Введение.
За последние годы в логопедической практике произошел так называемый бум речевого пособия, так необходимого специалисту. Особое место хочется отвести таким авторам разработок печатной тетради и книги О.И. Крупенчук, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Е.В. Мазановой, М.М. Безруких, В.И.Буйко и Г.А. Сыропятовой. Упражнения, картинки и идеи данных авторов и легли в основу создания учебно-дидактического пособия, эффективно используемого мной в своей практике на занятиях.
Актуальность. Проблема нарушений письменной речи, низкой грамотности и неуспеваемости по русскому языку не утратила своей актуальности, несмотря на серьёзные достижения, как в её теоретическом освещении, так и в практической коррекционно-логопедической работе. У учащихся с особыми образовательными потребностями по целому ряду причин она становится все более острой, представляющей значительные трудности в овладении грамотой, препятствующей успешному усвоению детьми русского языка вообще, русской грамматики в частности, и требующей для её разрешения огромных усилий и от педагогов, и от детей.
Цель данного пособия – помочь логопеду эффективно вести коррекционную работу по предупреждению и преодолению нарушения письма целенаправленно и планомерно. Данное пособие носит практический характер и представляет собой комплекс поурочного тематического учебно-дидактического материала по предупреждению и коррекции дисграфии, направленного на развитие фонематического восприятия, звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза, дифференциацию парных звонких и глухих согласных, шипящих и свистящих, а также аффрикат на письме, закрепление звуко-буквенных связей.
Структура учебно-дидактического пособия представлена несколькими тематическими карточками, идущими друг за другом в чёткой последовательности, определяющей содержание I этапа коррекционно-развивающего обучения младших школьников с нарушением письменной речи, обусловленной ОНР в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой. Система упражнений, предложенная в пособии, основана на принципе постепенного усложнения заданий. Задания содержат ясную инструкцию и образцы их выполнения, а также – условные обозначения.
Предлагаемые упражнения создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма, развитие языкового чутья путём не только слухового, но и зрительного внимания к слову, предупреждения общей и функциональной неграмотности у учащихся младшего школьного возраста. Значительное место в пособии занимают задания, развивающие концентрацию внимания, усидчивость, пространственное восприятие, моторику и координацию рук. Также, занимательный речевой материал призван обогащать словарь учащихся, поддерживать интерес к занятию и способствовать снятию напряжения и страха у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, поскольку создаёт положительный эмоциональный настрой в ходе групповых (индивидуальных) занятий.
Таким образом, данное пособие позволяет специалисту опросить на занятии всех учеников, проявив внимание к каждому, проконтролировать усвоение материала, подавать материал компактно, емко, устранить перегрузку словесными пояснениями и снизить время на осмысливание задания. Умение ориентироваться в структуре учебного задания и сосредотачиваться на его сути развивает визуальное мышление ребёнка и самым тесным образом связано с развитием его общеучебной компетентности.
Примечание.
Рекомендуется перед использованием учебно-дидактической тематической карточки включать в занятия упражнения на развитие фонематического восприятия: отраженное проговаривание цепочек звуков и слогов с изучаемыми звуками; выделение тех звуков, которые встретились два, три раза в структуре слогов и слов; выделение лишнего звука, слога, слова по принципу обобщения и исключения и др.
В структуру занятия обязательно включаются упражнения для развития пальчиковой тонко-моторной организации и гимнастики для глаз; динамические паузы и физминутки.
Само пособие устроено удобно и просто. Можно использовать его и как тетрадь, и как отдельные карточки с изучаемыми звуками и буквами. Данные карточки можно использовать как на групповых, так и индивидуальных занятиях. Написание конспекта к такой карточке тоже не составляет особого труда, как правило – это план-конспект, так как к каждому упражнению уже даны инструкция по его выполнению, условное обозначение или образец.
Возраст младших школьников не конкретизируется, так как это зависит от того, когда (в каком классе) ребенок начал получать логопедическую помощь. И если, в силу каких-то причин, ребенок не получил логопедической помощи в 1-ом классе, то работа специалиста во 2-ом или 3-ем классе все равно будет начинаться с I коррекционного этапа– восполнение пробелов звуко-слоговой стороны речи.
