Физико-литературный брейн-ринг "Я познаю науки"

Разделы: Физика, Литература, Внеклассная работа


Цели: закрепить знания обучающихся по изученным темам, научить их применять знания в нестандартных ситуациях; способствовать развитию интереса к предмету, воспитывать у учащихся уважение к мнению и выбору другого человека; развитие внимания, воображения, рефлексии, способности к анализу.

Методическое оснащение: кабинет оформлен под литературную гостиную, плакат с названием, на доске пронумерованы портреты ученых и знаменитых людей, черный ящик, измерительные приборы.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости я сегодня пригласила вас в кабинет физики для участия в игре, которая называется физико-литературный брейн-ринг “Я познаю науки”. Как сказал известный ученый, составитель книг по занимательной физике Я.И. Перельман: “На уроках физики игра приобретает особенно большое значение не столько для друзей физики, сколько для её недругов, которых важно не приневоливать, а приохотить к учению”.

Сегодня и мне хочется заинтересовать вас моим любимым предметом.

Разрешите представить вам команды участников:

Лирики (учащиеся групп поваров), физики (учащиеся групп сварщиков), а также уважаемых экспертов:

Игра состоит из 6 этапов.

  1. Разминка.
  2. Экспериментальный.
  3. Знаменитые люди.
  4. Задачи по загадкам.
  5. “И физика и лирика”.
  6. “Черный ящик”.

Внимание начинаем.

1 этап: Разминка (команды выбирают номера вопросов заранее, каждый вопрос 1 балл).

  1. Если я скажу, что температура воздуха на улице 300К. Что это зима или лето? (Лето)
  2. Десятичная приставка, означающая тысячное увеличение исходной величины. (Кило)
  3. И количество теплоты и работа, и энергия выражаются этих единицах. (Дж.)
  4. Вещества в этом состоянии мало сжимаемы, достаточно плотны, легко текут (жидкости).
  5. Наивысшая степень холода, при которой прекращается движение молекул. (0К).
  6. Какой металл самый легкоплавкий. (Ртуть)
  7. Упрощенная модель газа, в которой взаимодействие молекул не учитывается. (Идеальный газ)
  8. Если она увеличивается, то человек болеет. (Температура)
  9. Греет ли вуаль женской шляпки? (Нет, она сохраняет тепло)
  10. Какой металл, в древности, называли небесным? (Железо)
  11. Сегодня 12 ночи идет дождь. Можно ли утверждать, что через двое суток будет ясная, солнечная погода? (Нет, будет ночь).
  12. Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния “крутое” 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц. (4 мин).

2 этап: Экспериментальный (3 балла).

Собрать электрическую цепь по схеме, определить цену деления вольтметра и амперметра и измерить сопротивление цепи.

Конкурс болельщиков

Предметы и аналоги.

Ведущий: я называю сказочные предметы, а вы их современные аналоги.

  1. Дудка-самогудка (магнитофон, радио).
  2. Волшебное колечко (компас не дает заблудиться).
  3. Топоры-саморубы (электрическая пила).
  4. Печка без коня у Емели (машина).
  5. Волшебная палочка (пульт управления)
  6. Ступа Бабы Яги (самолет – вертолет)
  7. Яблочко на тарелочке (телевизор)
  8. Сапоги-скороходы (автомобиль).
  9. Скатерть-самобранка (столовая, ресторан).
  10. Ковер-самолет (самолет, вертолет).

3 этап: Знаменитые люди (каждое задание 3 балла).

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.
  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в городе Пиза

Ответ: Итальянский ученый Галилео Галилей.

  1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
  3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
  5. По легенде, ему принадлежит возглас: “Эврика!”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием

Ответ: Архимед.

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако, выбор пал на него.
  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба
  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!”.

Ответ: Ю.А.Гагарин.

  1. Физик, математик, астроном. Он исследовал важные свойства света. Ученый, единственной музой для которого была наука.
  2. Опираясь на труды своих предшественников, он открыл три основных закона движения тел и закон всемирного тяготения.

Ответ: Ньютон.

