Поэтическая мастерская – это урок творчества. Подобные занятия должны выстраиваться в рамках деятельностно-творческой парадигмы образования, в центре которой не предметные знания сами по себе и не деятельность в ее абстрактных составляющих, а знания и деятельность, погруженные в социокультурный контекст, в ситуацию диалога, взаимопонимания; знания и деятельность, растущие из личностно и индивидуально неповторимых, становящихся миров учащихся.
Предметный мир ограничен, изученный в своей функциональности, он становится исчерпанным. Внимание должно быть направлено на ценностное содержание его объектов, их личностный смысл. Жизненный опыт, сконцентрированный в наивысших ценностях, посредством этих ценностей и передается. Ценность невозможно приобрести, она рождается и формируется благодаря усилиям самого человека. Она свободна от захвата, неуничтожима и неисчерпаема. Это мир свободы, духовного обогащения, творчества.
Творчество есть образное отражение объективного мира, его новое видение и осмысление. Это размышление над известным, в результате которого появляется личностный смысл знания. В итоге творческого действия человек узнает нечто новое не только о внешнем мире, но и о самом себе.
Поиск смысла собственной жизни и бытия вообще должен стать содержанием данного урока. Необходимо учить детей быть философами, развивать их способности выстраивать свои отношения с жизнью как таковой, отдавая себе отчет в ходе и общем ее течении, ориентируясь на закономерности, непреходящие ценности и вечные жизненные проблемы.
Урок целесообразно провести после изучения творчества Ф. И. Тютчева и А. Фета в 10-м классе или Н. Заболоцкого и М. Пришвина в 11-м классе.
Дидактическая цель:
- развитие общекультурной компетентности учащихся в процессе их приобщения к общечеловеческим художественным ценностям.
Методические задачи:
- Формирование основных компонентов художественной картины мира как составляющей общей культуры личности;
- Развитие способности эстетически воспринимать и оценивать художественные явления;
- Пробуждение творческого потенциала учащихся.
Задачи урока:
- Раскрыть основные черты общей концепции мира в японской поэзии;
- Воспитывать стремление к самопознанию и творческой самореализации;
- Способствовать формированию собственного взгляда на взаимоотношения человека и мира.
Методы обучения:
- Проблемное изложение
- Эвристическая беседа
- Продуктивный
- Частично-поисковый
Этапы урока:
- Организационно-мотивационный. Стадия вызова ( актуализация прошлого опыта и постановка задачи).
- Исследовательский. Стадия осмысления (исследование на материале художественного произведения; совместное “открытие” знаний).
- Творческий. Стадия применения (использование приобретенных знаний; коллективное и индивидуальное создание художественного произведения по теме, предложенной учителем).
- Рефлексивный. Стадия обмена опытом (защита творческих работ; “приращение субъектности” в результате обмена опытом; само- и взаимооценка деятельности).
Ход урока
1 этап – организационно-мотивационный.
Учитель: - “И сказал Бог Адаму: “Я ввел тебя в мир, чтобы ты смотрел и видел все, что тебя окружает...Чтобы ты сам, по своей воле и к своей чести, сделался своим собственным скульптором и творцом; ты можешь опуститься до животного состояния и возвыситься до божества...”
- Это цитата из произведения Пико де Мирандоло. О чем, на ваш взгляд, говорит Бог первому созданному им человеку?
- О смысле жизни.
- В чем же заключается смысл человеческой жизни? В чем главное назначение человека?
- “Сделаться своим собственным скульптором и творцом”.
- А что значит “быть творцом”? Что такое творчество?
- Творчество – это процесс создания чего-либо…
- Да, действительно, творчество – это деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. Вот как русский философ Н. Бердяев определял сущность творческого процесса: “Творчество есть всегда прирост, прибавление. Творчество есть свобода. Творящий не раб и не господин, он дающий, жертвующий. Творчество всегда есть самопреодоление, выход из пределов своего замкнутого личного бытия. Путь творчества – путь совершенства, путь осуществления полноты жизни. Творчество есть путь победы над страхами. Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение, освобождение человека не только от чего-то, но и для чего-то. Творчество есть восхождение к вечности.”
- Сегодня у нас урок творчества. Сформулируйте, пожалуйста, задачу на урок. Как вы думаете, что должно стать содержанием и результатом вашей работы?
