Логопедическое занятие по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных в середине слова"

Разделы: Логопедия

Классы: 2, 3, 4


Цель: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи мягкого знака.

Задачи:

  • закреплять навыки правильного написания слов с мягким согласным в середине слова;
  • формировать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • устранять нарушения фонематического слуха и восприятия; развивать логическое мышление.

Презентация

Деятельность логопеда Деятельность учащихся
1. Организационный момент.

Я пришел(шла) на логопедическое занятие.
Я внимательно слушаю логопеда.
Я четко и правильно произношу все звуки.
Я пишу красиво и аккуратно.
Я проверяю каждое слово,
Каждый слог, каждую букву.
Я спокоен(йна) и уверен(а)
У меня все получится хорошо!

Произносят все вместе стоя.
– Какое сегодня число?

– Запишите число в тетрадь, выделяя орфограммы.

Садятся.
Отвечают.
Запись числа.
2. Минутка чистописания.

ньки рьки дьте нька лька

– Как вы думаете, какая тема урока, исходя из минутки чистописания?

Мы будем говорить о ь знаке в середине слова.
3. Артикуляционная гимнастика.

 
4. Тема урока.

Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится,
Вот что может получиться,
Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать.

– Сегодня на уроке мы будем закреплять произношение и написание слов с ь знаком в середине слова.

Алгоритм

5. Развитие фонематического восприятия

а) Игровой прием “Сигнальщики”

Логопед называет слоги, а дети поднимают вверх сигнальную карточку, если в середине слога слышат мягкий согласный:

на, мку, ньки, кра, рька, ос, ушу, дьте, мло, лька, ску, нька

б) Игровое упр. “Четвертый лишний”

Логопед называет четыре слова, дети определяют лишнее:

Банка, банька, банка, банка
Галка, галька, галка, галка
Полка, полка, полька, полка

Вывод о словах – паронимах: изменился звук, буква в слове , изменилось значение слова.
6. Чтение таблицы по дифференциации твердых и мягких согласных:
ан нька ес льды
тько ус дьте ыт
мьту ес ун сьба

– Назовите слоги с твердыми согласными?

– Назовите слоги, в которых согласные звучат мягко?

– Что делает язычок при произнесении мягких согласных? Произнесите, почувствуйте работу язычка.

– Запишем слоги в тетрадь с проговариванием по цепочке.

Слоги с твердыми согласными: ан,ус, ес, ун, ыт.

Слоги с мягкими согласными: нька, льды, тько, дьте, мьту, сьба.

Записывают.

Язычок делает дополнительный подъем.

7. Работа над словами.

а) Игровое упражнение “Прятки”. Логопед называет слова, а дети должны спрятать мягкий знак в середину слова:

Уголь – угольки
день – деньки
конь – коньки
 пень – пеньки
огонь – огоньки
куль – кульки

– На какие вопросы отвечают эти слова?

– К какой части речи они относятся?

б) Работа со словами – паронимами:

Банка – банька, полка – полька, галка – галька

– Назовите лишнее слово? Почему? (Живые, неживые, одушевленные, неодушевленные.)

– К какой части речи относятся?

– Запишите слова, выделяя ь знак.

Эти слова обозначают предметы и относятся к имени существительному.

Запись слов в тетрадь.

8. Работа над составлением словосочетаний.

а) Чтение слов-признаков

Стеклянная, деревянная, книжная, веселая, умная, крупная

Дети читают слова-признаки.
– Что обозначают слова? На какие вопросы отвечают? К какой части речи относятся? Слова обозначают признаки предметов. Слова отвечают на вопрос : какая?. Эти слова относятся к имени прилагательному.
б) Подобрать к каждому слову – признаку подходящее по смыслу слово – предмет и составить словосочетание

в) Запись словосочетаний

Стеклянная
деревянная
книжная
веселая
умная
крупная
банка
банька
полка
полька
галка
галька
– Назовите лишнее словосочетание (умная галка).

– Почему?

9. Работа над предложением.

в) Чтение предложений.

г) Запись предложений в тетрадь.

Составляют предложение.

Подбирают схему к предложению.

Запись предложений.

10. Работа над текстом.

Умная галка.

Захотела галка пить. Заметила она на столе кувшин с водой. В кувшине было мало воды. Галка не могла достать ее. Тогда галка стала кидать в кувшин гальку. Вода в кувшине поднялась. Галка смогла напиться.

– О ком говорится в тексте?

– Назовите слова – паронимы.

– Назовите слова с ь знаком.

Графическая запись предложений

Читают текст.

В тексте говорится о галке, которая захотела пить.

Слова-паронимы: галка-галька.

Слова с ь знаком: пить, достать, кидать, гальку, поднялась, напиться.

10. Итог занятия.

11. Оценка работы детей на занятии.