  1. В детстве он ходил с отцом в дальние плавания – к Новой Земле и Шпицбергену. Учился в германии, Был рекрутом в гвардии короля Фридриха Вильгельма 1, но сумел сбежать и вернуться на Родину.
  2. Он создал химическую лабораторию, имел мастерскую, в которой изготавливал мозаичные картины из цветного стекла.
  3. Он является основоположником молекулярно – кинетической теории строения вещества.

Ответ: М.В. Ломоносов.

Конкурс болельщиков

Перевертыши.

Ведущий: Предлагаю вам вспомнить поговорки, используя перевертыши.

1. Громче пара – выше леса. (Тише воды – ниже травы)

2. Гладь дерево - пока холодно. (Куй железо пока горячо)

3. Представился рыжим – вылезай из кабины. (Назвался груздем – полезай в кузов).

4. Плоха вилка на завтрак. (Хороша ложка к обеду)

5. Тащится, как колбаса в воде. (Катается, как сыр в масле)

6. Яйца весной не считают. (Цыплят по осени считают)

7. Не всегда в математике сахар. (Только в физике соль).

4 этап: Задачи по загадкам (1 балл за загадку и 3 балла за ответ)

1. Всем поведает, хоть и без языка. Когда будет ясно, а когда – облака.

Ответ: барометр.

Что измеряет барометр?

Ответ: Атмосферное давление.

2. Попутчица за мною ходит вслед. Мне от нее ни зла, ни пользы нет.

Ответ: Тень.

Что говорит тень о распространении света?

Ответ: Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

3. Дерево даешь, съедает, от воды же умирает

Ответ: Огонь

Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня?

Ответ: Теплопроводность, излучение

4. Чудо-птица, алый хвост. Полетела в стаю звезд. Что это?

Ответ: Ракета.

Какой ученый разработал проект летательного аппарата- ракеты?

Ответ: Циолковский

5. Летит орлица по синему небу. Крылья распластала. Солнышко застлала.

Ответ: Туча.

6. День и ночь стоит на крыше. Этот чудо-постовой. Все увидит, все услышит, Всем поделится со мной.

Ответ: Антенна.

7. Не зная броду, лезу смело в воду.

Ответ: Корабль.

Как изменится посадка корабля при переходе из пресной воды в море?

Ответ: Уменьшится, т.к. увеличивается плотность воды и выталкивающая сила.

5 этап: “И физика и лирика”. (1 бал)

1. Из романа “Евгений Онегин”

Татьяна пред окном стояла,
На стекла влажные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О. да Е.

Какое физическое явление при этом происходило?

Ответ: Конденсация пара.

2. Из стихотворения “Анчар”.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню, растопясь от зноя,
И застывает к вечеру
Густой прозрачною смолою.

О каких физических явлениях идет речь?

Ответ: Плавление и отвердевание.

3. Из романа “Евгений Онегин”.

Но чай несут девицы чинно
Едва за блюдечко взялись…

Почему намеревались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек?

Ответ: Из блюдечек интенсивнее испарение, так как площадь больше, а значит охлаждение быстрее.

6 этап “Черный ящик” (2 балла)

Ведущий. В “черном ящике” - физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело? Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругость газов.
  2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.
  5. По нему плакала Таня

Ответ: Мяч.

Ведущий:

Наш физико-литературный брейн-ринг подошел к концу, я надеюсь и физики, и лирики узнали что-то новое, посмотрели друг на друга и себя показали с самой хорошей стороны. Уважаемые эксперты подведут итоги, даем им слово.

До новых встреч!

Список литературы

  1. Петрухина М.А. Физика. Нестандартные занятия, внеурочные мероприятия. В., Учитель, 2007.
  2. Аганов Л.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас. М.: Дом педагогики, 1998.
  3. Алексеева М.А. Физика - юным. М.: Просвещение, 1980.
  4. Энциклопедия для детей. Физика. Ч.I/М.: Аванта плюс, 1999.
  5. Блудов М.И. Беседы по физике. М.: Просвещение, 1985