2 этап – исследование на материале художественного произведения.
Учитель: - Сегодня мы будем сочинять художественное произведение, подобное тому, что представлено на доске:
О, сколько их на полях!
И каждый цветет по-своему, -
Вот высший подвиг цветка.
- К какому жанру относится это произведение? В чем его особенности? (Возможные ответы учащихся).
Учитель: - Хокку (или хайку) – один из любимейших жанров японской поэзии. Это философское произведение, имеющее строгую форму (17 слогов: 5-7-5) и создающееся по определенным принципам:
Саби (изящная простота)
Сиори (гармония с природой)
Хосоми (глубина проникновения)
Каруми (легкость)
- Каждое хокку, считают японцы, должно быть предсмертной песней, ибо кто знает, когда настанет последний день. Хокку отражает философию жизни. Это определило и тему нашего урока – “Философия жизни”. Сформулируйте задачу вашего исследования. ( Выявить основные законы бытия, отразившиеся в японской поэзии).
- В игре “Что? Где? Когда?” знатокам было предложено такое задание: найти ошибку в хокку и исправить ее:
Оторви
Несколько лепестков от цветка
И получится стрекоза.
- Выполните это задание, определив самый главный закон жизни, который отражается в хокку. Используйте предложенные для исследования материалы. (Учащимся предлагается проанализировать несколько хокку, например:
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму!
Некуда воду из чана
Выплеснуть мне теперь –
Всюду поют цикады.
Учащиеся “выводят” главный закон: созидать, а не разрушать красоту, жизнь вокруг нас. “Исправленное” хокку должно выглядеть таким образом:
Приделай
Несколько лепестков к стрекозе,
И получится цветок.
3 этап – творческий.
Учитель: - Мы познакомились с основными законами создания хокку, с его структурой (картинка, образ + ее философско-метафорическое осмысление). Попробуем сочинить хокку вместе. Задаю образ – белый лист бумаги. Философская тема – “жизнь-смерть”. Сформулируем строку – картинку. Что мы видим?
Возможные варианты: “Белый лист бумаги/ Лежит на моем столе…”; “Передо мной/ Белый лист бумаги” и т.п.
Учитель: - Этот лист живой или мертвый? Что произойдет, когда мы начнем писать на нем?
Выслушиваются возможные предположения учащихся.
- Сформулируйте окончание хокку, используя полученные знания.
Возможные варианты хокку:
Белый лист бумаги
Лежит на моем столе.
Не буду мешать ему жить…
Передо мной на столеЛежит чистый лист.
Сейчас я вдохну в него жизнь…
Учитель: - А сейчас вы попробуете сочинить хокку самостоятельно.
Вам необходимо выбрать картинку-образ, философски его осмыслить, привнеся ценностное содержание. Мотылек, цветущая сакура, рассыпавшийся жемчуг, стремительная река…Какие философские законы олицетворяют эти образы? (Мимолетность, непрочность бытия, быстротечность времени, вечное возрождение…)
Учащиеся сочиняют хокку.
4 этап – рефлексивный.
Представление и защита творческих работ учащихся.
Обмен эстетической, философской, ценностной информацией.
Примеры работ учащихся:
Дождь плачет в ручей,
Ручей впадает в море…
И снова слезы дождяТишина…
В зеркале пруда
Отражается жизньГрозные горы
Заграждают солнце…
С другой стороны – цветыВижу в ручье
Жемчужины дождя…
Как мне достать их?Как красив цветок,
Но мне нельзя мешать ему
Жить на светеБесплодна пустыня,
Но даже в ней
Есть жизнь
Учитель: - М. Монтень сказал: “Этот огромный мир … и есть то зеркало, в которое нам надо смотреться, чтобы познать себя до конца”. Сегодня мы попытались сделать это, попытались стать творцами, “возвыситься до божества”. Потребности в самореализации и творчестве – самые высшие потребности человека. Человек творческий – суть человек, непрерывно созидающий себя “сызнова”, находящийся в постоянном драматическом диалоге с самим собой, рождающий себя “вторым рождением”, отвечающий за себя перед миром. Смысл жизни в творчестве. Именно оно позволяет проявить свое “Я”, цвести каждому “по-своему”, совершая жизненный “подвиг”.