Логопедическое занятие учит детей различать звуки Ц-Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений. В данном конспекте представлено максимальное количество различных видов работы, которое может быть сокращено в зависимости от конкретного состава группы.
Класс: 2
Цель:
- выработать у учащихся умение различать звуки Ц–Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов и предложений.
Задачи:
- формирование фонематического восприятия;
- активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: буквы ц и ч, касса букв, индивидуальные зеркала, слоговая таблица, картинка “Почта”, игровые пособия: зелёный и синий домики, конверты с текстами загадок и картинками – отгадками, таблички со словами, карточки с предложениями.
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
Учащиеся слушают отрывки из стихотворений и выделяют звуки, повторяющиеся чаще других.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист!
Любовалась цыплятами курица,
Что ни цыплёнок, то умница.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы будем различать звуки Ч – Ц .
- Какую букву обозначает звук Ч?
- Звук Ч обозначает букву Ч (Ученик ставит на наборное полотно букву Ч.)
- Какую букву обозначает звук Ц?
- Звук Ц обозначает букву Ц (Ученик ставит на наборное полотно букву ц.)
3. Определение сходства и различия звуков Ч – Ц.
Проверяем артикуляцию ц и ч перед индивидуальными зеркалами. Определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков: согласные, глухие, непарные,
- ц – всегда твёрдый,
- ч – всегда мягкий.
4. Работа со слоговой таблицей.
- Дети по очереди читают слоговую таблицу.
- Логопед просит прочитать слоги только со звуком ц, а затем со звуком ч.
- Ученики подбирают слова к выделенным слогам (ча - чашка, ца - цапля).
5. Анализ слов и определение места звуков Ц, Ч в словах.
Игра “Почта”
На доске два домика зелёного (с буквой ч) и синего (с буквой ц) цветов. В окошках домиков цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 (это и есть “адрес”).
Логопед.
- Ребята, вы сейчас будете работать почтальонами, станете разносить письма по адресам. Почтальоны должны быть вежливы, поэтому пользуйтесь словами спасибо, пожалуйста, будьте любезны.
- Скажите, где работают почтальоны?
Ученик.
- Почтальоны работают на почте.
Логопед прикрепляет к доске картинку “Почта”.
Логопед.
- Встретились ли в слове почта звуки ц и ч и на каком месте?
Ученик.
- Звук ч на третьем месте.
Логопед.
- На почту поступили письма с загадками и отгадками.
Отгадки на картинках.
Раздаются конверты, в них текст одной загадки и картинка – отгадка другой загадки. В каждом конверте разные загадки. Ученикам, которые недостаточно дифференцируют звуки ц–ч, даются тексты загадок, насыщенные этими звуками.
Задания надо выполнить в определённой последовательности:
- Прочитайте загадку сначала про себя, потом вслух.
- Спросите вежливо: у кого картинка-отгадка?
- Назовите, на каком месте звук ц или ч?
- Отнесите конверт по адресу, вставьте в окошко домика.
Дети определяют место звука в слове и ставят картинку в окошко домика под нужным номером.
1-й конверт
а) Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник.)
б) На картинке - отгадке – солнце.
2-й конверт
а) Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (Очки.)
б На картинке - отгадке – яйцо.
3-й конверт
а) Пять мальчиков, пять чуланчиков, каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатки.)
б) На картинке - отгадке – огурец.
4-й конверт
а) Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко. (Мяч.)
б) На картинке - отгадке – заяц.
5-й конверт
а) В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)
б) На картинке - отгадке – чайник.
6-й конверт
а) длинный, зеленый, вкусный, солёный. (Огурец.)
б) На картинке- отгадке – перчатки.
7-й конверт
а) Летом серый, зимой белый. (Заяц.)
б) На картинке - отгадке – очки.
6. Работа по пропущенным буквам в орфограммах. На интерактивной доске высвечиваются слова, в которых пропущены буквы ч, ц.
1) По ходу работы над каждым словом дети вставляют буквы ц, ч в слова, прочитывают и уточняют их значение.
2) Слова: цепочка, червячок, волчица, лётчица, участница.
3) После выполнения задания на экране высвечивается правильное написание этих слов.
7. Составление предложений с проанализированными словами (устно).
8. Самостоятельная работа по карточкам.
Каждый ученик получает карточку с текстом и заданием:
1) закончи предложение;
2) запиши его;
3) подчеркни букву ц синей ручкой, а ч – зеленой.
Предложения:
- После среды наступает ... .
- На концерте выступали ... .
- Ручей мельче ... .
- Пчёлы разносят цветочную ... .
Слова для справок: пыльцу, четверг, скрипачи, речки.
9. Взаимопроверка.
10. Подведение итогов занятия.