Филологический анализ литературного произведения в 10-м классе (программа элективного учебного предмета; профильное обучение)

Разделы: Литература


Пояснительная записка

1. Основная цель элективного предмета «Филологический анализ литературного произведения в 10 классе» - формирование навыков анализа литературного произведения на основе знаний по теории литературы и о русском языке как системе, полученных в начальной и основной школе и углубляемых в старших классах.
Данный курс актуален, так как предназначен не столько для формирования круга знаний (хотя эти знания, разумеется, нуждаются в дополнениях и обобщениях), сколько для развития умений и навыков. Учащиеся школ и классов гуманитарного профиля должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых в процессе анализа литературного произведения, т. е. познакомиться с современным филологическим метаязыком (греч. meta - между, после, через) - своеобразным языком-посредником, с помощью которого проводится описание каких-либо свойств другого языка, являющегося предметом изучения. В этом помогут специальные словари и дополнительная литература.
Филологический анализ литературного произведения, как его определяют ученые-филологи, предполагает тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему: «Художественный текст в этом плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и функциональностью (от лат. fictio -выдумка, вымысел); и как форма обращения к миру, т.е. как коммуникативная единица, в которой, в свою очередь, моделируется определенная коммуникативная ситуация; и как частная динамическая система языковых средств» (Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 4-5).
Происхождение слова «филология» (от греч. phileo - люблю и logos - слово). Очевидно, что филологический анализ обращается, прежде всего, к слову в художественном произведении, особенно детально рассматривает язык как «первоэлемент» литературы и образный строй произведения, систему образов, учитывает опыт и языкознания (лингвистики), и литературоведения. Научность как основополагающий принцип такого анализа во многом позволяет преодолеть неизбежный при восприятии и истолковании произведения субъективизм.
В современном литературоведении и практике анализа литературного произведения одинаково часто встречаются понятия «произведение» и «текст». Следует учесть, что это не синонимы.

2. Текст - (лат. textum - ткань, сплетение) - система языковых знаков, письменная или печатная фиксация речевого высказывания. Текст отличается стабильностью, неизменчивостью, хотя может дорабатываться, воспроизводиться, в том числе и с изменениями, многое утрачивая даже при незначительной правке. В нем потенциально содержаться идеи, настроения , образы, которые заданы творческой волей писателя и должны «ожить» в процессе чтения, при взаимодействии текста с внетекстовой реальностью. Художественный текст, по сравнению с нехудожественным, обладает рядом особых функций и поэтому отличается более сложной структурой.
Текст - это «первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины» и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления».
Текст – это форма высказывания. Произведение – его смысл. Этот смысл в тексте существует в «свернутом» виде, как «программа», которая «включается» при восприятии (чтении) текста, заставляя читателя соотносить текст, с одной стороны, а с другой – с внеязыковой действительностью.

3. В практике истолкования литературного произведения, в том числе и школьной, чаще всего мы имеем дело:
1) с целостным анализом литературного произведения (преимущественно небольшого по объему): лирического стихотворения, рассказа, басни, баллады, поэмы и др.;
2) с анализом под определенным углом зрения: проблематика, сюжет, система образов, ритмика, метрика и др.

4. Особенно часто приходится сталкиваться с такой формой работы, как анализ фрагмента (эпизода, сцены, описания). Чтобы добиться положительного результата, нужно хорошо знать текст литературного произведения в полном объеме.
Овладение аналитическими способностями – необходимое условие самореализации личности, независимо от того, в какой сфере деятельности данная личность предполагает использовать себя. Анализ художественного произведения не только весьма интересное, приводящее к любопытным открытиям занятие, но и дело необычайно сложное и тонкое. На уроках литературы и в процессе создания собственных письменных работ мы часто сталкиваемся с серьезными проблемами, связанными большей частью с анализом художественной формы литературного произведения.
Современные школьные программы (в частности курс на историко-литературной основе в 9-11 классах средней общеобразовательной школы) не рассчитаны на углубленный анализ художественного произведения, в большей мере интересный и нужный, по-видимому, гуманитариям. Поэтому многие важные аспекты анализа оказываются либо только намеченными, либо вообще упущенными. Между тем предполагаемые на выпускных экзаменах в вузы формулировки тем сочинений и ЕГЭ по литературе часто нацеливают на то, чтобы учащиеся «пересмотрели» прочитанные в прошлом произведения под новым углом зрения, проявили свои аналитические способности, продемонстрировав при этом не только знание по теории и истории литературы, но и читательские умения и навыки самостоятельной исследовательской работы.
В 10 классе преобладает рассмотрение литературных произведений в аспекте наиболее общих филологических категорий (форма, содержание и др.), анализ произведения в частных аспектах (время и пространство, персонаж, портрет, жанр, метод и др.) (готовится вторая часть предмета).
Содержание тематического планирования для 10 класса позволяет спроектировать следующие результаты:

  • составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии литературного произведения и его фрагментов;
  • понимание авторской позиции;
  • выявление и осмысление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения;
  • совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языку литературоведения;
  • обоснованная аргументация собственной точки зрения;
  • интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

Думаю, что данная программа и тематическое планирование помогут учителям русского языка и литературы, работающим в гуманитарных профильных классах.

Программа

Введение /1 час
Тема № 1. Литературное произведение как образ / 4 часа
Художественная литература как вид искусства
Соотношение жизненной правды и художественного вымысла Художественный образ
Система образов произведения. Типы отношений между образами Художественный мир произведения/
Тема № 2. Художественная форма / 5 часов
Художественная форма и художественное содержание
Художественный стиль
Психологизм
Художественный документализм
Гротеск
Стилизация
Пародия
Тема № 3. Произведение как событие рассказывания /5 часов
Автор — текст — читатель
Автор и повествователь
Типы повествования
Сказ как особый тип повествования
Образ повествователя
Точка зрения и речевая композиция произведения
Монолог и диалог
Адресат реальный и условный
Тема № 4. Композиция произведения / 5 часов
Целостность произведения и композиция.
Что такое художественная композиция?
Архитектоника
Композиция повествования
Композиция сюжета
Композиция образов
Сильные позиции текста
Ведущий композиционный принцип
Тема № 5. Художественная речь / 5 часов
Эстетическая функция языка художественной литературы
Форма художественной речи. Проза и поэзия
Ритмометрические характеристики стихотворной речи
Образный потенциал художественной речи
Уровни анализа языка художественного произведения
Тема № 6. Художественное содержание / 9 часов
Художественное содержание и художественная форма
Художественное своеобразие произведения
Тематика произведения
Проблематика произведения
Идейно-эмоциональное содержание произведения
Образ автора. Авторский замысел
Обобщение. Тестирование
Всего: 34 часа

Тематическое планирование

Тема занятия

Формы и методы обучения

Форма контроля

Планируемый результат

1

Введение в курс

Лекция с элементами беседы

Составление словарной статьи

Представление об элективном предмете «Филологический анализ литературного произведения»

2-5

Литературное произведение как образ

Беседа

1) Выступление учащихся.

2) Терминологический диктант.

3) Работа в группах:

3.1. своеобразие стиля М. Ю. Лермонтова;

3.2. художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Представление о литературном произведении как образе, о системе образов произведения и типах отношений между образами

6-10

Художественная форма

Беседа с элементами исследования

1) Работа с текстами А. С. Пушкина «История Пугачева» и «Капитанская дочка» (описание Пугачева).

2) Сопоставление фрагментов из воспоминаний З. Н. Некрасовой и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Последнее свидание».

3) Работа с текстами А. С. Пушкина «Цветок» и «Зимняя дорога».

4) М. Ю. Лермонтов «Сосед».

5) Художественная функция исторических документов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Осмысление и систематизация понятий «художественная форма» и «художественное содержание». Понятие о художественном стиле и художественном документализме. Гротеск, стилизация, пародия в художественных произведениях

11-15

Произведение как событие рассказывания

Практикум: работа с текстом

Работа в группах:

1) Особенности повествования в рассказе Л. Н. Толстого «После бала».

2) Работа над композицией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

3) Анализ структуры повествования произведения Н. С. Лескова «Левша».

4) Определение роли монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

5) Составление плана по данной теме.

6) Работа с теоретико-литературными категориями по данной теме

Освоение терминологии по данной теме, роль монологов и диалогов в художественном произведении, способы повествования в художественном произведении

16-20

Композиция произведения

Беседа, деловая игра, мини-сочинение

1. Аналитическое исследование:

1) композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»;

2) композиции образа дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

2. Конкурс мини-сочинений по данной теме.

3. Составление тем сочинений и рефератов по данной теме.

Усвоение понятий о композиции произведения, об архитектонике. Узнавание композиции повествования, композиции сюжета, композиции образов.

21-25

Художественная речь

Слово учителя.

Сообщения учащихся.

