Цель урока: закрепить умение определять ударение в словах, написание слов с безударными гласными, подбирать проверочные слова, умение различать слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными.
Задачи:
- развивать слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- закреплять правописание безударных гласных в корне слова, используя персональные компьютеры;
- формировать умения подбирать родственные слова;
- расширять и уточнять словарь по теме “Цирк”;
- прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.
Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку с использованием компьютерной программы “Перволого”; раздаточный материал;CD-диск с песней для физкультминутки; магнитофон.
Ход урока
Учитель:
1. Организационный момент.
– Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами очень увлекательное путешествие.
3. Объявление темы и цели урока (проблемная ситуация).
Чтобы назвать тему урока и узнать куда мы совершим путешествие, наши ребята приготовили для вас сценку.
Учитель-автор:
Сценка.
– Послушайте рассказ об одной ошибке.
Антон написал своему другу Серёже sms-сообщение: “Приходи вечером с мечом, сыграем”.
Серёжа ответил: “Хорошо, приду в 6 часов”.
В шестом часу Антон собрал ребят во дворе. “Мяч будет, – сказал он, – Серёжа обещал!”
Ровно в 6 часов появился Серёжа, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч”
– Почему друг не понял Антона?
– Какой закон письма не знает Антон?
(Антон не знает правила написания безударных гласных в корне слова.)
Это и будет сегодня темой нашего урока. (Слайд 1 в Перволого)
– Наши ребята сейчас раздадут вам билеты, а куда вы с ними пойдёте, вы узнаете расшифровав на какое число выписан билет и подобрав слово к схеме.
Логопед:
2. Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
(Слайд 2 в Перволого)
Слово декабря разгадывают по первым буквам названий предметов.
Д – дерево
Е – ель
К – кот
А – арбуз
Б – барабан
Я – яблоко
– Какой день недели зашифрован вверху? (Среда.)
– Итак, какая дата здесь зашифрована? (5 декабря 2012 года.)
– А куда я вас приглашаю? Подберите к схеме слово и вы узнаете, куда мы пойдём.
– Слушайте, я вам буду говорить разные слова. Выбери нужное слово.
а) Сначала ТЬ, потом Э, потом А, потом Т, потом Р. (Театр.)
– Подходит ли это слово к схеме? (Не подходит, так как в нём 5 звуков и 2
гласных)
б) Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О. (Кино.)
– Подходит ли слово к схеме. (По количеству звуков да. Но в этом слове 2
гласные, а в схеме -1.)
в) сначала Ц , потом И, потом Р, потом К. (Цирк.)
– Подходит это слово к схеме? (Подходит, так как в нём 4 звука, 1 гласный.)
– Какой звук слышится на 2-ом месте ? (Ы)
– А какую букву надо писать? (И). Запомните это.
Учитель:
3. Актуализация опорных знаний.
– Итак, ребята, мы с вами сегодня посетим цирк.
– Кто самый весёлый человек в цирке?
– Клоун.
– У нашего клоуна в руках шары. На шарах написаны слова с безударными гласными,
но часть из них проверяется ударением, а часть – нет. Вы должны распределить эти
слова на две группы: проверяемые ударением и не проверяемые ударением.
– Как называются слова, которые нельзя проверить ударением, а надо запомнить их
написание?
Примеры слов: медок, собака, кормушка, девочка, грибной, корова, шагать, газета.
Дети распределяют слова на две группы. (Слайд 3 в Перволого)
Медок Кормушка Грибной Шагать |
собака девочка корова газета |
– Как проверить какую букву нужно писать в корне слова?
– Нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала
ударной. (Рассказывают правило.)
– Давайте подберём такие слова. (Устно.)
Медок – мёд
Кормушка – корм
Грибной – гриб
Шагать – шаг
Логопед:
4. Закрепление изученных знаний.
1) На арене жонглёры. Назовите безударную гласную в слове жонглёры. А под ударением какая гласная? Ё. Что вы можете сказать о гласной Ё? Можно ли подобрать проверочное слово?
– Нет, это слово с непроверяемой гласной. На кольцах у жонглёра гласные буквы. Обведите в кружок те буквы, которые следует проверять ударением
(Слайд 4 в Перволого)
Дети подставляют в оранжевые круги гласные А, О,Е, И, Я, повторяют правило :
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):
А, О, Е, И, Я!
Ещё одно задание от жонглёра.
– Подобрать и обвести в кружок слова, которые являются проверочными к словам:
(Слайд 5 в Перволого)
Учитель:
2) – А теперь на арену выходят акробаты . Акробаты хотят сделать нам пирамиду из однокоренных слов. Распределите слова на две группы , чтобы они имели форму пирамиды. Начинайте с самого длинного слова, а вверху пирамиды поместите самое короткое.
(Слайд 6 в Перволого)
СМЕХ СМЕШНО СМЕЮСЬ СМЕШИТЬ СМЕЯТЬСЯ НАСМЕШИТЬ |
ХОХОТ ХОХОЧУ ХОХОЧЕТ ХОХОТАТЬ ЗАХОХОТАТЬ |
– Выбрать слово, которое является проверочным для других слов и объясните
свой выбор.
– Можно ли слово СМЕХ заменить словом ХОХОТ?
Дети делают пирамиду, называют проверочное слово.
Логопед:
3) На арене цирка эквилибристы.
– Эквилибристы способны сохранять равновесие, стоя на канате, двигаясь по
канату, танцуя на нём. Иногда их называют канатоходцами.
– Эквилибристка сделает шаг вперёд лишь в том случае, если вы разгадаете
кроссворд
(Слайд 7 в Перволого)
Учитель:
4) – А сейчас на арену цирка выйдут дрессировщики. Что они будут делать? (Дрессировать.) (Слайд 9 в Перволого)
Каким словом можно заменить слово “дрессировать” ?
– Обучать, укрощать.
– Каких зверей чаще всего дрессируют в цирке?
Дети называют зверей.
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Логопед:
5) А теперь нас ждут фокусники. Вместе с фокусниками мы тоже займёмся фокусами. Фокус первый. С помощью волшебной палочки , будем делать чудесные превращения:
а) будем превращать животных в предметы или в других животных.
(Слайд 10 в Перволого)
ЛИС – ЛИСТ
ВОЛ – ВОЛК
ЛЕЩ – КЛЕЩ
Среди этих слов нет слов с безударными гласными. Но мы сейчас подумаем для каких слов эти слова могут быть проверочными? Для каких слов могут быть проверочными слова первого столбика: лис (лиса), лист (листы), вол (волы), лещ (лещи), клещ (клещи).
б) – А теперь наоборот превратим предметы в животных.
МЕЛЬ – ШМЕЛЬ
БАР – БАРС
РОТ – КРОТ
Для каких слов могут быть проверочными слова: крот (кроты) шмель(шмели).
6) Работа в тетрадях.
5. Подведение итогов урока. Релаксация.