Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проекта: урок-размышление.
Обучающие цели:
Создать условия:
– для осуществления деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Философские проблемы романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова”.
– для усвоения философских идей произведения; в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
– для развития навыка выразительного чтения;
– для установления межпредметных связей.
Развивающие цели:
Создать условия:
– для проявления познавательной активности учащихся,
– для развития умения формулировать свою точку зрения, задумываться над ключевыми эпизодами произведения.
Способствовать расширению общекультурных и филологических знаний учащихся.
Воспитательные цели:
– Содействовать развитию умения учеников общаться между собой.
– Помочь осознанию ценности совместной деятельности.
– Развивать интерес к нравственным вопросам.
Оформление доски:
Эпиграфы: “Каждому будет дано по его вере...”. (М.А. Булгаков);
“Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!” (И.В. Гёте).
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, текст отрывка произведения для чтения по ролям, карточки (вопросы для работы над романом), вопросы для домашнего задания, запись телефильма В. Бортко по роману на DWD-диске, аудиозапись с музыкальным фрагментом (Ф.Шуберт).
Перед уроком учащиеся рассаживаются группами по 3-4 человека в каждой; готовят тексты произведения, рабочие тетради, листы бумаги, ручки.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап
Оргмомент.
1. Приветствие, объявление темы урока и комментарий к ней. (Cлайд №1, №2)
Ученики записывают в тетради тему урока. (Cлайд №3)
2. Формулируются цели: рассмотреть философские проблемы романа; выявить авторскую позицию в отношении творчества и творца; уяснить нравственные уроки М.Булгакова. (Cлайд №4)
Учитель объясняет пути достижения целей:
– Мы поработаем с эпиграфами, выясним их смысл; восстановим в памяти события финальных глав романа, прослушаем выразительное чтение диалога двух героев и обсудим проблемные вопросы в группах; обобщим философские проблемы произведения в связи с судьбами главных героев.
II. Организационно-деятельностный этап
1. Проверка домашнего задания.
Учитель:
– Где происходят события последних глав романа “Мастер и Маргарита”? Что происходит с героями в финале? (Cлайд №5)
Двое–трое учеников кратко пересказывают главы 29, 30,31,32.
Учитель:
– Кто и по чьей просьбе определил судьбы Мастера и его возлюбленной?
Трое учащихся читают по ролям отрывок из главы 29 (диалог Воланда с Левием Матвеем) стр.332-333. (Cлайд № 6)
Учитель:
– Какие два ключевых понятия проявляются в диалоге? (Cлайд № 7)
2. Работа в группах.
Учитель предлагает для работы в группах проблемные вопросы, на которые ребята должны найти ответы в процессе совместного обсуждения: (Cлайд № 8)
Покой – это наказание или награда?
Почему Мастер не заслужил света?
Добро или зло несёт Воланд в человеческий мир?
Почему Воланда нельзя назвать однозначно отрицательным героем? Какие качества ему присущи?
Сравните жизнь М. Булгакова и его героя – Мастера. Что общего у них и чем отличаются два писателя?
Учащиеся получают вопросы на карточках – по одной на каждую группу, совместно обсуждают, ищут ответ на вопрос, давая возможность высказаться каждому, делая пометки на черновых листках; формулируют развёрнутый ответ и выбирают выступающего, который представит в устном ответе точку зрения группы.
3. Выступление представителей групп с развёрнутыми ответами
Представители от каждой группы дают ответ на проблемный вопрос, подтверждая правильность выбранной точки зрения перечислением нужных эпизодов, цитатами из текста. Учитель вместе с классом выслушивает выступления представителей групп; при необходимости уточняет, корректирует ответы.
4. Составление схемы философских понятий романа.
Учитель:
1) – Обратимся к словарю и выясним определения слов: “милосердие”, “возмездие”.
Подготовленные ученики, работавшие дома с Толковым словарём, объясняют смысл заданных слов:
Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания; человеколюбие.
