, воспитателей, лопедов) в развитии речи ребенка раннего возраста 2014
Чем раньше и легче ребенок сможет говорить, тем раньше и лучше созреет его интеллектуальная деятельность. Речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
-
Конспект занятия в подготовительной к школе группе детей с ФФНР с использованием лексической темы "Домашние животные" 2014
Работа по развитию речи является составной частью логопедического воздействия на детей, коррекционно-развивающим по своей направленности. Усвоение детьми знаний начинается с материальных действий с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия с ними переносятся в план представлений. Цель занятия: расширять словарь в рамках лексической темы «Домашние животные».