Содержание учебно-дидактического пособия. (Приложение 1):
Введение.
Условные обозначения.
Звуки [п] – [п’]. Буква П.
Звуки [б] – [б’]. Буква Б.
Звуки [п-п’] и [б-б’]. Буквы П и Б.
Звуки [т] – [т’]. Буква Т.
Звуки [д] – [д’]. Буква Д.
Звуки [т-т’] и [д-д’]. Буквы Т и Д.
Звуки [к] – [к’]. Буква К.
Звуки [г] – [г’]. Буква Г.
Звуки [к-к’] и [г-г’]. Буквы К и Г.
Звуки [с] – [с’]. Буква С.
Звуки [з] – [з’]. Буква З.
Звуки [с-с’] и [з-з’]. Буквы С и З.
Звук [ш]. Буква Ш.
Звук [ж]. Буква Ж.
Звуки [ш] – [ж]. Буквы Ш и Ж.
Звуки [с] – [ж]. Буквы С и Ж.
Звуки [з] – [ж]. Буквы З и Ж.
Звуки [р] – [р’]. Буква Р.
Звуки [л] – [л’]. Буква Л.
Звуки [р-р’] и [л-л’]. Буквы Р и Л.
Звук [ч’]. Буква Ч.
Звуки [ч’] – [т]. Буквы Ч и Т.
Звук [щ’]. Буква Щ.
Звуки [щ’] – [с]. Буквы Щ и С.
Звуки [щ’] – [ч’]. Буквы Щ и Ч.
Звук [ц]. Буква Ц.
Звуки [ц] – [с]. Буквы Ц и С.
Звуки [ц] – [т]. Буквы Ц и Т.
Звуки [ц] – [ч’]. Буквы Ц и Ч.
Использованная литература.
Примерный конспект занятия.
Тема. Звуки [з-з’]. Буква З.
Класс: 1–3 класс. (I этап – Восполнение пробелов в развитии звуко-слоговой стороны речи.)
Цели:
(Базовый уровень.) Ученик научится различать парные согласные звуки [з-з’] в слогах, словах.
(Повышенный уровень.) Ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [з-з’] опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать связь звука с буквой.
Задачи:
- формировать навыки звуко-буквенного анализа через использование схемы слова;
- развивать операции сравнения, умения находить сходство и отличия парных согласных, давать характеристику звуков [з-з’];
- обогащать словарь детей словами насыщенными звуками [з-з’];
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов; воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование:
- индивидуальные учебно-дидактические карточки,
- цветные магниты (зелёные, красные, синие),
- символы согласных и гласных звуков,
- шарики и эластичные кольца Су-Джок,
- простой и цветные карандаши,
- ручки,
- картинки с изображением лиц в различном эмоциональном состоянии,
- оценочные символы – смайлики,
- мел,
- фишки для оценки работы,
- классная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Психогимнастика.
(Коммуникативные, личностные УУД.)
Логопед:
– Назовите, а затем изобразите эмоциональное состояние лиц на картинках: удивление, испуг, злость, задумчивость, растерянность, грусть, радость. Повернемся друг к другу и скажем: “Веселы, бодры, здоровы и к занятию готовы!”
II. Знакомство с темой.
1. Актуализация знаний.
(Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед произносит звук и показывает букву. Уточняет с ребятами, что такое звук, что такое буква? Какие бывают буквы и звуки?
2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.
(Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.)
Логопед:
– Послушайте и назовите слог, который повторяется 2 раза: ЗА-СА-ЗА, ЗИ-СИ-ЗИ. Какой слог вы выделили? (Начинается со звука [з]([з’])). Дайте характеристику звукам [з-з’].
Чем звуки обозначаются на письме? Ребята, предположите, как сегодня будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [з-з’] буква З.) Правильно, сегодня на уроке вы научитесь сравнивать звуки [з-з’], находить их сходства и отличия.
3. Динамическая пауза Су-джок.
(Регулятивные, коммуникативные УУД.)
