Философские проблемы романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Разделы: Литература


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проекта: урок-размышление.

Обучающие цели:

Создать условия:

– для осуществления деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Философские проблемы романа “Мастер и Маргарита” М. Булгакова”.
– для усвоения философских идей произведения; в частности, о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием;
– для развития навыка выразительного чтения;
– для установления межпредметных связей.

Развивающие цели:

Создать условия:

– для проявления познавательной активности учащихся,
– для развития умения формулировать свою точку зрения, задумываться над ключевыми эпизодами произведения.

Способствовать расширению общекультурных и филологических знаний учащихся.

Воспитательные цели:

– Содействовать развитию умения учеников общаться между собой.
– Помочь осознанию ценности совместной деятельности.
– Развивать интерес к нравственным вопросам.

Оформление доски:

Эпиграфы: “Каждому будет дано по его вере...”. (М.А. Булгаков);

“Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!” (И.В. Гёте).

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, текст отрывка произведения для чтения по ролям, карточки (вопросы для работы над романом), вопросы для домашнего задания, запись телефильма В. Бортко по роману на DWD-диске, аудиозапись с музыкальным фрагментом (Ф.Шуберт).

Перед уроком учащиеся рассаживаются группами по 3-4 человека в каждой; готовят тексты произведения, рабочие тетради, листы бумаги, ручки.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап

Оргмомент.

1. Приветствие, объявление темы урока и комментарий к ней. (Cлайд №1, №2)

Ученики записывают в тетради тему урока. (Cлайд №3)

2. Формулируются цели: рассмотреть философские проблемы романа; выявить авторскую позицию в отношении творчества и творца; уяснить нравственные уроки М.Булгакова. (Cлайд №4)

Учитель объясняет пути достижения целей:

– Мы поработаем с эпиграфами, выясним их смысл; восстановим в памяти события финальных глав романа, прослушаем выразительное чтение диалога двух героев и обсудим проблемные вопросы в группах; обобщим философские проблемы произведения в связи с судьбами главных героев.

II. Организационно-деятельностный этап

1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

– Где происходят события последних глав романа “Мастер и Маргарита”? Что происходит с героями в финале? (Cлайд №5)

Двое–трое учеников кратко пересказывают главы 29, 30,31,32.

Учитель:

– Кто и по чьей просьбе определил судьбы Мастера и его возлюбленной?

Трое учащихся читают по ролям отрывок из главы 29 (диалог Воланда с Левием Матвеем) стр.332-333. (Cлайд № 6)

Учитель:

– Какие два ключевых понятия проявляются в диалоге? (Cлайд № 7)

2. Работа в группах.

Учитель предлагает для работы в группах проблемные вопросы, на которые ребята должны найти ответы в процессе совместного обсуждения: (Cлайд № 8)

Покой – это наказание или награда?

Почему Мастер не заслужил света?

Добро или зло несёт Воланд в человеческий мир?

Почему Воланда нельзя назвать однозначно отрицательным героем? Какие качества ему присущи?

Сравните жизнь М. Булгакова и его героя – Мастера. Что общего у них и чем отличаются два писателя?

Учащиеся получают вопросы на карточках – по одной на каждую группу, совместно обсуждают, ищут ответ на вопрос, давая возможность высказаться каждому, делая пометки на черновых листках; формулируют развёрнутый ответ и выбирают выступающего, который представит в устном ответе точку зрения группы.

3. Выступление представителей групп с развёрнутыми ответами

Представители от каждой группы дают ответ на проблемный вопрос, подтверждая правильность выбранной точки зрения перечислением нужных эпизодов, цитатами из текста. Учитель вместе с классом выслушивает выступления представителей групп; при необходимости уточняет, корректирует ответы.

4. Составление схемы философских понятий романа.

Учитель:

1) – Обратимся к словарю и выясним определения слов: “милосердие”, “возмездие”.

Подготовленные ученики, работавшие дома с Толковым словарём, объясняют смысл заданных слов:

Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания; человеколюбие.

Возмездие – расплата, кара за преступление. (Cлайд № 9)

2) – Давайте подведём итог тому, что мы узнали и поняли в отношении основополагающих для М. Булгакова понятий: “добро” и “зло”, “свет” и “тьма”, “Сатана” и “Бог”. Построим в тетрадях схему этих понятий.

