Фантастический и реальный мир сказок. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Проследить путь постижения жизни через сказки (реальное - фантастическое).
  • Познакомить ребят с западноевропейскими мифами и сопоставить их со славянской мифологией.
  • Сопоставить классические образы литературных произведений разных авторов: сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка», драмы А.С.Пушкина «Русалка», стихотворения М.Ю.Лермонтова «Русалка»(«Ундина»), Н.В.Гоголя «Майская ночь…» со сказкой писателя-сибиряка (Иркутского сказочника Василия Стародумова «Донюшка».
  • Постичь силу и роль изобразительного искусства. Знакомство с картинами Куинджи «Ночь на Днепре», Крамского «Русалки».
  • Развить творческие способности ребят – пятиклассников (кукольный театр, декламация стихов наизусть).

Оборудование:

    • Картины известных художников Куинджи, Крамского и др.
    • Произведения Г.Х. Андерсена, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, В.Я.Стародумова.
    • Портреты вышеперечисленных писателей.
    • Кукольный театр.

Музыкальное оформление: музыка М.И.Глинки, украинские народные напевы, музыка русских народных инструментов. Рисунки ребят на рассматриваемые произведения.

ХОД УРОКА.

Звучит «Вальс – фантазия» М.И.Глинки.

1. Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем своё детство как волшебный сон. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Уже в раннем детстве мы многое понимаем. Это время, когда маленький человек вдруг впервые осознаёт, что он смертен. И открытие это ужасает!

Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаём о смерти Русалочки (Г.Х.Андерсен), как жаль, что растаяла Донюшка (В.Стародумов), жалко и дочку мельника, которая превратилась в русалку, жалко и её отца, думающего, что он ворон.

Так через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы из реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: «Что такое сказка? Настоящая сказка?» Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Об этом – о связи фантастического и реального в литературных произведениях- и пойдёт речь на уроке. И конечно же, любая литературная сказка связана с фольклором.

Сегодня на уроке над нами будет витать фантазия. Она уже пришла к нам в звуках «Вальса – фантазии» М.Глинки, который вы только что услышали.

- А что такое фантазия?

2. Беседа с обучающимися, в результате которой в тетрадях появляется запись: фантазия

  • способность к творческому воображению, нечто неправдоподобное; фантастический
  • волшебный, причудливый, совершенно неправдоподобный.

- А что такое реальный мир?

Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот Мы открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, рыб и русалок. Нашли в дневнике засушенный цветок – оказались в мире воспоминаний и мечтаний.

3.ЧТЕЦ:

Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран,
И мир опять предстанет странным
Окутанным в цветной туман.

4.Открываем закрытую ранее часть доски, на которой - даты рождения и портреты

Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Андерсена Г.Х., Стародумова В.Я.

Перед вами портреты известных вам писателей, они сумели соединить казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

М.Ю.Лермонтов в 1836 году написал стихотворение «Русалка». Оно имеет непосредственное отношение к нашему уроку.

5. ЧТЕЦ. (декламируются стихи М.Лермонтова «Русалка» («Ундина»)

6. А теперь послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира Г.К.Андерсене.

(Рассказывает ученик)

Ханс Кристиан Андерсен родился в старинном датском городке Оденсе, в семье сапожника. Семья была бедной, но всё для маленького Андерсена превращалось в чудо. В 14 лет он хотел стать актёром, но актёра из него не получилось, зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре. В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия.

Но из него вышел прекрасный сказочник. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет.

7. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сказочники очень многое взяли из фольклора – мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре г. Харлема, занималась ткачеством, и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. Рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

8. .Беседа по сказке «Русалочка»

Вопросы классу: Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру?

9. СЛОВО УЧИТЕЛЯ с одновременным рассмотрением иллюстрации «Русалка в Копенгагене»

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалочка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

У разных народов существуют похожие мифы. Мы рассмотрели произведения, в основе которых лежат западноевропейские мифы, но они очень схожи со славянскими мифами..

10. Вспомним Николая Васильевича Гоголя и его знаменитую «Майскую ночь или Утопленницу», о чём это произведение?

Сопоставим его с неоконченной драмой Александра Сергеевича Пушкина «Русалка».

