Программное содержание.
- Продолжать развивать фонематический слух, уметь дифференцировать звуки “Р”, “Л” в сказках, поговорках, пословицах, потешках, скороговорках, играх.
- Совершенствовать артикуляционный аппарат, выполняя артикуляционную гимнастику.
- Развивать лексико-грамматический строй речи: “Какой дом” - образование относительных прилагательных, “Скажи наоборот” - антонимы.
- Закрепить умение делить слова на слоги, находить заданный звук в слове.
- Закрепить знание потешек, пословиц, поговорок, сказок, умение их обыгрывать.
- Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к выступлению товарищей, самоконтроль за речью.
Предварительная работа.
- Постановка звуков “Р”, “Рь”, “Л”, “Ль”, их автоматизация в слогах, словах, в речи, дифференциация этих звуков.
- Чтение сказок, пересказ их.
- Разучивание на индивидуальных занятиях потешек, пословиц, поговорок, скороговорок.
Подготовка к занятию.
Атрибуты к сказке “Три поросенка”, “Курочка-ряба” - фланелеграф, Атрибуты к потешке “Кисонька – Мурысенька”, подвижной игре “Хитрая лиса”, телефоны к сценке Чуковского “Телефон”.
Ход занятия
Логопед: Ребята, проходите, поздоровайтесь. Гости нашего занятия знают, что вы занимаетесь с логопедом. И сегодня они хотят услышать, как хорошо вы научились говорить и порадоваться за вас.
- Сейчас мы отправимся с вами в путешествие по сказкам, пословицам, поговоркам, скороговоркам. Но чтобы вам было легко говорить, потренируем язычок.
Логопед:
Скажем вместе “Ра-ра-ра” - начинается игра,
Повторяйте “Ро-ро-ро”, мы поедем на метро,
Вы скажите “Ла-ла-ла”, вьюга снова замела.
Повторите “Лу-лу-лу”, Я возьму сейчас метлу.
“Чики-чики, чики-чок, стал послушным язычок.
Тропинку нам подскажут воздушные, гелиевые шарики с номерами. Шарик №1.
- Вьется сказка по дорожке,
И куда-то нас ведет,
Даже боязно немножко,
Что там впереди нас ждет?
В этой сказке дед и баба,
Со своею Курой-рябой,
Света вам о ней расскажет,
И сейчас ее покажет.
Ребенок показывает сказку “Курочка Ряба” на фланелеграфе.
Логопед: Умница, Света, громко и чисто
рассказала нам сказку.
Дальше мы гулять пойдем и в потешку попадем.
(Дети спешат к шарику №2)
Сценка-потешка “Кисонька-Мурысенька” (дети сидят в кругу, в середине кисонька).
Дети: Кисонька-Мурысенька, ты где была?
- На мельнице,
- Кисонька-Мурысенька, ты что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-Мурысенька, что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-Мурысенька, с кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна, не ешь одна!
Похлопаем ребята нашим артистам.
Логопед: Сядем все у этой горки,
И начнем скороговорки.
Шарик № 3
Дети: Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку,
Он учил скороговорку,
Про Егорку и про горку.
Варвара варенье наваривала,
Ворчала, да приговаривала,
Три сороки тараточки,
Тараторили на горке.
Во дворе трава,
На траве дрова.
Тридцать три вагона в ряд,
Тараторят, тарахтят,
От топота копыт,
Пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе,
И сосала сушку.
Дети следуют по обозначениям, к шару с цифрой №4.
Логопед: Снова в сказку мы идем, отгадайте что за дом?
(Ребенок в шапочке поросенка)
Ребенок: Я конечно всех умней, всех умней,
всех умней,
Дом я строю из камней, из камней, из камней,
Никакой на свете зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь, эту дверь.
Логопед: Ребята вы узнали, кто это и как его зовут?
Дети: Это Наф-наф, из сказки “Три поросенка”.
Логопед: Давайте поможем строить дом Наф-нафу.
Пальчиковая игра “Строим дом”
Строим, строим, строим дом (стучат кулачками)
Дом с высоким потолком (руки вверх)
С треугольной крышей (пальцы углом)
Вот такой?
Нет, выше (подтягиваются на носочках).
Окон в доме три и три (показывают указательный,
средний, безымянные пальц на двух руках).
Поскорей в них загляни (заглядывают в окошки)
Там увидишь печку (из пальцев ромб)
На печке человечек (берут себя за уши и дразнят
языком)
Стены каменные (руки вверх)
Окна в них стеклянные (пальцы рук делают
прямоугольник)
Есть труба кирпичная (правая рука вверх)
Работа отличная! (показывают большой палец вверх)
Логопед: Молодцы ребята, дружно потрудились.
А какой должен быть дом у маленького поросенка, чтобы ему не был страшен серый голодный волк?
- Если дом построен из кирпича ?
- Кирпичный.
- А если построен из камней?
- Каменный.
- А из дерева?
- Деревянный.
- А из панелей?
- Панельный.
- А из блоков?
- Блочный.
- А из соломы?
- Соломенный.
Логопед: Молодцы! Подобрали много слов - определений к слову дом.
А, у этой цифры № 5 – поиграем мы опять!
Со словами мы играем, их на слоги разделяем.
Сколько слогов в слове “ВОЛК”?
Где находится звук “Л”?
Отхлопайте, сколько слогов в слове “Поросенок”?
В каком слоге находится звук “Р”?
Отшагайте слово “Козлята”, сколько слогов?
Отпрыгайте слово “Лиса”. Сколько слогов?
Цифра № 6 нас ждет в пути, ты считалку раскажи!
А сейчас мы поиграем, кто считалку знает, руку поднимает.
Дети: Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать,
Начинай считать опять.
Начинается считалка,
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Игра “Хитрая лиса”
- Хитрая лиса, где ты? (3 раза с разной интонацией)
- Я здесь.
Логопед: Лишь пословицу вы назовете, снова в сказочку вы попадете.
Шарик №6.
Дети: Сделал дело, гуляй смело
Доброе слово и кошке приятно
Волков бояться в лес не ходить
Старый друг лучше новых двух.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не
поймаешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Логопед: А сейчас сценка “Телефон”. Вы заметили, куда нам надо поспешить, к шару № 7!
Дети: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов эдак пять или шесть, больше ему не съесть. Он у меня еще маленький.
Логопед: Понравился вам ребята этот телефонный разговор?
А кто написал эту сказку?
Дети: Корней Чуковский.
Логопед: А что он еще написал?
Дети: “Краденное солнце”, “Путаница”, “Тарканище”, “Муха-Цокотуха”.
Логопед: Молодцы, ребята, знаете много сказок Корнея Чуковского, а так же потешек, пословиц, считалок, скороговорок. А из какой сказки эта одинокая яблонька у шара № 8?
Ребенок: Съешь моего кислого яблочка, укрою тебя.
Дети: Это из сказки “Гуси-лебеди”.
Логопед: Яблонька слышала, какие вы молодцы и дарит вам за это свои яблочки.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Что вам больше всего понравилось в нем?
Ответы детей.