Дифференциация букв ш-щ в словах, словосочетаниях

Разделы: Логопедия


Цель общая: развитие зрительного гнозиса и праксиса.

Задачи: Логопедические:

  • Формировать умение соотносить звук с буквой;
  • Учить сравнивать буквы по словесным описаниям их элементов;
  • Развивать оптико-пространственные представления;
  • Научить дифференциацировать звуки Ж,Ш в устной и письменной речи;
  • Развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие
  • Развивать умения согласовывать слова в словосочетаниях.

Задачи: Психологические:

  • Создание положительного настроя на работу;
  • Активизация мыслительной деятельности;
  • Формирование элементов самоконтроля и контроля за другими участниками.

Оборудование: компьютер, приложение 1 (шифр на каждого ребёнка), тетради, ручки, карандаш, синие шнурки (на каждого ребёнка), индивидуальные карточки с планом для оценивания (Приложение 1), маршрутный лист (на каждого ребенка) (Приложение 2)

I. Вводная часть.

Педагог-психолог Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга”.

Дыхание основа жизни: Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем легкии незаметный вдох и на плавном выдохе пропоем гласные звуки А-О-У-Э-Ы-И

Педагог-психолог загадывает детям загадку.

  • Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука)
  • Твой хвостик я в руке держал, ты повернул, я побежал (Шарик)

Учитель-логопед: Дает детям инструкцию: Пальчики сжать в кулачок и имитировать расчесывание и щекотание

Щеткой чищу я щенка,
щекочу ему бока.Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ

Упражнение 2 “Коготочки”

У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.“

Сегодня к нам пришли в гости два гостя . Это мышка и щенок. Назовите 3 звук 1-го гостя (Ш) и назовите первый звук второго гостя(Щ) .

Итак, ребята, какая тема нашего урока сегодня.

Ответ детей: Звуки и буквы Ш и Щ.

Логопед: Что общего у звуков [Ш] и [Щ]?

Ответ: согласные, шипящие

Логопед показывает профили звуков.

Дети описывают звуки по профилю. Звуки Ш и Щ похожи

Звук Ш Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.

Звук Щ Губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен.

Логопед: Чем различаются звуки?

Ответ: при произношении звука [ш] голоса нет звоночек не работает, а при произношении звука [щ] есть голос.

Логопед: дайте характеристику звукам. Звук Ш всегда твердый, глухой, согласный.

Звук Щ всегда твердый,звонкий, согласный.

Артикуляционная гимнастика Ребята давайте возьмем зеркала и повторим упражнения для шипящих звуков (рупор, заборчик, лопаточка, чашечка)

Учитель-логопед: “Как Вы думаете, какую букву любит Мышка? Ответ: “ш” (на экране появляется буква “ш”). Какую букву любит Щенок? Ответ: “щ” (на экране появляется буква “щ”). Что общего в написании букв и чем они отличаются? Ответ: они похожи друг на друга. Только у Щ есть хвостик

Наши гости предлагают Вам поиграть с их любимыми буквами”.

II. Основная часть.

Упражнение №1. “Конструирование из шнурка строчных букв”, а из счетных палочек печатных.

Цель: закрепление звука за образом буквы.

Учитель-логопед: “Сконструируйте из шнурка любимую букву Мышки письменную. А из счетных палочек печатную. Какой звук обозначается этой буквой?

Ответ: звук [Ш] – согласный.

Сконструируйте из шнурка любимую букву Щенка письменную. А из счетных палочек печатную. Какой звук обозначается этой буквой?

Ответ: звук [Щ] – согласный.

Дети каждый при помощи синего шнурка конструируют буквы

Давайте оценим каждый свою работу

Упражнение №2 “Шифровальщик” (Приложение 3).

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: необходимо найти слова, используя шифр и записать их в тетрадь. Детям раздается алфавит с обозначением каждой буквы цифрой.

Цифры для предъявления:

14, 29,26,28 мышь
27,21,12,1 щука
27, 6, 12,1 щека
19,21,26, 1 суша

Кинезеологическое упражнение “Ладонь-кулак”.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.

Теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!

Упражнение №3. Расшифровать слова Ш – круг, Щ– квадрат .

Цель: дифференциация букв “ш”, “щ” на уровне слова, развитие звуко-буквенного анализа.

Учитель-логопед: Использует карточки для каждого “Мышка и Щенок зашифровали слова. Свою любимую букву “ш” Мышка зашифровала синим кружком, Щенок свою букву Щ зашифровал синим квадратом. Расшифруйте слова, вставьте в слова сначала букву “Ш”, а затем букву Щ”. Запишите в тетрадь слова с буквой “Ш” в левый столбик, а слова с буквой “Щ” - в правый.

_АЛЬ, _УКА, _ИТ, _АВЕЛЬ, _ЕНОК, ВЕ _Ь,
_АР, _ЕТКА, _ИШКА, _АЛИТЬ, _АЛЬ, _ЕЛЕСТ

Учитель-логопед: “Проверьте, так ли у Вас получилось?  Сравним их по значению и по парно”. Оценим свою работу.

Упражнение №4 “Посмотри и запомни” .

Цель: развитие способности запоминать смысловой материал.

Инструкция: необходимо внимательно прочитать 5 пар слов и попытаться в течение 20 секунд их запомнить. Затем по памяти написать в тетрадь второе слово из каждой пары.

Щека - щука; мышка-мишка; Тишка -шишка; шутка- щетка; каша-чаша

Динамическая пауза

Сейчас все встанем. Я буду говорить слова, а вы На звук Ш сели и примолкли как мышки , на звук Щ прыгаем

Упражнение №5 “Переплетенные линии”

Цель: развитие произвольности внимания.

Инструкция: Надо найти, какая буква соединена с определённой цифрой. Следить по линии можно только глазами.

Проследить глазами от цифры к букве, записать в тетрадь полученные слова. Обвести букву “Ш” кружком, а букву “Щ” квадратом. Определите лишнее слово, объясните почему.

Ответ: 1.

Упражнение №6.

Цель: дифференциация букв “Ш”, “Щ” на уровне слов и словосочетаний, развивать умение согласовывать слова.

Учитель-логопед: “Вставьте пропущенные буквы “ш”, “щ” в слова. Подберите каждому слову пару, чтобы получились словосочетания” .

красивая
добрая ча_ка
игривый бабу_ка
вкусные _енок

Ответ: красивая чашка, добрая бабушка, игривый щенок, вкусные щи, сладкий щербет.

III. Заключительная часть (рефлексивная).

Учитель-логопед: “Кто сегодня был в гостях? С какими буквами мы сегодня играли? Чем отличаются эти буквы?”

Педагог-психолог: “Ребята, что было интересно на занятии? Что у Вас получилось? За выполнение какого задания Вы бы поставили себе “зеленый кружок”? Если что-то было трудно или не получилось, Вы не переживайте, мы этому обязательно научимся”.

Презентация.