Работа в группах исследования.

Практикум.

Занятие-наблюдение

1. Устное выступление учащихся.

2. Запись в тетрадь основных положений темы.

3. Составление словарика по данной теме.

4. а) Анализ языка в романтическом стихотворении В. А. Жуковского «Море»;

б) Анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Проводила друга до передней…»;

в) Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное»;

г) Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»;

д) Оксюморон в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»;

е) Смысл названия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», романа Е. И. Замятина «Мы».

Систематизация понятий раздела «Художественная речь». Узнавание стилистических фигур и формирование представления о тропах.

26-34

Художественное содержание

Лекция с элементами беседы, практикум, фрагменты сочинений, тестирование: терминологический диктант

1. Образец разбора. Ю. В. Манн о содержании поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

2. Анализ идейного содержания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Тематика и проблематика пьесы М. Горького «На дне».

4. Составление вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся.

5. Составление по данной теме сочинений и рефератов для самостоятельного изучения.

Формирование представления о художественном содержании и своеобразии произведения; тематике и проблематике художественного произведения, идейно-эмоциональном содержании произведения.

Использованная литература
1. Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Татарченко. М., 2005.
2. Анализ художественного текста: Лирическое произведение. Хрестоматия. / Сост. и прим. Д. М. Магомедовой, М., 2005.
3. Григорян Л. Г. Язык мой – друг мой. – М., Просвещение, 1976.
4. Кожинов В. В. Форма и содержание литературы // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 8. М., 1975.
5. Литература: Справочник абитуриента: М., 1998.
6. Мокиенко В. М. Образы русской речи. – ЛГУ, 1986.
7. Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
8. Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2005.
9. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2002.
10. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2000.
11. Хализев В. Е. Текст // Введение в литературоведение: основные понятия и термины. М., 1999.
12. Учебное пособие под редакцией В. Ф. Чертова. Слово. Образ. Смысл. – М., 2006.
13. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М., 1984.

Урок по литературе на тему "Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого — в музыке и живописи"

Цели и задачи урока: обобщить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года, формировать гражданское самосознание на примере содружества трех искусств: литературы, изобразительного искусства и музыки, развивать творческие способности обучающихся, учить их комплексному анализу текста.

Оборудование: портреты героев Отечественной войны 1812 года, слайды или репродукции картин: В. Верещагин "Бородинский бой", "Кутузов в день Бородинского сражения", "На большой дороге - отступление, бегство...", "Наполеон на Поклонной горе", А.Кившенко "Совет в Филях", Л.Пастернак "Расстрел поджигателей", Прянишников "Пленные воины французской армии в 1812 году, стихотворения А.С. Пушкина и Н. Языкова "Денис Давыдов".

Народ, по Л. Толстому, превращается в толпу и теряет чувство простоты, добра и правды, когда лишается исторической памяти, а значит, и всех культурных, нравственных традиций, которые вырабатываются тысячелетиями его истории. Проблема исторической памяти особенно полнозвучно должна звучать в наше нелегкое время, поэтому мы так и назвали наш урок «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Звучит музыкальный эпиграф к уроку — «Ария Кутузова» из оперы Прокофьева «Война и мир».
«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну, — говорит князь Андрей Болконский. — ...Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их и воровство для продовольствия армии: обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия — отсутствие свободы, т.е. дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство... Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много людей (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» (т. 3, ч. 3, гл. XXV).

Однако войну 1812 года Л.Н.Толстой видит войной освободительной, а это — святое дело, и устами того же князя Андрея автор говорит: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». Вглядимся в лица этих молодых тогда офицеров, генералов 1812 года. Какими они были, как донесли до нас черты этих героев портреты, выполненные кистью художников?

(Звучит «Батальное полотно» Б.Окуджавы; на экране слайды с портретов героев войны: М.Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Тормасов, А.Ермолов, Дохтуров, Коновницын, Дорохов, Милорадович, Н.Раевский, Д.Давыдов, А.Сеславин, А.Тучков. Рассказываю кратко о каждом из них.)

