Литература
-
"Что за чудо эти сказки!" 2011
Внеклассное занятие призвано углубить устоявшееся представление о сказке, проверить знания детей о сказках, особенностях их построения, сказочных персонажах, средствами ИКТ развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей, учить их логически мыслить, выделять главное, развивать речь учеников.
-
Что значит «уметь читать»? 2020
Что значит «правильное чтение» – это чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. В методической литературе выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Именно совокупность всех навыков качественного чтения определяет успешность обучения ребенка в школе: читаю – понимаю – запоминаю.
-
"Что значит быть мужественным?". Литературно-музыкальный вечер по творчеству Э.Асадова и Р.Гардиева. 2009
Литературно-музыкальный вечер с целью познакомить учащихся с творчеством поэтов необычной судьбы и редкого мужества; формировать у учащихся умение размышлять и делать выводы по прочитанному и услышанному; воспитывать в детях чувство любви к Родине, воспитывать такие нравственные качества, как честность, верность, мужество и героизм.
-
"Что значит быть победителем?". Урок литературы в 8-м классе по новеллам А.Грина "14 футов", "Победитель" "Зеленая лампа" 2010
Урок пробуждает у подростков интерес к чтению книг А.Грина, формирует такие нравственные категории, как благородство, истинность человека, победа над собой.
-
Что ни гора, что ни озеро – всюду легенды об этой зачарованной земле 2013
Десятки ученых посвятили свою жизнь разгадыванию многих загадок, связанных с происхождением и духовной культурой северных аборигенов, однако и до сих пор исследователям далеко не все ясно. Самобытная материальная и духовная культура саамов представляет большой познавательный и научный интерес.
-
Что нужно человеку для счастья? (Урок по роману М. Шолохова "Тихий Дон") 2004
Урок по роману М.Шолохова "Тихий дон" подводит учащихся к пониманию основных человеческих ценностей: дом, труд, любовь - без которых жизнь теряет смысл. На уроке рассматриваются следующие аспекты романа: показ семейной жизни в романе, картины крестьянского труда, дискуссия, о том кого любит Григорий?, отношение М.Шолохова к войне, композиция романа как выразитель авторского замысла романа.
-
"Что осталось от крылатых надежд?" (По повести И.С.Тургенева "Ася") 2012
Цель работы – развитие навыков работы с эпическим текстом на примере произведений И.С. Тургенева: повести "Ася" и стихотворения «Я шел среди высоких гор».
-
«Что происходит на свете? А просто…» Литературная гостиная «Поэтическая Россия» по творчеству Юрия Левитанского 2015
Литературная гостиная по творчеству Юрия Левитанского проводилась с учащимися 8–11-х классов, также данный материал может послужить к обобщающему уроку литературы в 11-м класе по теме «Поэзия ХХ века». Литературно-музыкальная композиция рассказывает о жизни и творчестве поэта, включены стихотворения, раскрывающих отношение поэта к жизни, к окружающему миру; слайд-фильмы.
-
"Что стоит жизнь моя?" Судьба и поэзия Татьяны Снежиной 2012
Урок знакомит старшеклассников с Татьяной Снежиной, поэтессой, композитором, автором и исполнителем песен, жизнь которой трагически оборвалась в самый расцвет ее таланта.
-
Что таит в себе одна строка из пушкинского перечня? 2011
Материал урока условно можно разделить на две части. В первой раскрывается интерес Пушкина к истории и культуре калмыцкого народа. Рассматриваются роль и значение калмыцкой сказки об Орле и Вороне в повести «Капитанская дочка», определяется жанровое своеобразие послания «Калмычке», поясняется смысл перечня народов в стихотворении «Памятник». Вторая часть посвящена анализу стихотворения Д.Н. Кугультинова «Надпись на памятнике А.С. Пушкину в Элисте» («Цецн уха»).
-
Что такое "ответственность" и как я её понимаю. (На материале романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". 11-й класс) 2008
Для каждого человека, каким бы ни было его мировоззрение, свобода относится к числу высших идеалов. Согласно мироощущению любого из нас, свобода - наше право по рождению. Но в жизни каждый из нас поступается своей личной свободой ради общего блага. Является ли человек совершенно свободным, чтобы решать, как вести себя? Что правильно, а что неправильно? Каковы высшие ценности человека? Какова конечная цель его существования? Должен ли человек быть ответственен перед кем-нибудь, кроме самого себя?
-
Что такое выразительная речь 2010
Урок помогает сформировать у учащихся представление об основных требованиях к выразительности речи (на материале выразительного чтения); объяснить значение громкости, темпа и тона речи; научить учащихся относиться к любому тексту как к материалу для работы.
-
Что такое любовь к Родине. Программа "Школа-2100" 2011
На уроке литературы по программе «Школа 2100» в 8-м классе раскрывается своеобразие темы Родины в стихотворениях Е.Евтушенко, А.Блока, С.Есенина, О.Мандельштама, Ф.Тютчева; совершенствуется навык творческого восприятия материала.
-
Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького "Старуха Изергиль". 7-й класс 2013
Цель урока: помочь учащимся осмыслить понятие «подвиг», поступки героев с точки зрения человеческой личности; показать особенности ранней прозы Горького, отметить её народно-поэтические истоки; воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, мужеству, служению людям.
-
Что такое счастье? (по рассказу К.Д. Воробьева "Зимняя сказка"). 7-й класс 2011
Урок построен как учебный диалог на тему "Что такое счастье?" Константин Дмитриевич Воробьёв в маленьком по объёму произведении смог показать обычную для 70-х годов прошлого века жизнь.
