Цель общая: развитие зрительного гнозиса и праксиса.
Задачи: Логопедические:
- Формировать умение соотносить звук с буквой;
- Учить сравнивать буквы по словесным описаниям их элементов;
- Развивать оптико-пространственные представления;
- Научить дифференциацировать звуки Ж,Ш в устной и письменной речи;
- Развивать у детей навыки слогового анализа, зрительное восприятие
- Развивать умения согласовывать слова в словосочетаниях.
Задачи: Психологические:
- Создание положительного настроя на работу;
- Активизация мыслительной деятельности;
- Формирование элементов самоконтроля и контроля за другими участниками.
Оборудование: компьютер, приложение 1 (шифр на каждого ребёнка), тетради, ручки, карандаш, синие шнурки (на каждого ребёнка), индивидуальные карточки с планом для оценивания (Приложение 1), маршрутный лист (на каждого ребенка) (Приложение 2)
I. Вводная часть.
Педагог-психолог Создаём хорошее настроение: “Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга”.
Дыхание основа жизни: Предлагаю вам сделать вместе со мной дыхательную разминку. Сделаем легкии незаметный вдох и на плавном выдохе пропоем гласные звуки А-О-У-Э-Ы-И
Педагог-психолог загадывает детям загадку.
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука)
- Твой хвостик я в руке держал, ты повернул, я побежал (Шарик)
Учитель-логопед: Дает детям инструкцию: Пальчики сжать в кулачок и имитировать расчесывание и щекотание
Щеткой чищу я щенка,
щекочу ему бока.Щ-щ-щ-щ-щ-щ-щ
Упражнение 2 “Коготочки”
У кошкиной дочки на лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.“
Сегодня к нам пришли в гости два гостя . Это мышка и щенок. Назовите 3 звук 1-го гостя (Ш) и назовите первый звук второго гостя(Щ) .
Итак, ребята, какая тема нашего урока сегодня.
Ответ детей: Звуки и буквы Ш и Щ.
Логопед: Что общего у звуков [Ш] и [Щ]?
Ответ: согласные, шипящие
Логопед показывает профили звуков.
Дети описывают звуки по профилю. Звуки Ш и Щ похожи
Звук Ш Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
Звук Щ Губы выдвинуты вперед и округлены, кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Язык напряжен.
Логопед: Чем различаются звуки?
Ответ: при произношении звука [ш] голоса нет звоночек не работает, а при произношении звука [щ] есть голос.
Логопед: дайте характеристику звукам. Звук Ш всегда твердый, глухой, согласный.
Звук Щ всегда твердый,звонкий, согласный.
Артикуляционная гимнастика Ребята давайте возьмем зеркала и повторим упражнения для шипящих звуков (рупор, заборчик, лопаточка, чашечка)
Учитель-логопед: “Как Вы думаете, какую букву любит Мышка? Ответ: “ш” (на экране появляется буква “ш”). Какую букву любит Щенок? Ответ: “щ” (на экране появляется буква “щ”). Что общего в написании букв и чем они отличаются? Ответ: они похожи друг на друга. Только у Щ есть хвостик
Наши гости предлагают Вам поиграть с их любимыми буквами”.
II. Основная часть.
Упражнение №1. “Конструирование из шнурка строчных букв”, а из счетных палочек печатных.
Цель: закрепление звука за образом буквы.
Учитель-логопед: “Сконструируйте из шнурка любимую букву Мышки письменную. А из счетных палочек печатную. Какой звук обозначается этой буквой?
Ответ: звук [Ш] – согласный.
Сконструируйте из шнурка любимую букву Щенка письменную. А из счетных палочек печатную. Какой звук обозначается этой буквой?
Ответ: звук [Щ] – согласный.
Дети каждый при помощи синего шнурка конструируют буквы
Давайте оценим каждый свою работу
Упражнение №2 “Шифровальщик” (Приложение 3).
Цель: развитие произвольного внимания.
Инструкция: необходимо найти слова, используя шифр и записать их в тетрадь. Детям раздается алфавит с обозначением каждой буквы цифрой.
Цифры для предъявления:
14, 29,26,28 мышь 27,21,12,1 щука 27, 6, 12,1 щека 19,21,26, 1 суша
Кинезеологическое упражнение “Ладонь-кулак”.
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.
Теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
Упражнение №3. Расшифровать слова Ш – круг, Щ– квадрат .
Цель: дифференциация букв “ш”, “щ” на уровне слова, развитие звуко-буквенного анализа.
Учитель-логопед: Использует карточки для каждого “Мышка и Щенок зашифровали слова. Свою любимую букву “ш” Мышка зашифровала синим кружком, Щенок свою букву Щ зашифровал синим квадратом. Расшифруйте слова, вставьте в слова сначала букву “Ш”, а затем букву Щ”. Запишите в тетрадь слова с буквой “Ш” в левый столбик, а слова с буквой “Щ” - в правый.
_АЛЬ, _УКА, _ИТ, _АВЕЛЬ, _ЕНОК, ВЕ _Ь, _АР, _ЕТКА, _ИШКА, _АЛИТЬ, _АЛЬ, _ЕЛЕСТ
Учитель-логопед: “Проверьте, так ли у Вас получилось? Сравним их по значению и по парно”. Оценим свою работу.
Упражнение №4 “Посмотри и запомни” .
Цель: развитие способности запоминать смысловой материал.
Инструкция: необходимо внимательно прочитать 5 пар слов и попытаться в течение 20 секунд их запомнить. Затем по памяти написать в тетрадь второе слово из каждой пары.
Щека - щука; мышка-мишка; Тишка -шишка; шутка- щетка; каша-чаша
Динамическая пауза
Сейчас все встанем. Я буду говорить слова, а вы На звук Ш сели и примолкли как мышки , на звук Щ прыгаем
Упражнение №5 “Переплетенные линии”
Цель: развитие произвольности внимания.
Инструкция: Надо найти, какая буква соединена с определённой цифрой. Следить по линии можно только глазами.
Проследить глазами от цифры к букве, записать в тетрадь полученные слова. Обвести букву “Ш” кружком, а букву “Щ” квадратом. Определите лишнее слово, объясните почему.
Ответ: 1.
Упражнение №6.
Цель: дифференциация букв “Ш”, “Щ” на уровне слов и словосочетаний, развивать умение согласовывать слова.
Учитель-логопед: “Вставьте пропущенные буквы “ш”, “щ” в слова. Подберите каждому слову пару, чтобы получились словосочетания” .
красивая _и добрая ча_ка игривый бабу_ка вкусные _енок
Ответ: красивая чашка, добрая бабушка, игривый щенок, вкусные щи, сладкий щербет.
III. Заключительная часть (рефлексивная).
Учитель-логопед: “Кто сегодня был в гостях? С какими буквами мы сегодня играли? Чем отличаются эти буквы?”
Педагог-психолог: “Ребята, что было интересно на занятии? Что у Вас получилось? За выполнение какого задания Вы бы поставили себе “зеленый кружок”? Если что-то было трудно или не получилось, Вы не переживайте, мы этому обязательно научимся”.