– Сколько частей будут включены в схему? Что будут представлять собой эти части, какие слова разместим в каждой из них? (Учитель чертит на доске схему, используя ответы учащихся).

Ребята изображают в тетрадях схему расположения уравновешивающих друг друга понятий положительного и отрицательного характера (одновременно с учителем, рисующим схему на доске).

5. Обобщение.

Учитель:

– Как взаимосвязаны и уравновешены добро и зло? Возмездие и милосердие? Какое отношение к этому имеет понятие “ справедливость”?

Учащиеся дают ответ, ориентируясь на схему, и вписывают в неё слово “справедливость”. (Cлайд № 10)

– Как это всё соотносится с судьбами героев романа?

– Как связаны эпиграфы к уроку с авторскими установками в произведении?

Ученики отвечают, называя Мастера и Маргариту, которые по просьбе Иешуа обретают покой.

– А судьбы героев “ершалаимских” глав встраиваются в нашу схему? Кто эти герои?

(Cлайд № 11)

– За что и какую кару понёс прокуратор Понтий Пилат? (Cлайд №12)

6. Просмотр фрагмента телефильма В. Бортко “Мастер и Маргарита” – финал (видеофрагмент – Cлайд № 13) .

Перед просмотром 1 ученик сообщает подготовленную информацию о времени создания фильма, режиссёре и актёрах, исполняющих роли булгаковских героев.

Учитель:

– Удалось ли режиссёру отразить философский смысл этого эпизода романа?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

7. Прослушивание аудиозаписи.

Учитель:

– Воланд, напутствуя главного героя, говорит ему: “Неужто вы не хотите днём гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?”

Послушайте фрагмент музыкального произведения этого композитора. (Cлайд № 14)

– Какое настроение навевает мелодия?

Школьники прослушивают аудиозапись, отвечают по желанию.

8. Учитель:

– Как мы уже сказали, М.Булгаков, в отличие от своего героя – Мастера, даже в условиях многолетней травли остался верен себе, своему писательскому предназначению. (Cлайд №15)

– Как относится автор к своему герою? Осуждает ли М. Булгаков сломленного, измученного Мастера, отрёкшегося от своего гениального романа? Почему? Можно ли назвать М.Булгакова писателем-гуманистом?

III. Рефлексия. Обращение к эмоциональной и интеллектуальной сферам личности учащихся.

(Cлайд № 16)

Учитель:

– Что нового узнали на сегодняшнем уроке?

Что понравилось?

Что стало более понятно для вас теперь в романе М.Булгакова?

Ученики отвечают.

IV. Домашнее задание. (Cлайд № 17)

Учитель:

– Обобщая знания по произведению, составьте тезисы к одной из тем, напечатанных на листах для каждого из вас. Готовьтесь к сочинению по роману. (Cлайд № 18)

Учащиеся получают темы, записывают задания в дневники.

V. Оценки.

Учитель объявляет и комментирует оценки, благодарит за работу на уроке, подписывается в дневниках.

Литература

  1. Под редакцией В.В. Агеносова. Русская литература XX века 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1997г.
  2. М. Булгаков. Романы “Мастер и Маргарита”. “Белая гвардия”. Хабаровское книжное издательство, 1989 г. (с.331-364).
  3. Изучение литературы по новым программам в выпускном классе. Сборник методических статей для преподавателей литературы, учащихся старших классов. Барнаул. АКИПКРО, 1994 г. (с. 68-69).
  4. И.Б. Карпов, Н.Н. Старыгина “Открытый урок по литературе” 5-11 классы. Москва, 2002 г., Московский лицей (с. 142-146).
  5. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе. XX век”. Москва “Вако”, 2002 г. (с. 38, с. 41).
  6. Завуч. Управление современной школой. 2006 г., № 2 (с. 72-79).
  7. Литература в школе. 1998 г, № 2 (с. 54-61).
  8. Т.Г. Кучина, А.В. Леденев “Контрольные и проверочные работы по литературе” 9-11 классы. Москва. Издательский дом “Дрофа”, 1997 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация