Фольклорные традиции в литературе. 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Вступительное слово учителя.

Основой литературного образования в школе является умение наслаждаться литературным произведением. Это умение закладывается на первом этапе обучения литературе. В нем сосредоточен основной объем эстетической информации. Учащимся предстоит освоить язык литературы - особого вида искусства.

В 5 классе учителем было дано первоначальное представление о литературном процессе, контексте, взаимосвязи литературы и фольклора. Учащиеся увидели в словесном творчестве не забаву, а средство передачи эстетической информации, способ познания мира и человека.

Произведения, созданные много столетий назад способны и сегодня волновать людей, вызывать у них эстетическое наслаждение.

6 класс посвящен изучению художественного мира литературного произведения. Этот класс возвращает учеников в мир фольклора. Это новый этап знакомства с тайнами словесного искусства. Важно увидеть такое прекрасное свойство искусства, как историческую память. А это в свою очередь подводит к интереснейшей теме: "Фольклорные традиции в литературе"

Для раскрытия темы были предложены следующие произведения:

"Овен или Дама Источника" (12 век)

Музеус. "Легенда о Рюбецале" (18 век)

Клейст. "Поединок" (19 век)

Пушкин. "Утопленник", "Гусар" (19 век)

Сомов. "Оборотень" (19 век)

Муравьев. "Русалки" (19 век)

Якубович. "Леший" (19 век)

Гоголь. "Вий" (19 век)

После вступительного слова учителя дети рассказывают о фольклорных существах, которые будут встречаться в произведениях, вынесенных на обсуждение.

Баба-Яга, Ведьма.

Ведьмы - колдуньи, вступившие в союз с дьяволом ради обретения сверхъестественных способностей. Они представлялись в виде старух с растрепанными космами, отправлялись из дома через трубу. Могли превращаться в разных животных. Таких ведьм могли бить чем попало, но, пока не пропоют петухи, им ничего не вредило.

Для общения они слетались на шабаш.

Умирают ведьмы в страшных мучениях. После смерти 40 дней выходят из могил.

Баба-Яга - близкая родственница ведьмы. ("Мифология" ст.141,142)

Водяной.

Дедушка Водяной, шут, водяник, топелец - все это в славянской мифологии воплощение злого водяного духа. Это безобразный старик, опутанный тиной. В жертву им приносили черного козла, петуха. Согласно поверьям, Водяные приносят людям один вред. ("Мифология" ст.140)

Кикимора.

Имя это воспринималось как бранное слово. Еще ее называли шишигой. Живет она в сараях и овинах, в темных сырых углах под избой. Она проказничает на святки, путает пряжу, проказит с веретеном.

От этого существа до сих пор не могут избавиться некоторые, употребляя слово (?) - (шиш).

Леший.

Лесовик, лешак, боровик, леший - злой дух, воплощение леса как враждебного пространства для человека.Живет он в чащобах, одевается в звериную шкуру. Обувь перепутана - с правой ноги на левую. Может менять свой рост. Он полноправный хозяин в лесу. Лешие не столько вредят, сколько шутят, но проказят они грубо. Заблудившийся будет долго кружить, возвращаясь каждый раз на одно и то же место.

(Можно использовать отрывок из видеофильма "Третьяковка" - Врубель "Пан")

Слово учителя. Переходя к обсуждению литературных произведений, будем наблюдать за тем, как в них проявляются фольклорные традиции и будем следить за тем, как трансформируются герои, потому что в фольклоре любого народа присутствуют темные силы, только разные у них имена.

(Предполагается, что все знакомы с содержанием произведений, поэтому пересказываются только некоторые, особо значимые отрывки.)

Овен или Дама Источника.

12 век. Французский поэт Кретьен де Труа был очарован сказаниями о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола. Он создал 6 рыцарских романов, среди которых и этот.

-Перечислите основные качества идеального рыцаря.

-Чем Овен отличается от фольклорных богатырей?

-Для чего в романе образ льва? Соотнести его с образами зверей из русских народных сказок.

-Какое место занимают приключения?

Музеус. "Легенда о Рюбецале".

Немецкий писатель 18 века. Создал несколько произведений, посвященных горному духу. (очень коротко передать содержание современным языком, а кульминацию пересказать близко к тексту).

-Какие черты этого произведения сохранили отпечаток фольклорного сказания?

-Что создано фантазией автора?

-Какую роль играет юмор?

Клейст. "Поединок".