Почти все они были участниками Бородинского сражения. Все эти портреты выставлены в Военной галерее Эрмитажа. Это работы кисти Д. Доу. Многие герои позировали художнику: галерея создавалась по горячим следам войны. А теперь вернемся к роману «Война и мир» и поразмышляем.
– Почему Толстой показывает Бородино глазами совсем не военного Пьера Безухова?
– Какие чувства испытывает Пьер, глядя на Бородинскую панораму? (Т. 3, ч. 2, гл. XXХ.)
А вот перед нами панорама художника Рубо. Написана она была к 100-лет Бородинского сражения. Ее размеры 15 х 112,5 метра. Реставрирована панорама в 1962 году.
– Какое впечатление производит панорама?
Центром сражения стала батарея Раевского. Давайте перечитаем страницы романа, посвященные этому «семейному кружку» (т. 3, ч. 2, гл. ХХХ-ХХХН).
—Что чувствует Пьер, находясь на батарее Раевского? — Как относятся к нему солдаты на батарее? — Почему Толстой называет батарею «семейным кружком»?
– Что сплотило этих людей?
– Какие лица высвечивает Толстой и почему?
– Что значит этот «разгорающийся скрытый огонь» на лицах солдат, который разгорался и в Пьере?
– Как меняется бородинский пейзаж в конце сражения? Что хотел сказать автор
этим приемом?
– Что говорит Толстой об итогах Бородина? Почему русские не сделали последние усилия, чтобы разбить французов, а французы не стали наступать? (т. 3, ч. 3, гл. XXXIX.)
Итак, «прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой, Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель Наполеоновской Франции, на которую в первый под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника», — пишет Толстой
– А теперь посмотрим, созвучно ли описание сражения у Толстого картинам художников?

(На экране слайды с картин В.В.Верещагина «Бородинский бой», «Кутузов в день Бородинского сражения», «Конец Бородинского боя».)
– Как ведет себя народный полководец Кутузов во время сражения? (ГЛ. XXXV.)
— Каково главное отличие Кутузова от Наполеона, подмеченное художниками и автором романа «Война и мир»?

Итак, сражаться нет сил, но за спиной воинов Москва. (Звучит ария Кутузова «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов — Москва».) Прокофьев написал оперу «Война и мир» по мотивам романа Толстого. Вслушайтесь в арию Кутузова. В ней звучит и гордость за величавую матушку-Москву, в которую ни разу не ступала нога неприятеля, и боль за нее (ведь придется отдать, чтобы спасти Россию), и уверенность, что враг будет побежден.
– Легко ли Кутузов принимает решение об оставлении Москвы? (т. 3, ч. 3 IV.)
– Чьими глазами показывает нам Кутузова автор и почему?

(На экране слайд с картины А. Кившенко «Совет в Филях».)
– Чем созвучны картина Кившенко «Совет в Филях» и эпизод романа «Война и мир»?
«Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать, вся иностранец, глядя не нее и не зная ее материнского значения, должен чувствовать женственный характер этого города, и Наполеон чувствовал его».
– Каким мы увидели Наполеона на Поклонной горе? О чем думает он? (т. ч.3, гл. XIX.)
«Напрасно ждал Наполеон / Москвы коленопреклоненной / С ключами древнего Кремля. / Нет, не пошла Москва моя / К нему с повинной головою» (А.С.Пушкин).
– Посмотрим на картину В.В.Верещагина «Наполеон на Поклонной горе. Чем созвучна картина эпизоду романа "Война и мир»? Какой момент изобразил художник? О чем говорит поза завоевателя, его внешний вид, фон картины?
Война и завоеватель — две стороны медали. Верещагина особенно интересу ют фигуры великих завоевателей, окруженных ореолом славы и крови: от средневекового Тамерлана («Апофеоз войны») до Наполеона I... С 1887 по 1904 год художник работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Замысел его уже в самом начале был по-верещагински нетрадиционным. Задумав «показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа», он решает эту задачу не с позиций прославления «успехов русского оружия», а — глазами захватчика Наполеона Бонапарта. Авторское название серии этих картин — «Наполеон I в России».
Вот перед нами картина «Наполеон I на Бородинских высотах».
– Какие мысли вызывает она у нас? Чем созвучен образ завоевателя на картине Верещагина Наполеону из романа «Война и мир»?
– Чем отличается образ Наполеона на картинах «B покоренной Москве» и «В Петровском дворце в ожидании мира»?
Да, совсем недавно он, стоя на Поклонной горе и разглядывая эту богатую столицу у своих ног, мечтал, что принесет он «варварскому русскому народу», какими свободами, какой культурой облагодетельствует он эту дикую страну. Посмотрите, что принесли с собой французы: «Маршал Даву в Чудовом монастыре», так назвал свою картину Верещагин, в алтаре теперь рабочий кабинет маршала. Развалясь в кресле, он отдает свои распоряжения на фоне скорбных ликов русских православных икон. А вот другое полотно Верещагина. «В Успенском соборе». В храме французы устроили конюшню, лошади жуют сено. Вот такую культуру принесли враги.
Картина «Пожар Замоскворечья».

— Вспомните, какие чувства испытывают герои романа, глядя на пожар Москвы (т. 3,ч. З, гл. XXX).
Этот огонь вызвал пожар сопротивления русского народа. Перечитаем эпизоды о бесчинствах французов в Москве и остановимся на эпизоде «Расстрел поджигателей» (т. 4,ч. 1,гл. XI).
– Что чувствовал Пьер, глядя на казнь?
А вот перед нами картина Верещагина «Расстрел патриотов». Художник изобразил расстрел французами русских патриотов на фоне полуразрушенного храма. И снова скорбные лики святых смотрят со стен храма на проливающуюся кровь, на смерть и муки людей.
– Чем отличается иллюстрация к роману «Война и мир» Л. Пастернака «Расстрел поджигателей» от картины Верещагина? Какой смысл вложил каждый из художников в образы картин? Что каждый из них хотел подчеркнуть?
Итак, «период кампании 1812 года... доказал... что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом... Со времени пожара Смоленска началась война, не походящая ни на какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война — все это были отступления от правил»; «...и благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью» (т. 4, ч 3, гл. I).
И Толстой показывает этот народ в огромной массе мужиков перед Бородино и в партизанской войне, но вот лицо одного из них Толстой высвечивает особенно ярко — это Тихон Щербатый.
– Каким мы увидели Тихона Щербатого?
– Чем отличается герой картины Верещагина «Не замай - дай подойти» от Тихона?
– Какой смысл вложили Толстой и художник Верещагин в образы своих героев? Их было много, простых партизан. История донесла до нас имена некоторых и:
них. На экране портреты старостихи Василисы и других.

«Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение этого страшного орудия, которое, не спрашивая правил военного искусства, уничтожало французов, и ему принадлежит слава первого шага...»
Денис Давыдов. Это о нем Пушкин писал: «Певец-гусар, ты пел биваки, / Раздолье ухарских пиров / И грозную потеху драки, / И завитки своих усов».
На экране портрет Д.Давыдова.

Современник Д.Давыдова М.Дмитриев вспоминает: «Давыдов был нехорош собою; но умная живая физиономия, выразительные глаза с первого раза привлекали внимание в его пользу. Голос он имел пискливый; нос необыкновенно мал; росту был среднего, но сложен крепко и на коне, говорят, был как прикован к седлу. Наконец, он был черноволос».
Много в этот год кровавый,
В эту смертную борьбу,
У врага ты отнял славы,
Ты - боец чернокудрявый,
С белым локоном на лбу. Н. Языков
Денис Давыдов послужил прототипом Денисова в романе «Война и мир». Мы видели в романе двух командиров партизанских отрядов Денисова и Долохова.
– Чем же они отличаются? (По жестокому обращению с пленными, безрассудной храбрости Долохов напоминает партизана Сеславина.)
Верещагин писал: «Разве война имеет две стороны: одну приятную и развлекательную, и другую, некрасивую и отталкивающую? Существует лишь одна война, во время которой стараются заставить врага как можно больше потерять людей убитыми, ранеными и пленными, во время которой сильный бьет слабого до тех пор, пока слабый не запросит пощады».

Вот они, завоеватели, на картине Прянишникова «Пленные воины французской армии е 1812 году». Те, кто пытался принести свою культуру народу. Их вид не столько уже бравый, как в начале войны. Одетые в женские салопы, шали, жалкие и дрожащие, в окружении мужиков и баб с ружьями, вилами, дубинами. «Шарамыги» - так прозвали их русские крестьяне, от французских слов «шер» и «ами» (дорогой друг) «Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева — французского войска и иногда трясли это дерево» (т. 4, ч. 3, гл. II).
А вот картина Верещагина «На большой дороге — отступление, бегство...». На фоне великолепного зимнего пейзажа идут отступающие французские войска. Впереди император Наполеон. На нем уже не треугольная шляпа и серый походный сюртук... Верещагинский Наполеон в шубе и меховой шапке, трудно отличим от других окружающих его людей. Он - часть некоего единства, пришедшего грабить и убивать, жечь и кощунствовать. Вот она, «мировая идея войны». Над головой черные вороны. На первом плане занесенные трупы тех, кто уже никогда не увидит родной Франции, брошенные пушки, оружие...
Но полотна русских художников и роман «Война и мир» зовут в первую очередь не к мщению, они говорят о милосердии, о величии народа, о том, что человек на войне часто лишен права просить пощады, а еще чаще лишен права быть пощаженным. Поэтому так поражают нас слова Кутузова: «Вот что, братцы... И вдруг голос и выражение его лица изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно, что-то самое нужное желавший сообщить своим товарищам... — А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать? Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да вы все же дома; а они — видите, до чего они дошли, - сказал он, указывая на пленных. — Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?.. — А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом, им...» (т. 4, ч. 4, гл. VI).

На экране — храм Христа Спасителя.
Храм был построен на народные деньги в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Взорванный в 30-е годы нашего столетия, храм восстановлен сегодня, и сияет храм всеми своими главами, как символ возрождающейся России.

Открытый урок "Мой взгляд на стихотворение А.А. Ахматовой «Проводила друга до передней…»" (В творческой мастерской А.А. Ахматовой. 11-й класс)

Цели и задачи: познакомить с особенностями ранней ахматовской поэзии: психологизм, "говорящая" деталь, краткость, лаконизм изображения; формировать навыки самостоятельного анализа: анализируя стихотворение, учиться сопереживать героине, чувствовать ее боль, соотносить ее ощущения с собственными; развивать творческие способности обучающихся, внимание.

Оборудование: портрет А.А. Ахматовой, крупно напечатанный текст стихотворения или раздаточный материал (текст) на столах учащихся.

Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли.
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена. Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.

1913

1. Прочитаем стихотворение. Назовите предполагаемых участников события?
– Он и Она. Любовный поединок двух сердец, разлад.

2. Какие человеческие отношения легли в основу стихотворения?
– Расставание, одиночество и как следствие этого – боль. Любовь для Ахматовой почти всегда пытка: «Должен каждый на этой земле испытать любовную пытку».

3. Стихотворение – это всегда комплекс чувств. У. А. Ахматовой – особая концентрация чувства. Трудно, невозможно установить причину разрыва, как продолжится жизнь героини – трудно предположить. Есть ли традиционное начало и конец у стихотворения?
– Нет. Это словно страницы из романа жизни. Л. Гиппиус развала стихотворения А. Ахматовой «гейзерами» - чувство мгновенно вырывается из тепла молчания, вытекая более сильными или слабыми потоками.

4. Попробуем восстановить цепочку действий героини ?
– Проводила – постояла – брошена.

5. Перед нами пунктир событий, а внутри чувства. Переживал ли кто-нибудь такую ситуацию?
– Да. Сюжет стихотворения можно отнести ко многим людям. Передаются лишь сигналы без комментариев, читатель сам додумывает, заполняет пробелы собственными чувствами.

6. У А. Ахматовой почти всегда очень скупо передаются пейзаж, интерьер. Какие элементы пейзажа, интерьера фиксирует героиня?
– Передняя – колоколенка – трюмо.

7. Удивительное сочетание! Но это и не случайно. Героиня находится в состоянии любовного порыва, смятения, фиксирует самые значительные для нее окружения предметы. Как вы думаете, почему момент разлуки сопровождается «звуками колоколенки»?
– Все, что происходит с героиней – событие вселенского масштаба. Насколько всеобъемлющий характер приобретают чувства героини.

8. Очень часто в лирических произведениях употребляется инверсия (перестановка слов), но причины ее употребления разные. В данном случае:

С колоколенки соседней
Звуки важные текли

Назовите причину инверсии. Для этого попробуйте восстановить «правильный» порядок слов.
– С соседней колоколенки важные звуки текли. – Что теряется в таком прочтении?
– Теряется настроение, ведь чувства героини неуправляемы, сбивчивы, они вырываются спонтанно, путая даже речь.

9. Брошена! Придуманное слово –
Разве я цветок или письмо?

Что в этих словах героини слышится вам?
– Героиня горюет, страдает, даже иронизирует над собой, успокаивает себя.

10. Деталь у А. Ахматовой особенно важна. Она живет и действует рядом с героиней, отражая ее внутренний мир (вспомним колокольню). И здесь похожая ситуация: можно бросить письмо, выполнив долг перед родственниками, можно выбросить цветок, который потерял свежесть и красоту. А человек? Можно ли бросить человека?
– Нет, это слишком просто.
– Что означает слово «брошена» у героини?
– Одиночество, разлад с собой и миром, боль, потерю, женскую гордость.
– Целый поток чувств назван одним словом «брошена». Поэтому и называет героиня слово «брошена» - «придуманное слово», так как это слово не может передать всей гаммы чувств.