Возмездие – расплата, кара за преступление. (Cлайд № 9)
2) – Давайте подведём итог тому, что мы узнали и поняли в отношении основополагающих для М. Булгакова понятий: “добро” и “зло”, “свет” и “тьма”, “Сатана” и “Бог”. Построим в тетрадях схему этих понятий.
– Сколько частей будут включены в схему? Что будут представлять собой эти части, какие слова разместим в каждой из них? (Учитель чертит на доске схему, используя ответы учащихся).
Ребята изображают в тетрадях схему расположения уравновешивающих друг друга понятий положительного и отрицательного характера (одновременно с учителем, рисующим схему на доске).
5. Обобщение.
Учитель:
– Как взаимосвязаны и уравновешены добро и зло? Возмездие и милосердие? Какое отношение к этому имеет понятие “ справедливость”?
Учащиеся дают ответ, ориентируясь на схему, и вписывают в неё слово “справедливость”. (Cлайд № 10)
– Как это всё соотносится с судьбами героев романа?
– Как связаны эпиграфы к уроку с авторскими установками в произведении?
Ученики отвечают, называя Мастера и Маргариту, которые по просьбе Иешуа обретают покой.
– А судьбы героев “ершалаимских” глав встраиваются в нашу схему? Кто эти герои?
(Cлайд № 11)
– За что и какую кару понёс прокуратор Понтий Пилат? (Cлайд №12)
6. Просмотр фрагмента телефильма В. Бортко “Мастер и Маргарита” – финал (видеофрагмент – Cлайд № 13) .
Перед просмотром 1 ученик сообщает подготовленную информацию о времени создания фильма, режиссёре и актёрах, исполняющих роли булгаковских героев.
Учитель:
– Удалось ли режиссёру отразить философский смысл этого эпизода романа?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
7. Прослушивание аудиозаписи.
Учитель:
– Воланд, напутствуя главного героя, говорит ему: “Неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?”
Послушайте фрагмент музыкального произведения этого композитора. (Cлайд № 14)
– Какое настроение навевает мелодия?
Школьники прослушивают аудиозапись, отвечают по желанию.
8. Учитель:
– Как мы уже сказали, М.Булгаков, в отличие от своего героя – Мастера, даже в условиях многолетней травли остался верен себе, своему писательскому предназначению. (Cлайд №15)
– Как относится автор к своему герою? Осуждает ли М. Булгаков сломленного, измученного Мастера, отрёкшегося от своего гениального романа? Почему? Можно ли назвать М.Булгакова писателем-гуманистом?
III. Рефлексия. Обращение к эмоциональной и интеллектуальной сферам личности учащихся.
(Cлайд № 16)
Учитель:
– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
Что понравилось?
Что стало более понятно для вас теперь в романе М.Булгакова?
Ученики отвечают.
IV. Домашнее задание. (Cлайд № 17)
Учитель:
– Обобщая знания по произведению, составьте тезисы к одной из тем, напечатанных на листах для каждого из вас. Готовьтесь к сочинению по роману. (Cлайд № 18)
Учащиеся получают темы, записывают задания в дневники.
V. Оценки.
Учитель объявляет и комментирует оценки, благодарит за работу на уроке, подписывается в дневниках.
Литература
- Под редакцией В.В. Агеносова. Русская литература XX века 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1997г.
- М. Булгаков. Романы “Мастер и Маргарита”. “Белая гвардия”. Хабаровское книжное издательство, 1989 г. (с.331-364).
- Изучение литературы по новым программам в выпускном классе. Сборник методических статей для преподавателей литературы, учащихся старших классов. Барнаул. АКИПКРО, 1994 г. (с. 68-69).
- И.Б. Карпов, Н.Н. Старыгина “Открытый урок по литературе” 5-11 классы. Москва, 2002 г., Московский лицей (с. 142-146).
- Н.В. Егорова, И.В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе. XX век”. Москва “Вако”, 2002 г. (с. 38, с. 41).
- Завуч. Управление современной школой. 2006 г., № 2 (с. 72-79).
- Литература в школе. 1998 г, № 2 (с. 54-61).
- Т.Г. Кучина, А.В. Леденев “Контрольные и проверочные работы по литературе” 9-11 классы. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1997 г.