Логопедия
-
Тема урока "Мягкие согласные" 2011
В конспекте занятия приведены правильно подобранные коррекционные приемы, способствующие формированию правильного письма и устранению ошибок на письме. Вся логопедическая деятельность на занятии направлена на реализацию гуманного отношения к детям, имеющим речевые проблемы. Это направление способствует коррекции речевых недостатков в мягкой, доброжелательной форме, с хорошей мотивацией, без насилия над ребенком.
-
Групповое логопедическое занятие с учащимися 1-го класса. Звуки [c]–[c']. Буква С 2011
Групповое логопедическое занятие с учащимися 1-х классов с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи IV уровня соответствует I этапу коррекционно-развивающего обучения – восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. Раскрываются приемы работы по различению согласных по твердости-мягкости на примере звуков [с] – [с’], дифференциации буквы «с» от сходных по написанию букв, развитию пространственной ориентировки, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи.
-
Праздник правильной речи. Речевое развлечение для детей подготовительной группы 2011
Материал содержит игры и упражнения не только на развитие двигательных и речевых навыков, но и на закрепление словаря, развитие строя и связанности речи. Для оформления праздника используются технические средства обучения и музыкальное сопровождение. Но главное украшение праздника – выразительная речь его участников.
-
Логопедическое занятие в 4-м классе для детей ненецкой национальности "Дифференциация [c'-щ]" 2011
Занятие дает четкую дифференцировку между буквами «С`» и «Щ» и их написанием, которое особенно трудно дается вследствие национальных особенностей ненецкого языка (отсутствие звука [Щ]).
-
Дифференциация букв И-Ш 2011
Одна из проблем обучения детей начальной школы – участившиеся случаи замен одной буквы на другую при письме и чтении. В статье показана работа по дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (на примере букв И-Ш). Данные упражнения могут использовать не только логопеды, но и учителя начальной школы, и родители.
-
Программа "Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда" 2011
В Программе и приложениях к ней систематизирован материал по использованию ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР). Приведены результаты диагностики, на основании которых определена вариативность использования компьютера.
-
Итоговое логопедическое занятие "В гости к девочке Свистелочке" в подготовительной группе для детей ОНР 2011
Цели занятия: закрепить навык четкого произношении звука "С", автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях, закрепить умение определять место звука в слове, формировать навык работы с деформированной фразой, закрепить образование относительных и качественных прилагательных.
-
Конспект группового логопедического занятия по теме "Море" для пациентов с афазией 2011
Авторская разработка группового занятия для пациентов с афазией, преимущественно с моторной и динамической формами афазий грубой и средней степени выраженности речевого дефекта. Цель занятия: восстановление языковых и понятийных связей у пациентов с афазией по теме «Море», использование их в импрессивной и экспрессивной речи.
-
Сценарий итогового занятия по творчеству А.С.Пушкина "Здравствуйте, Александр Сергеевич!" 2011
Занятие проводится в форме игры. Оно позволит актуализировать знания, активизирует мыслительный процесс, автоматизирует поставленные звуки в высказываниях, стихотворениях, развивает связную речь. Учащиеся знакомятся с творчеством (сказками) А.С. Пушкина.
-
Интегрированное занятие по теме "Грибы" 2011
Автор на уроке обобщает и систематизирует представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о грибах, их частях, назначении, местах их произрастания. Развивает зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение, пантомимическую и речевую выразительность.
-
Интегрированное занятие по теме "Зимние забавы" 2011
Интегрированное занятие развивает речевое дыхание и голос. Автор учит развивать умение действовать сообща.
-
Логопедический мониторинг как средство своевременной коррекции и предупреждения неуспешности 2011
Трудности освоения программы школьного обучения являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, низкой учебной мотивации. В большинстве случаев трудности эти возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Основным направлением работы логопеда является деятельность по предупреждению дезадаптации детей в школе 1-й ступени и обеспечению академической успешности по родному языку.
-
Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи 2011
Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Без специального педагогического воздействия дети с общим недоразвитием речи не могут справиться с этой нелегкой задачей. Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей.
-
Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами У-Ю 2011
Занятие поможет устранить артикуляторно-акустическую и акустическую дисграфию, проявляющуюся в смешении согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами У-Ю. Работа с детьми включает в себя анализ звука, слога, слова и предложения, т.е. работа ведется со всеми компонентами речевой системы и формирует у учащихся навыки различения твердых и мягких согласных как при произношении, на слух, так и в письменной речи.
-
Фронтальное занятие по теме "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков" 2011
В конспект включены упражнения по развитию языкового анализа, речеслухового восприятия и речедвигательных навыков, динамического праксиса рук, пространственно-временных представлений, слухового внимания, памяти, слухового гнозиса.
-
Конспект фронтального занятия с презентацией по теме "Языковый анализ. Понятие о предложении" 2011
Работа представляет собой конспект фронтального занятия с презентацией по теме «Языковой анализ. Понятие о предложении». Занятие рассчитано на учащихся второго класса, имеющих ошибки письма, вызванные нарушениями языкового анализа.
-
Автоматизация звука [х] через формирование семантического поля. Занятие для детей с ОНР подготовительной группы 2011
Занятие для детей с ОНР подготовительной группы на закрепление навыка правильного произношения звука [х] в слогах, словах, предложениях, развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля за собственной речью.
-
Занятие-игра "Что? Где? Когда?". Дифференциация С-Ц 2011
Цели урока: закрепить правильное произношение звуков [с], [ц]; дифференцировать звуки [с], [ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях; совершенствовать умение звукового анализа и синтеза; упражнять в составлении слов из слогов; развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание; расширять словарь.
-
Речевой дидактический материал "Мы играем со словами…" 2011
Статья представляет собой наглядное игровое пособие для коррекционной логопедической работы, направленное на развитие автоматизации и дифференциации ребенком смешиваемых в речи звуков [л]–[р].
-
Формирование словообразовательных инноваций в процессе коррекционно-логопедической работы по устранению аграмматизмов у дошкольников с ОНР 2011
В статье представлен конспект занятия по проведению коррекционно-логопедической работы с использованием методик, предложенных Тумановой Т.В. (1997 год), Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. (2004 год), Жуковой Н.С., Филичевой Т.Б. (2003 год), которая заключается в создании условий для усвоения словообразовательных операций дошкольниками с ОНР.
-
Использование грамматических рифмовок в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста 2011
В статье раскрываются возможности грамматических рифмовок в практике помощи детям раннего возраста с речевыми нарушениями. Описаны этапы работы над рифмовками, помогающими развитию детской лексики и формированию грамматического строя языка. Представлен конспект занятия по развитию речи с детьми раннего возраста, имеющими нарушения речи.
-
Активизация мыслительной деятельности и речи у детей с ОНР через обучение построению вопроса 2011
У детей с ОНР затруднения в общении обусловлены недостаточной сформированностью вопросительной формы речи. И с психологической, и с лингвистической стороны построение вопроса – более сложная речевая задача, чем ответ. Поэтапность в обучении построению вопросов направлена на развитие диалогической речи и активизацию мыслительных процессов. Этапы: вопросы к предметам, действиям, признакам; без вопросительных и с вопросительными словами; к картине; к условию задачи; с поисковыми вопросами.
-
Логопедическое занятие с детьми 3-летнего возраста по теме "Путешествие в осенний лес" 2011
Занятие рассчитано на детей 3 лет, имеющих общее недоразвитие речи II уровня. Занятие проводится в форме сказки. В данное занятие включены игры по развитию речи, познавательной сферы, занимательные упражнения, сюрпризные моменты, которые способствуют созданию положительного настроя, помогают заинтересовать детей, наиболее полно решить поставленные задачи.
-
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе 2011
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе с детьми с ОНР, представляющему собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Представлен координационный план проведения совместных занятий и план взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя на год.
-
Роль игры для "особых детей" при преодолении нарушений в звукопроизношении. Многофункциональная речевая игра "Веселый попугайчик" 2011
Представлена игра для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Цель игры заключается в развитии у ребенка правильной и красивой речи, обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического восприятия и слуха, слоговой структуры речи, грамматического строя речи, связной речи и преодоление нарушений в звукопроизношении.
-
Преодоление лексико-грамматического недоразвития речи при коррекции дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях с позиций современной логопедии 2011
Представленный материал содержит практические рекомендации логопеда по коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста, имеющими аграмматическую дисграфию. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития.
-
Конспект логоритмического занятия с использованием элементов фонетической ритмики "Веселая встреча старых друзей" 2011
Логоритмическое занятие состоит из упражнений, включающих задания на развитие темпа, ритма речи, интонации произношения. Эти упражнения можно проводить в музыкальном сопровождении и без него. Занятие является обобщающим, со всеми упражнениями дети уже знакомы при отработке блока «Животные» и проводится в форме развлечения.
-
Обучение грамоте детей с нарушением зрения с использованием объемных 3D модулей 2011
Цели занятия: развитие навыка звукового анализа и синтеза слов с помощью 3-D модулей; закрепление навыков различения фонем, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, на материале звуков [п]–[б]; обучение правильному употреблению предлогов "под", "из-под"; развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие интонационной стороны речи; развитие зрительного восприятия.
-
Составление рассказа на предложенный сюжет: "Как я путешествоваал по доброй дороге" 2011
Занятие с целью развития творческого воображения и его воплощения; обучения оживлять и превращать в сказку все, что нас окружает.
-
Логопедический утренник в подготовительной к школе группе "Как у Кощея буковки вызволяли" 2011
На занятии дети упражняются в выразительном чтении стихов, используя перчаточный театр. Закрепляются различные умения: дифференцировать гласные и согласные фонемы; выполнить звуко-буквенный анализ слов; дать сравнительную характеристику звукам и буквам.