Школа вежливых манер

Разделы: Логопедия


Цель: совершенствовать речь детей, прививать навыки культурного общения.

Задачи:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уверенность в себе.
  2. Развивать память, мышление, умение слушать.
  3. Закреплять умение составлять предложения разной конструкции.
  4. Учить детей правилам общения, активизировать употребление в речи вежливых слов.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, сюжетные картинки;
  • игрушки: Кот Ученый, Мышка Глупышка, лошадка.

Методы и приемы:

  1. Наглядные – сюжетные картинки.
  2. Словесные – вопросы-ответы, речевые упражнения, чтение художественных произведений.
  3. Игровые – игровые ситуации, обучающие игрушки.
  4. Практические – проблемные ситуации.

Словарная работа: "вежливые слова", "всего хорошего", "до встречи", "прощай", "здравствуй".

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Кот Учёный нас приглашает в школу вежливых манер. Он приготовил много интересного и занимательного.

2. Постановка цели.

Логопед: В школе вежливых манер и зверята подают пример. Посмотрите и послушайте. (Несколько детей читают стихи М. Лукашкиной и В. Лунина.)

Воробьи.

Утром воробьи проснулись
Поздоровались, в воду сразу окунулись,
Прыгают по улице ...
Ах, какие умницы!

Щенок.

Петух распетушился вдруг -
И все попрятались вокруг.
Щенок один не убежал:
"Ты нас, пожалуйста, петух, не обижай!"
Вежливый слон.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
"Извини, можешь и ты наступить на мою!"

Логопед: Какие вежливые слова вы услышали?

Дети: Пожалуйста, извини, здравствуйте.

Логопед: Сегодня мы вместе с Котом Учёным вспомним много таких чудесных и удивительных слов. Но сначала поиграем с нашими пальчиками.

3. Пальчиковая игра "Утро".

Логопед:

Утро настало, солнышко встало
- Эй, братец Федя, разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Серёдка!
- И ты, сиротка!
- И крошка Тимошка
- Привет, ладошка!
- Все потянулись и проснулись!

4. Игровое упражнение"Добавь пропущенное слово".

Логопед: А теперь поиграем – нужно вставить недостающее слово.

Чтение стихотворения О. Друза.

Добрые слова не лень
повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
всем идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу
"С добрым...!" – я кричу.
Всем идущим на обед
"Добрый ..." кричу я вслед
"Всех домой спешащих к чаю
"Добрый ..." – я встречаю.

Логопед: Пропущены были слова-приветствия. А Кот Учёный приготовил для нас картинки, он их нарисовал в разное время суток (рисунок 1, 2, 3). Здесь он что делает?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Дети: Кот Учёный просыпается.

Логопед: А на этой картинке?

Дети: Кот работает в саду.

Логопед: А на последней картинке?

Дети: Кот Учёный читает себе сказку перед сном.

Логопед: Подберите к каждой из картинок слово-приветствие.

(Дети выполняют задание: "доброе утро", "добрый день", "добрый вечер".)

5. Игра "Скажи вежливо".

Логопед: Дети, какие ещё слова-приветствия знаете вы?

Дети: "Здравствуйте", " здорово", "привет".

Логопед: А теперь подберите слова-приветствия к этим картинкам (рисунок 4, 5, 6) здесь папа спешит на работу, а Дима только идёт завтракать; на этой – мама провожает дочку и будет приветствовать воспитательницу; а вот – утром встретились друзья?

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Дети: "Пока", "здравствуйте", "привет".

Логопед: А чего желаем мы, когда говорим "здорово" или "здравствуйте"?

Дети: Мы желаем здоровья!

Логопед: Да, правильно. И не забывайте, что слова "привет", "здорово" используются для приветствия сверстников. Взрослому нужно говорить "здравствуйте!". Говорят эти слова с улыбкой, глядя собеседнику в глаза. А вот это слово ходит следом за подарком, за обедом. Это слово говорят, если вас благодарят. Догадались о каком слове идёт речь?

Дети: Спасибо.

Логопед: А ещё – благодарю (рисунок 7, 8). И снова посмотрите на картинки. Кот Учёный пришёл навестить Мышку Глупышку, она недавно болела, что Кот должен спросить?

Рисунок 7

Рисунок 8

Дети: Как здоровье, Мышка Глупышка?

Логопед: Кот Учёный пришёл не с пустыми руками, он принёс Мышке цветные карандаши, о которых она давно мечтала. Что Мышка должна сказать?

Дети: Спасибо, мне очень понравился подарок.