-
"Что такое счастье?" (на основе рассказа С.Воронина "Счастье"). Урок внеклассного чтения в 5-м классе (технология погружения) 2010
Не секрет, что современные дети больше любят компьютерные игры, нежели чтение. Ребёнка нужно заинтересовать, и для этого очень подходит урок по технологии погружения. В этой работе есть масса преимуществ: дети настроены на позитив, так как эти уроки не предполагают плохих оценок - всё, что сказал ученик, хорошо, потому что сказано; подготовка и проведение таких уроков требует большой творческой активности детей, что тоже очень хорошо; если на других уроках дети иногда стесняются высказывать свои мысли, то на этих уроках не хватает времени, чтобы все желающие сказали, что для них важно.
-
Что там, за горизонтом? (Урок-обобщение по учебнику Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой "Шаг за горизонт", 5-й класс) 2008
Вашему вниманию предлагается урок-обобщение на тему "Шаг за горизонт".
-
«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») 2019
Разработка урока литературы по произведению А.И.Куприна «Гранатовый браслет» предназначена для учащихся 11-х классов социально-гуманитарного профиля. Урок знакомит обучающихся с особенностями звучания темы любви в повести Куприна; развивает умение анализировать, определять авторскую позицию; способствует воспитанию правильного отношения к чувствам другого человека, душевной чуткости.
-
"Что-то тут не продумано…" Изображение коллективизации в рассказе В.Тендрякова "Пара гнедых" и ее последствий в рассказе "Хлеб для собаки" 2012
Уроки по рассказам В.Тендрякова «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» проводятся в 11-м классе под эгидой изучения изображения России рубежа 20х–30х гг. ХХ в. и прослеживают преемственность в создании образа родной страны от Бунина и Блока до писателей-свидетелей «великого эксперимента», анализируют изобразительно-выразительные средства, определяющие художественный почерк автора, нравственные последствия попытки поднять историю «на дыбки».
-
Что? Где? Когда? (по поэме А.С. Пушкина "Цыганы") 2011
В ходе игры воспитанники учатся работать в команде, на практике применяя такие важные во все времена понятия, как "взаимопомощь" и "взаимовыручка"; выбирать из предложенных в ходе обсуждения ответов правильный; аргументировать свою точку зрения; вступать в "сотворческие связи" с родителями; сценически перевоплощаться в героев поэмы "Цыганы" (что способствует применению на практике метода ролевой игры).
-
"Чтобы вовек во мне твоя свеча горела…" 2015
В рамках года литературы мы открываем литературную гостиную под общим названием «Пока горит свеча». В цикл литературных встреч вошли писатели, поэты, авторы известных произведений, которые своим творчеством внесли огромный вклад в культурное развитие России.
-
«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» (Е.Евтушенко). Нить судьбы творчества Б.Л. Пастернака 2010
Автор показывает этапы становления Пастернака как поэта. Раскрывает перед учащимися своеобразие личности, философской концепции, основные мотивы творчества; определяет его место и роль в поэзии ХХ века. Анализируя пастернаковскую поэтику, формирует у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.
-
"Чтобы не погасли тихие огни деревень…" (урок внеклассного чтения по рассказу Б.Екимова «Ралли» в старших классах) 2020
В статье анализируется рассказ Б.П.Екимова «Ралли», автор выносит на обсуждение проблему исчезновения российских деревень. В ходе урока совершенствуются навыки аналитического чтения, умения аргументировать свою точку зрения;проводится работа над развитием речи обучающихся.
-
Чувашские деятели и А.С. Пушкин 2008
Воздействие пушкинской поэзии на творчество П.П. Хузангая и М.Сеспеля.
-
"Чувства добрые я лирой пробуждал…" (по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель") 2010
Занятие проводится с целью помочь увидеть основные художественные особенности произведения; сформировать навыки анализа художественного произведения; познакомить с понятием «маленького человека» в русской литературе.
-
Чувства или принципы? (по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»). 7-й класс 2024
Цель урока: формировать умение анализировать образ главного героя рассказа. Задачи урока: выявить, как соотносятся между собой внешний облик и внутренний мир центрального героя рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»; аргументировать собственное мнение.
-
Чудная власть прошлого в рассказах И.А. Бунина "Антоновские яблоки". 11-й класс 2012
Цель урока – показать своеобразие стиля И.А. Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки".
-
"Чудный мир тревог…" (Литературное творчество на уроках литературы по программе под редакцией В.Г. Маранцмана) 2007
В статье представлен опыт работы с программой по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана. Проиллюстрированы два принципа, определяющих ее структуру: как литературный материал программы, соответствующий возрастной проблематике ученика, помогает развивать его литературные способности. Работа с программой открывает большие возможности в формировании свободного от догм мышления и многомерного восприятия действительности.
-
"Чудо Екатерины Мурашовой". (По повести Е.Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь") 2012
В работе рассматриваются тема, идея, сюжетные линии повести. Отмечается особая форма изложения художественного материала, то есть делается акцент на особенностях манеры письма писательницы.
-
"Чье это дело – война?" (Урок–размышление на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы) 2009
На уроке ребята знакомятся с понятиями «война» и «мир», «жизненная правда» и «художественный вымысел», работают по решению проблемы выбора между чувством и долгом; великая сила художественного слова; приемы создания художественного текста о войне.