В основе обоих этих произведений лежат мифы славян. Действие происходит на

Украине или, как её называли в 19 веке, Малороссии. К слову сказать А.С.Пушкин в своих произведениях частенько изображал Украину, ровно как и Н.В.Гоголь.

11. Чтобы лучше себе представить события, давайте рассмотрим репродукции картин русских художников Куинджи «Ночь на Днепре», Крамского «Русалки» и послушаем

Мелодии.

(Под музыку украинских напевов ребята рассматривают репродукции названных картин).

12. Беседа по произведению А.Пушкина «Русалка»

Вопросы классу: Почему дочь мельника утопилась в Днепре? Что чувствует князь, узнав об этом? Что произошло с мельником, когда он узнал о гибели дочери? Виноват ли мельник в том, что произошло? Почему князь бросает свою любимую? Что ему мешает жениться на ней? Чем нанёс князь обиду девушке? Сравните поведение дочери мельника в начале и в конце драмы. Похожи ли русаки на людей?

Вывод: Люди наделили фантастические существа своим характером.

13. Показ отрывка из этого произведения в постановке кукольного театра силами учащихся пятого класса.

14. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Много лет в г. Иркутске жил настоящий сказочник Василий Стародумов, совсем недавно закончил он свой жизненный путь. При жизни он очень напоминал сказочного персонажа – лесовичка, вот и сказки у него всё были лесные,

про животных да про обитателей дна озера Байкал. Одна из таких сказок называется «Донюшка»(Байкальская сказка). Вот послушайте.

15. Театрализованное исполнении сказки в народном стиле сказителя-скачочника.

16. Обсуждение сказки «Донюшка»

А) Наблюдения над словом писателя.

Слова-диалекты, непонятные слова.

Происхождение названия рыбки. ГОЛОМЯНКА- образовалось от древнерусского слова голомень – бездонные места, глубокие участки моря, производное от более древнего ГОЛОМЯ – открытое море; удалённый от берега участок озера.

Голомянка – байкальская рыбка, которая всегда держится в голомени, на большой глубине. Рыба была названа русскими ещё в 17 веке. Ложным является мнение о происхождении названия от русского слова голый и мясо, хотя есть объективные предпосылки для этого – тело рыбы лишено чешуи, оно покрыто розовой с перламутровыми отсветами кожицей, через которую просвечивает мясо, позвонки, потроха.

Русское население байкальских деревень издавна занималось сбором голомянки, выброшенной на берега после шторма. Из неё крестьяне вытапливали жир(тело её состоит на 25-45% из жира) и употребляли его для лечения болезней, смазывали обувь, утварь.

Голомянка – живородящая рыбка.

БАЙКАЛ – БАЙ – ГАЛ (Стоящий огонь) Сначала не было моря, а была земля, на которой вдруг образовался сплошной огонь, огнедышащая гора, она провалилась- и стало море, превратилась в воду.

РОДОДЕНДРОН – багульник.

ГОЛЬЦЫ – горные хребты.

Б) Сопоставление сказки с другими, упомянутыми ранее произведениями.

17. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Все истории, о которых мы сегодня говорили оканчиваются печально.

То, что происходит с русалками, может произойти и с людьми. Они мучаются , страдают от того, что их не любят, что мир бывает жесток. И хотя нам грустно и горько, но всё же как прекрасно, что существует такая любовь, и люди верят в неё. Без веры нельзя. Так переплетается фантастическое и реальное.

18. РАССКАЗ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА:

Когда-то очень давно, ещё до принятия Христианства, то есть до 988 года, сСлавяне поклонялись многим Богам. По преданиям наших предков Вселенная состояла из трёх ярусов: на небе жили высокие боги (Перун,Белобог, Хорс, Сварог и др), земля была отдана духам природы – домовым, лешим, русалкам. Под землёй обитали злые демоны (Бесы, черти и др).

Праздники на Руси были связаны с этими преданиями. Так, например, вся неделя после Пасхи носила название Русальной, была посвящена поминовению усопших предков и расцвету весенней растительности. Девушки шли в лес, водили хороводы. Считалось, что с ними празднуют и русалки. Мужчинам запрещалось ходить в это время в лес, так как русалки могли погубить их.

19. Под музыку русских народных инструментов ученики и гости урока рассматривают рисунки ребят, посвящённые произведениям, звучавшим на уроке.