11. Процесс расставания – процесс сложный, но если это и происходит, какой силой духовной необходимо обладать, чтобы пройти через это. Перед нами, бесспорно, сильная, волевая личность. И все же…
Прокомментируем заключительный эпизод стихотворения:

А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.

– Любовное чувство передается с помощью немногочисленных деталей (как уже было замечено).
– Почему особое внимание уделено глазам?
– Глаза – зеркало души. Глаза – показатель внутреннего состояния человека.
– Какой взгляд?
– Суровый. Героиня борется с собой, хочет казаться сильной.
– А отчего трюмо «потемневшее»? Это показатель времени или чего-то другого?
– Скорей всего, это туманный взгляд героини от боли слез, одиночества. Ведь она – женщина. И как бы ей не хотелось быть сильной, она ждет тепла и любви.

- А теперь, ребята, давайте напишем сочинение-эссе, в котором попробуем выразить свое отношение к стихотворению А. А. Ахматовой «Проводила друга до передней…».

Итоги: обучающие цели – познакомить с особенностями ранней ахматовской поэзии: психологизм, «говорящая» деталь, краткость, лаконизм изображения. Но очень важна воспитательная цель: анализируя стихотворение, мы сопереживали героине, учились чувствовать ее боль, были внимательны к ее чувствам, соотнесли ее ощущения с собственными.

Философская лирика М.Ю. Лермонтова (в творческой мастерской поэта)

Для какой цели я родился?

М. Ю. Лермонтов

Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры.

Д. Андреев «Роза мира»

Цели и задачи:

  • обобщить знания о лирике М. Ю. Лермонтова и его лирическом герое,
  • попытаться разобраться в сложных и противоречивых взглядах поэта,
  • дать понятие философской лирики, понаблюдать за словом и стихосложием поэта,
  • воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, таблица «Пророк» Пушкина и Лермонтова, раздаточный материал; напечатанное стихотворение «Ангел», карта «Лермонтов», иллюстрация к стихотворению «Выхожу один я на дорогу», нарисованная ученицей, реферат «Религиозная философия или библейская символика», подготовленный ученицей 9 В класса к экзамену по литературе.

Звучит романс «Мне грустно и скучно…»

Стихотворение «1831 июня 11 дня». Читает ученица.

- Чего же искала душу поэта? Как он чувствовал мир? Что ищет его лирический герой? Всю свою сознательную жизнь М. Ю. Лермонтов задавал себе вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Мне было назначение высокое, потому что я чувствую в себе силы необъятные. Необъятные и бессмысленные, неприложимые ни к каким высоким целям».

- Мучительно размышлял поэт над вечными проблемами о добре и зле, о возможности самореализации талантливой личности, о способности общества создавать условия для такой самореализации. Поэтому все или почти все его произведения группируются вокруг одной темы – философской.

Трагические сомнения и упреки самому Творцу Вселенной в жестокости к людям не лишали его веры в светлый Высший Мир, в жизнь бесконечную, космическую, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом. Ощущение глубины, многослойности жизни высекало искры озарения в его сознании. Попытаемся и мы заглянуть в мир Лермонтова, побывав в творческой лаборатории поэта, попробуем разобраться в его сложных и противоречивых взглядах, насладиться поэзией, понаблюдаем за словом и стихосложением этого удивительного и загадочного поэта.

  1. «Ангел». (чтение наизусть заранее подготовленным учеником)

Анализ стихотворения.

Стихотворение состоит из 16 строк, из четырех четверостиший, каждое из которых – одно предложение, по смыслу самостоятельное и в то же время связанное с другими предложениями по принципу подобия и контраста. Нельзя не заметить, как это выражается графически, в пунктуации: в конце второй строки в каждой части – точка с запятой, в конце четвертой – точка.

Музыкальность, гармония подчеркиваются и порядком слов: стихотворение состоит из двусоставнывх предложений, порядок расположения главных членов в трех первых частях можно выразить схемой ( - =). И только для последнего четверостишия характерен обратный порядок (= -).

Что достигается благодаря этому? Усиливается контрастное противопоставление мира небесного (звуки небес, песни ангела) всему земному. Образ земли впервые возникает в сознании читателя в конце второго четверостишия: и хвала его непритворна была. Слово непритворна появляется так неожиданно, мы как бы спотыкаемся об него, оно звучит диссонансом по отношению к той мелодии, которая возникла в нашей душе.