Немецкий автор 19 века. Здесь он использовал мотив божьего суда,с которым мы уже сталкивались. Где? (Песнь о Роланде). Что такое Божий суд?

-Составить из предложений текста краткий пересказ. (В поединке писателя интересуют не только старинные обычаи, но и человеческие характеры.

-Дать сравнительную характеристику двум рыцарям-Яков Рыжебородый и Фридрих фон Трот.

-Как автор создает их образы? (внешность, слово, поступок).

Пушкин. "Утопленник". "Гусар".

-Зачем понадобилось поэту в "Утопленнике" использовать легенды о призраке?

-Пытается ли Пушкин познакомить читателя с народными верованиями или это художественный прием?

-В "Гусаре" Пушкин использовал мотив, связанный с Лысой горой, на которую летают киевские ведьмы. Но здесь слышны насмешливые нотки. Как достигает поэт комического эффекта?

-Попытаться определить жанр. (На основании уже проведенной работы по ознакомлению с жанрами :баллада и сонет).

Сомов. "Оборотень".

Это произведение русского писателя первой половины 19 века. Он хорошо знал и любил фольклор. В сказке "Оборотень" он с юмором обыгрывает народные предания о волках-оборотнях и злых деревенских колдунах. Писатель восхищается фантазией и здравомыслием народа.

Задание: пересказать словами текста "превращение" от слов ":Лучи месяца упали на самый сруб осинового пня:" до слов ":бежать вон из лесу:"

Муравьев. "Русалки".

Первая часть читается наизусть.

-Вспомнить и перечислить произведения, в которых участвуют русалки.

Якубович. "Леший".

Первая часть читается наизусть.

Пока дети читают отрывки, двое учеников размещают нарисованных героев произведений по характерным территориям на заранее подготовленном панно, там изображены английские и немецкие замки, русская деревня, храмы, пейзажи.

Гоголь. "Вий".

Вий - начальник гномов, у которого веки на глазах до самой земли.

(Проверка знания содержания проводится по вопросам, составленным самими учащимися.Вопросы для урока - результат конкурсного отбора.)

С кем приключилась история, описанная Гоголем?

Как назывались учебные заведения в Малороссии?

Какое развлечение придумали бурсаки?

Что такое вакации?

Из чего были сделаны розги, которыми наказывали бурсаков?

Какая плохая привычка была у Хомы?

Каким голосом должны говорить риторы?

Какое событие было самым торжественным для семинариста?

Что такое оселедец?

Почему Тиберий Горобец не имел права носить усы?

Какая река упоминалась в тексте?

Какие рассказы вспоминали казаки про панночку?

Что курили в Малороссии?

Что написано на кружках у казаков?

Что любили делать после пирушки малороссияне?

Национальная еда в Малороссии.

Что делают малороссы, увидев мертвеца?

Что собирался делать Хома в церкви, если бы не было запрещено?

Ради чего Хома согласился читать молитвы?

Как Хома защищался от нечисти?

Один из главных фольклорных приемов, использованный Гоголем в повести.

Когда заканчивалась сила дьявола?

Кто такой ВИЙ?

Какую должность занимал Вий среди нечисти?

Вопросы учителя:

Зачем автор прибегает к фантастической образности?

Как сочетается жизнеподобие и фантастика?

Почему погиб Хома Брут?

Мог ли он избежать своей участи?

Сохраняя авторские речевые обороты, пересказать самый запомнившийся эпизод.

Заключительное слова учителя.

Фольклорные традиции продолжают нас радовать. Сейчас еще раз посмотрим отрывок из мультфильма "Летучий корабль".

Главный герой - нищий третий сын у батюшки - Иван, Забава - царская дочь, Полкан - достойный претендент по количеству богатства. Один благороден, но беден, другой богат, но коварен. Вечная проблема социальных кругов. Прежде чем получить руку и сердце царевны, женихи должны пройти испытания. Доброму и умелому Ивану помогает Водяной, Баба-Яга. Полкан не может подлостью одолеть Ивана. И традиционный фольклорный финал - победа добра над злом.

Извечные враги человека - злые силы становятся на сторону человека. Это можно объяснить. Мы с вами проследили изменения в жизни персонажей с 12 века. Они зависят от изменений в жизни самого человека. Сначала он был слаб и беспомощен перед природой, не мог объяснить стихию. В его творческом воображении появились образы фантастических чудовищ, которые вмешивались в жизнь. Но с развитием науки люди научились объяснять многие страхи, поэтому и Баба-Яга, и Водяной могут сейчас только пошутить с человеком, а то и встать на его сторону.