Правописание безударной гласной в корне слова с использованием программы Перволого. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель урока: закрепить умение определять ударение в словах, написание слов с безударными гласными, подбирать проверочные слова, умение различать слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными.

Задачи:

  • развивать слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • закреплять правописание безударных гласных в корне слова, используя персональные компьютеры;
  • формировать умения подбирать родственные слова;
  • расширять и уточнять словарь по теме “Цирк”;
  • прививать умение ориентироваться в лексических и грамматических признаках слова.

Оборудование: интерактивная доска; презентация к уроку с использованием компьютерной программы “Перволого”; раздаточный материал;CD-диск с песней для физкультминутки; магнитофон.

Ход урока

Учитель:

1. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу. Сегодня у нас будет необычный урок, мы совершим с вами очень увлекательное путешествие.

3. Объявление темы и цели урока (проблемная ситуация).

Чтобы назвать тему урока и узнать куда мы совершим путешествие, наши ребята приготовили для вас сценку.

 Учитель-автор:

Сценка.

– Послушайте рассказ об одной ошибке.

Антон написал своему другу Серёже sms-сообщение: “Приходи вечером с мечом, сыграем”.

Серёжа ответил: “Хорошо, приду в 6 часов”.

В шестом часу Антон собрал ребят во дворе. “Мяч будет, – сказал он, – Серёжа обещал!”

Ровно в 6 часов появился Серёжа, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч”

– Почему друг не понял Антона?
– Какой закон письма не знает Антон?

(Антон не знает правила написания безударных гласных в корне слова.)

Это и будет сегодня темой нашего урока. (Слайд 1 в Перволого)

 

Наши ребята сейчас раздадут вам билеты, а куда вы с ними пойдёте, вы узнаете расшифровав на какое число выписан билет и подобрав слово к схеме.

Логопед:

2. Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

(Слайд 2 в Перволого)

Слово декабря разгадывают по первым буквам названий предметов.

Д – дерево

Е – ель

К – кот

А – арбуз

Б – барабан

Я – яблоко

– Какой день недели зашифрован вверху? (Среда.)
– Итак, какая дата здесь зашифрована? (5 декабря 2012 года.)
– А куда я вас приглашаю? Подберите к схеме слово и вы узнаете, куда мы пойдём.
– Слушайте, я вам буду говорить разные слова. Выбери нужное слово.
а) Сначала ТЬ, потом Э, потом А, потом Т, потом Р. (Театр.)
– Подходит ли это слово к схеме? (Не подходит, так как в нём 5 звуков и 2 гласных)
б) Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О. (Кино.)
– Подходит ли слово к схеме. (По количеству звуков да. Но в этом слове 2 гласные, а в схеме -1.)
в) сначала Ц , потом И, потом Р, потом К. (Цирк.)
– Подходит это слово к схеме? (Подходит, так как в нём 4 звука, 1 гласный.)
– Какой звук слышится на 2-ом месте ? (Ы)
– А какую букву надо писать? (И). Запомните это.

Учитель:

3. Актуализация опорных знаний.

– Итак, ребята, мы с вами сегодня посетим цирк.
– Кто самый весёлый человек в цирке?
– Клоун.
– У нашего клоуна в руках шары. На шарах написаны слова с безударными гласными, но часть из них проверяется ударением, а часть – нет. Вы должны распределить эти слова на две группы: проверяемые ударением и не проверяемые ударением.
– Как называются слова, которые нельзя проверить ударением, а надо запомнить их написание?

Примеры слов: медок, собака, кормушка, девочка, грибной, корова, шагать, газета.

Дети распределяют слова на две группы. (Слайд 3 в Перволого)

 

Медок
Кормушка
Грибной
Шагать
собака
девочка
корова
газета

– Как проверить какую букву нужно писать в корне слова?
– Нужно подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. (Рассказывают правило.)
– Давайте подберём такие слова. (Устно.)

Медок – мёд
Кормушка – корм
Грибной – гриб
Шагать – шаг

Логопед:

4. Закрепление изученных знаний.

1) На арене жонглёры. Назовите безударную гласную в слове жонглёры. А под ударением какая гласная? Ё. Что вы можете сказать о гласной Ё? Можно ли подобрать проверочное слово?

– Нет, это слово с непроверяемой гласной. На кольцах у жонглёра гласные буквы. Обведите в кружок те буквы, которые следует проверять ударением

(Слайд 4 в Перволого)

 

Дети подставляют в оранжевые круги гласные А, О,Е, И, Я, повторяют правило :

Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять
Вы запомните, друзья,
Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):
А, О, Е, И, Я!

Ещё одно задание от жонглёра.

– Подобрать и обвести в кружок слова, которые являются проверочными к словам:

(Слайд 5 в Перволого)

Учитель:

2) – А теперь на арену выходят акробаты . Акробаты хотят сделать нам пирамиду из однокоренных слов. Распределите слова на две группы , чтобы они имели форму пирамиды. Начинайте с самого длинного слова, а вверху пирамиды поместите самое короткое.

(Слайд 6 в Перволого)

 

СМЕХ
СМЕШНО
СМЕЮСЬ
СМЕШИТЬ
СМЕЯТЬСЯ
НАСМЕШИТЬ
ХОХОТ
ХОХОЧУ
ХОХОЧЕТ
ХОХОТАТЬ
ЗАХОХОТАТЬ
 

– Выбрать слово, которое является проверочным для других слов и объясните свой выбор.
– Можно ли слово СМЕХ заменить словом ХОХОТ?

Дети делают пирамиду, называют проверочное слово.

Логопед:

3) На арене цирка эквилибристы.

– Эквилибристы способны сохранять равновесие, стоя на канате, двигаясь по канату, танцуя на нём. Иногда их называют канатоходцами.
– Эквилибристка сделает шаг вперёд лишь в том случае, если вы разгадаете кроссворд

(Слайд 7 в Перволого)

Учитель:

4) – А сейчас на арену цирка выйдут дрессировщики. Что они будут делать? (Дрессировать.) (Слайд 9 в Перволого)

Каким словом можно заменить слово “дрессировать” ?

– Обучать, укрощать.
– Каких зверей чаще всего дрессируют в цирке?

Дети называют зверей.

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Логопед:

5) А теперь нас ждут фокусники. Вместе с фокусниками мы тоже займёмся фокусами. Фокус первый. С помощью волшебной палочки , будем делать чудесные превращения:

а) будем превращать животных в предметы или в других животных.

(Слайд 10 в Перволого)

ЛИС – ЛИСТ

ВОЛ – ВОЛК

ЛЕЩ – КЛЕЩ

Среди этих слов нет слов с безударными гласными. Но мы сейчас подумаем для каких слов эти слова могут быть проверочными? Для каких слов могут быть проверочными слова первого столбика: лис (лиса), лист (листы), вол (волы), лещ (лещи), клещ (клещи).

б) – А теперь наоборот превратим предметы в животных.

МЕЛЬ – ШМЕЛЬ

БАР – БАРС

РОТ – КРОТ

Для каких слов могут быть проверочными слова: крот (кроты) шмель(шмели).

6) Работа в тетрадях.

5. Подведение итогов урока. Релаксация.