Противопоставление контрастных образов земли и неба усиливается и тем, что слова-антонимы небо-земля занимают в стихотворении особое место: со слова небо (По небу…) начинается стихотворение, а слово земля заканчивается (…скучные песни земли).

Стихотворение «Ангел» было навеяно воспоминаниями о колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, так рано ушедшей из жизни… Это лермонтовское стихотворение было любимым стихотворением Б.Л. Пастернака, поэта, особенно чутко воспринимающего мир звуков, у которого тоже слово музыкой звучало…

Отвечая на вопрос «Какой мир, небесный или земной, ближе душе поэта?», учащиеся могут обратиться не только к стихотворению «Ангел», но и к другим произведениям Лермонтова.

Мы видим, что поэту, с его прозорливою душою, мир небесный, где звезда с звездою говорит, где звучит тихая песня ангела, был ближе, понятнее, чем мир земной, в котором душа его томится, желанием чудным полна, где жар души растрачен в пустыне

- Кто такой ангел?

- Посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым отроком, юношей.

- Какой мир, небесный или земной, ближе дуще поэта?

- Мы видим, что поэту с его прозорливой душою, мир небесный, где звезда с звездою говорит, где звучит тихая песня ангела, был ближе, понятнее, чем мир земной, в котором их душа томится желанием чудным полна, где жар души растрачен в пустыне


  1. А вот еще одно стихотворение «Молитва». (1839 г.) (чтение стихотворения и анализ заранее подготовленным учащимся)

  1. В стихотворении «Пророк» 1841 г. Речь идет о приобщении человека к тайнам бытия. Лермонтовский герой тщетно пытался «глаголом жечь сердца людей» (чтение стихотворения).

Анализ стихотворения:

(таблица «Пушкин - Лермонтов»)

Учитель: Пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, ибо сам он верен себе и «завету предвечного». Потому и достоинство пророка, подвергаемого поруганию ничтожествами, для автора несомненно.

- Чем интересна лексика? Почему привлечены слова: всеведение пророка, каменья, старцы, гласит, Вечный судия, в очах?

  1. Ученик читает наизусть стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» (1837 г.).

Зрелый Лермонтов, вопреки многим своим произведениям, в этом стихотворении утверждает гармонию и на земле и на небесах.

- Какое душевное состояние переживает лирический герой этого стихотворения?

- Какие строки являются главными в стихотворении? Как в них подчеркивается особая ценность слияния природой и вместе с тем – редкость и временность этого состояния души?

  1. «Выхожу один я на дорогу» (1841 г.). Читаем, анализируем (ученику заранее предлагалось ответить на вопрос «Какие особенности стихотворения мы можем заметить в нем?»).
  1. Ученицу Попову Лену заинтересовала философская лирика Лермонтова. И один из вопросов она «Религиозная философская или библейская символика» бы хотела нам сегодня осветить (ученица знакомит класс с разделом реферата).
  1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» написано в 1841 г. незадолго до гибели поэта. Россия в нем предстала во всей полноте своего духовного содержания. И хотя поэт говорит о «странной любви» к Родине, в том же 1841 году он пишет: «У России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем».

- Давайте послушаем это стихотворение. Мне кажется, мы можем ответить на вопрос: какова была миссия поэта Лермонтова?

- Для служения Отчизне. Да, пока будут рождаться поэты, будет Россия, а уж народ… Постоим мы головою за Родину свою.

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-эссе «Каким я увидел Лермонтова и его лирического героя на уроке», используя текст (раздаточный материал-подсказку) и материалы урока.

Он был источник дерзновенный,
С чистейшим привкусом беды,
Необходимый для вселенной
Глоток живительной воды.

Я. Смеляков. "Михаил Лермонтов".

- А закончить урок мне хочется стихотворением Т. Шевченко «Мне кажется, но сам не знаю», которое очень совпадает с темой нашего урока.

Где же ты, пророк, что сделался святым,
Великомученик? Ты с нами,
Ты присносущий, всюду с нами
Витаешь Ангелом святым,
Ты с нами говоришь, не споря,
Тихонько, тихо… про любовь,
Про бесталанную, про горе,
Или про Бога и про море,
Про даром пролитую кровь
На плахах злыми палачами.
Заплачешь горько перед нами –
И мы заплачем… Ведь жива –
Душа поэта - и, святая,
Она горит в его речах,
И мы, читая, оживаем
И слышим Бога в небесах.