Цели:
- (Базовый уровень) ученик научится различать согласные звуки [р-р’] и [л-л’] и буквы Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях.
- (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [р-р’] [л-л’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать звукобуквенные связи, различать согласные в словосочетаниях, предложениях.
Задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, навык звукобуквенного анализа.
- Активизировать и обогащать словарь детей словами с изучаемыми звуками.
- Воспитывать самооценку, познавательный интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование:
- индивидуальные тетради,
- ручки, цветные карандаши,
- предметные картинки,
- схема характеристики звука,
- тарелочки с манной крупой,
- карточки с буквами,
- схемы слов,
- индивидуальные дидактические карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика. “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”.
Логопед на ушко говорит ребенку, покажи, что делает врач во время осмотра пациента. Ребенок показывает действие, а дети догадываются, к какой профессии относится действия и т.п.
II. Знакомство с темой.
1. Актуализация знаний.
Логопед:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?
Ученик:
- Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).
Логопед:
- Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.
2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.
Логопед предъявляет картинки, в названии которых есть звуки занятия:
Лук-люк, раки-реки.
Логопед:
- Назовите 1-е звуки в этих словах. Предположите, Как будет сегодня звучать тема занятия. (Звуки [р- р’], [л-л’]. Буквы Р-Л.)
3. Характеристика звуков.
Логопед:
- Ребята, дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.
Ученик:
- Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.
- Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердыми мягким, кончик языка поднимается вверх; при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.
4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
- Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем
5. Связь звука с буквой
Логопед дает дальнейшее задание. Пропишите буквы занятия в воздухе, на тарелочке с манной крупой и в тетради.
6. Чистоговорки.
Логопед:
- Четко, повторите за мной,
У Андрюшки три игрушки и большая груша.
С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.
7. Дидактическая игра “Большое ухо”.
У детей на столах карточки с написанными буквами.
Логопед:
- Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [р, р’, л, л’]. Поднимите соответствующую букву.
Лак, лимон, юла, Юля, котел, спасатель.
Рак, рис, барабан, ведро, три, коридор.
8. Звуковой анализ слов
Логопед предъявляет детям картинки: лиса, луна, река, рука.
- Запишите название предмета
- Поставьте в слове ударение
- Обозначьте дугой количество слогов в слове.
- Обозначьте каждую букву таким цветом, какой звук она в слове обозначает.
- Сравните количество букв и звуков в слове.
9. Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
10. Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.
Логопед:
- Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.
Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.
Логопед:
- Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)
11. Работа со словосочетаниями.
Логопед:
- Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.
12. Контроль знаний.
Логопед:
- Распределите слова в соответствии со схемой.
Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.
[р] [р] [р] [р’] [р’] [р’] [л] [л] [л] [л’] [л’] [л’]
13. гимнастика для глаз
Логопед:
- Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.
14. Графический диктант
Логопед:
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?
- Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.
Список литературы:
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение 1991г.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС”, 1998г.
Интернет ресурсы:
- http://nachalnyclass.ucoz.ru/index/z