Конспект занятия по теме "Дифференциация ц-ч". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Логопедическое занятие учит детей различать звуки Ц-Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений. В данном конспекте представлено максимальное количество различных видов работы, которое может быть сокращено в зависимости от конкретного состава группы.

Класс: 2

Цель:

- выработать у учащихся умение различать звуки Ц–Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов и предложений.

Задачи:

- формирование фонематического восприятия;

- активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки общения в процессе учебной работы.

Оборудование: буквы ц и ч, касса букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка “Почта”, игровые пособия: зелёный и синий домики, конверты с текстами загадок и картинками – отгадками, таблички со словами, карточки с предложениями.

Ход занятия

1. Введение в тему занятия.

Учащиеся слушают отрывки из стихотворений и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.

Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем различать звуки Ч – Ц .

- Какую букву обозначает звук Ч?

- Звук Ч обозначает букву Ч (Ученик ставит на наборное полотно букву Ч.)

- Какую букву обозначает звук Ц?

- Звук Ц обозначает букву Ц (Ученик ставит на наборное полотно букву ц.)

3. Определение сходства и различия звуков Ч – Ц.

Проверяем артикуляцию ц и ч перед индивидуальными зеркалами. Определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные, глухие, непарные,

  • ц – всегда твёрдый,
  • ч – всегда мягкий.

4. Работа со слоговой таблицей.

- Дети по очереди читают слоговую таблицу.

- Логопед просит прочитать слоги только со звуком ц, а затем со звуком ч.

- Ученики подбирают слова к выделенным слогам (ча - чашка, ца - цапля).

5. Анализ слов и определение места звуков Ц, Ч в словах.

Игра “Почта”

На доске два домика зелёного (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов. В окошках домиков цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (это и есть “адрес”).

Логопед.

- Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.

- Скажите, где работают почтальоны?

Ученик.

- Почтальоны работают на почте.

Логопед прикрепляет к доске картинку “Почта”.

Логопед.

- Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?

Ученик.

- Звук ч на третьем месте.

Логопед.

- На почту поступили письма с загадками и отгадками.

Отгадки на картинках.

Раздаются конверты, в них текст одной загадки и картинка – отгадка другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Ученикам, которые недостаточно дифференцируют звуки ц–ч, даются тексты загадок, насыщенные этими звуками.

Задания надо выполнить в определённой последовательности:

  1. Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух.
  2. Спросите вежливо: у кого картинка-отгадка?
  3. Назовите, на каком месте звук ц или ч?
  4. Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.

Дети определяют место звука в слове и ставят картинку в окошко домика под нужным номером.

1-й конверт

а) Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник.)

б) На картинке - отгадке – солнце.

2-й конверт

а) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)

б На картинке - отгадке – яйцо.

3-й конверт

а) Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.)

б) На картинке - отгадке – огурец.

4-й конверт

а) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч.)

б) На картинке - отгадке – заяц.

5-й конверт

а) В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

б) На картинке - отгадке – чайник.

6-й конверт

а) длинный, зеленый, вкусный, солёный. (Огурец.)

б) На картинке- отгадке – перчатки.

7-й конверт

а) Летом серый, зимой белый. (Заяц.)

б) На картинке - отгадке – очки.

6. Работа по пропущенным буквам в орфограммах. На интерактивной доске высвечиваются слова, в которых пропущены буквы ч, ц.

1) По ходу работы над каждым словом дети вставляют буквы ц, ч в слова, прочитывают и уточняют их значение.

2) Слова: цепочка, червячок, волчица, лётчица, участница.

3) После выполнения задания на экране высвечивается правильное написание этих слов.

7. Составление предложений с проанализированными словами (устно).

8. Самостоятельная работа по карточкам.

Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием:

1) закончи предложение;

2) запиши его;

3) подчеркни букву ц синей ручкой, а ч – зеленой.

Предложения:

  • После среды наступает ... .
  • На концерте выступали ... .
  • Ручей мельче ... .
  • Пчёлы разносят цветочную ... .

Слова для справок: пыльцу, четверг, скрипачи, речки.

9. Взаимопроверка.

10. Подведение итогов занятия.