Логопед: Правильно. "Спасибо" говорят не только за подарки, выполненную просьбу, но и за внимание к тебе, твоему здоровью и настроению.

6. Физкультурная минутка "Давайте говорить друг другу комплименты..."

Логопед: А сейчас вы будете друг друга хвалить. Я начну, а вы продолжите: Полина, какая ты красивая...

(Дети говорят друг другу комплименты, стоя в кругу.)

7. Игра "Скажи правильно".

7.1. Логопед: Кот Учёный мне поведал историю лошадки, которая о чём-то мечтает. Хотите послушать?

Дети: Да.

Чтение стихотворения В. Лунина "Что хочется лошадке?".

Очень хочется лошадке
Вместо сена и травы
Съесть на завтрак шоколадку
Или чуточку халвы...
В крайнем случае печенья
Хоть кусочек откусить...
Но не знает к сожаленью,
Как об этом попросить.

Логопед: А вы знаете, как нужно попросить. Какое волшебное слово в этом помогает?

Дети: "Пожалуйста" или "Будьте добры".

Логопед: А как бы вы попросили маму сводить вас в зоопарк?

Дети: Мама, сходи со мной, пожалуйста в зоопарк.

Логопед: Верно. Скажите, как нужно попросить друга поделиться игрушкой?

Дети: Катя, будь добра, разреши поиграть твоей куклой.

7.2. Логопед: Ещё Кот мне рассказал историю про двух мальчиков, которые чего-то не поделили (рисунок 9). Послушайте.

Рисунок 9

Чтение стихотворения Н. Юсупова.

- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили?
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!

Логопед: Как же нам их примерить. Какие волшебные слова нам в этом помогут?

Дети: Нам помогут слова "извини", "прости".

Логопед: Да, конечно. Мальчик ударил нечаянно девочку, как ему поступить?

Дети: Он должен сказать: "Извини меня, пожалуйста, я нечаянно!"

Логопед: Правильно. Извиняясь, лучше добавлять слово "пожалуйста", а знакомых людей называть по имени, голосом нужно показать, что искренне огорчены. А вот ещё история от Кота Учёного про кошку и мышку, послушайте.

7.3. Чтение стихотворения С. Лаврова "Кошка и мышка".

Кошка у норы лежит, кошка мышку сторожит.
Ну а мышка не выходит, к кошке в лапы не спешит.
Кошка целый день ждала, кошка мышку позвала:
- Здравствуй, маленькая мышка! Как здоровье? Как дела?
Мышка в спаленке не спит, хитро в щёлочку глядит.
- Лучше "до свиданья!", кошка! – Мышка кошке говорит.
- Ну а та в ответ тогда: - Ладно, мышка, не беда.
Подожду я до свиданья. А свидание когда?
- Я не выйду, не мечтай, хоть сто лет тут ожидай.
Лучше вместо "до свиданья" я скажу тебе "прощай"!

Логопед: Как вы думаете, состоится свидание кошки и мышки?

Дети: Нет. Мышка не выйдет к кошке, потому что она её может съесть.

Логопед: Какие "прощальные" слова мы узнали из этой истории?

Дети: "До свидания", "прощай".

Логопед: А ещё какие слова можно использовать в этом случае?

Дети: "До встречи", "пока", "всего хорошего".

7.4. Игра "Научи Мышку Глупышку говорить вежливо".

Логопед: Помогите мышке сказать вежливо.

Мышка: Мне пора, я ухожу.

Дети: Мне пора, я ухожу, до свидания.

Мышка: Я не смогу с тобой поиграть.

Дети: Извини, я не смогу с тобой поиграть.

Мышка: Дай мне твою куклу поиграть.

Дети: Дай, пожалуйста, мне твою куклу поиграть.

Логопед: Молодцы, дети, вы правильно подсказали мышке. А теперь послушайте как она учит куклу Машу быть воспитанной.

Чтение стихотворения Е. Капутикян "Слушай хорошенько".

"Слушай хорошенько" – кукле я сказала -
"Полно наряжаться" – это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А ещё не знаешь ровно ничего.
"Здравствуйте" при встрече взрослым говорят.
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают.
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, и тебя тот час
Попрошу зачислить в первый класс!

8. Итог.

Логопед: Дети, с какими удивительными, важными словами вас познакомил Кот Учёный?

Дети: Он нас познакомил с вежливыми словами.

Логопед: Да. И мы вместе с Котом Учёным надеемся, что вы их возьмёте с собой в школу и всегда будете вежливыми и воспитанными. Такие слова вам помогут справиться с любыми трудностями.