1. Каждый ученик катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение:
|
. |
2. Каждый ученик поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке: Этот малыш-Илюша, (На большой палец.) Этот малыш-Ванюша,(Указательный.) Этот малыш-Алеша,(Средний.) Этот малыш-Антоша,(безымянный.) А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.) |
На левой руке: Эта малышка-Танюша, Эта малышка-Ксюша, Эта малышка-Маша, Эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа. |
4. Работа в учебно-дидактической карточке (Приложение 1, стр. 15.).
Задание 1. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед:
– Заштрихуйте букву занятия по образцу. Пропишите заглавную и строчную буквы. (Уточнение, когда или в каких случаях нужно использовать написание заглавной и строчной буквы.)
Задание 2. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед:
– Найдите и раскрасьте (или обведите) букву З таким цветом, чтобы стало понятно, какой звук она обозначает в слове. Обоснуйте свой выбор. (Зонт – синим цветом, так как звук твердый).
5. Гимнастика для глаз.
(Регулятивные.)
Логопед:
– Следим за движущимися предметами только глазами. Не вращаем головой.
Задание 3. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)
Логопед:
– Рассмотрите и назовите предметы. Установите связь слова с буквой. Как вы это сделаете? Соедините с буквой З только те предметы, в названиях которых встречаются звуки [з-з’]. Запишите в левый столбик слова с твердым звуком, а в правый – с мягким.
Задание 4. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед:
– Подчеркните такую же букву, как внизу. Что неправильно выбрано в написании остальных букв? (Направление.)
Задание 5. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед:
– Обведите в кружок все буквы З. Есть ли буквы в рядах схожие с дежурной буквой, если есть, то с какой и чем?
Задание 6. (Регулятивные, коммуникативные УУД.)
Логопед:
Допишите букву З. Какого, верхнего или нижнего элемента не хватает у (например) второй буквы?
Задание 7. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)
Логопед:
– Определите порядок букв в каждом слове и обозначьте их условными буквами:
согласная – С , гласная – Г . Если буква обозначает звук [з] или [з’] подчеркни кружок соответствующим цветом.
Задание 8. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)
“Звуковичок”.
Логопед:
– Проведите звуко-буквенный анализ слов:
- Назовите название предмета.
- Поставьте в слове ударение.
- Определите количество слогов в слове. Отделите каждый слог в схеме чёрточкой.
- Определите, сколько звуков в слове и выделите их условным цветом.
- Запишите слово.
- Подчеркните буквы занятия. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркни её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами.
- Сравните количество букв и звуков в слове.
6. Физкультминутка “Будь внимательным”.
(Регулятивные.)
Логопед:
– Приготовьте руки. Сейчас я буду называть часть тела или головы, а вы должны прикоснуться до нее. А теперь я буду их называть и показывать, а вы внимательно меня слушайте и касайтесь только тех частей, которые я называю.
Проблемный момент: логопед показывает не те части тела и головы, о которых говорит.
Задание 9. (Регулятивные, коммуникативные, познавательные логические УУД.)
Логопед:
– Рассмотрите буквы З и Е. Чем они похожи и чем отличаются? Как вы думаете, почему для обозначения этих букв выбраны символы – стрелки? (Указывают направление.) Напишите над каждой стрелкой соответствующую букву. Раскрасьте стрелки-символы нужным цветом (З – синий, согласный; Е – красный, гласный). (Можно предложить придумать слова в соответствии с символами, где встречается не только твердый согласный, но и мягкий, тогда стрелка, обозначающая букву З будет зеленого цвета.)
Задание 10. (Коммуникативные УУД.)
Логопед:
– Раскрась контурное изображение предметов, назови их, выделяя голосом звуки занятия.
III. Итог занятия.
(Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.)
Логопед:
– Ребята, понравилось вам занятие? Денис, какое задание тебе понравилось! (А тебе, Андрей…?) Алина, чем интересны были задания? Чему вы научились?
Ученик:
– Мы научились выделять, сравнивать, находить сходства и отличие согласных звуков [з-з’].
Логопед:
– Ребята, оцените свою работу на занятии. Вы довольны своей работой на занятии? Выберите, какая оценка каждому из вас больше всего подходит, отметьте фишкой:
Вы молодцы! Спасибо вам за урок.