Цели: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений осознанно читать и анализировать текст; обеспечить развитие монологической и диалогической речи; развивать умение анализировать и обобщать; содействовать сохранению здоровья учащихся.
Предметные результаты | Метапредметные результаты и деятельность учащихся |
Научатся называть фамилию автора и название произведения; читать плавно по слогам или целыми словами; будут стремиться к осознанному, выразительному чтению. | Познавательные: - развивать монологическую речь; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; - формировать умения ориентироваться на страницах учебника, понимать приведённые в нём условные обозначения, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме; - производить сравнение и обобщение объектов. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Коммуникативные: - формировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; - в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи. Личностные: - оценивать результат собственной деятельности; - осознать уровень собственной успешности при изучении данной темы; - учиться приемам сохранения здоровья. |
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
Оборудование: УМК “Начальная школа XXI века”: “Букварь. Часть вторая”, 1 класс, Л.Е. Журова, А.О.Евдокимова; “Вентана-Граф”, Москва, 2011 год - 20 шт., мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока.
Использование технологий: проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.
Задачи педагога: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать уважительное отношение к человеку; развивать эмоциональную сферу, логическое и творческое мышление учащихся; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; формировать нравственные понятия: “добро - зло”, “труд – лень”.
Этапы урока | Ход урока (деятельность учителя и учащихся) | Формирование универсальных учебных действий |
1. Организационный момент.
Психологический настрой на урок. Беседа о прочитанных в семье книгах. |
“Поделись улыбкою своей, и она к тебе не
раз ещё вернётся!..” (Слушание песни “Улыбка” М. Пляцковского и В. Шаинского из мультфильма “Крошка Енот”) “Всем лучшим во мне я обязан книгам...” (М.Горький) - Какие мысли вызывают у вас эти слова? - Какие книги читали накануне вечером в семье? Кто читал с вами? Что особенно поразило вас в прочитанном? Какую книгу порекомендуете прочитать одноклассникам? |
Личностные: готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность; повышение уровня мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: владеть речью в соответствии с нормами русского языка; формулировать собственное мнение; сотрудничество; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации. Познавательные: постановка и решение проблемы: формулирование проблемы. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
2.Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний. | - Я вам тоже порекомендую сейчас
вспомнить две известные детские книги...Они очень
весёлые, и написал их очень весёлый детский
писатель...Вот шляпа...Она умеет двигаться!.. А вот
тарелка с кашей... Я отдаю её нашему Мише!..
Догадались, о каких рассказах идёт речь? (“Живая
шляпа”, “Мишкина каша”). - А вот портрет писателя Николая Николаевича Носова...Что можете сказать о нём? (Весёлый. Улыбчивый. Глаза добрые. Хитро прищурился, будто хочет удивить нас очередным юмористическим рассказом.) (Показ презентации о творчестве Н.Носова) (Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.) Обсуждение просмотренной презентации; беседа о книгах Н. Носова – знакомых и тех, что непременно следует прочитать. |
|
3.Физкультминутка на массажных ковриках. Формулирование учащимися темы урока. | - Представьте, что мы шагаем вверх по ступенькам и считаем до десяти...(Счёт хором и ходьба на ковриках без обуви). – А теперь прыгаем вниз по ступенькам и так же считаем... (Прыжки и обратный счёт от 10). – Повернитесь на ковриках друг к другу...Посоветуйтесь... Свяжите фамилию писателя с нашей физкультминуткой...Назовите рассказ, над которым мы сегодня будем работать... (“Ступеньки”). | Личностные: духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному организму, к здоровому образу жизни. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. |
4.Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом Н.Н. Носова “Ступеньки”. | Выразительное чтение рассказа
учителем. (Смена динамических поз по методике В. Базарного. Часть учащихся работает за конторками.) После слушания учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями, планируют возможные варианты работы с текстом на следующих этапах урока. |
Коммуникативные: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. Регулятивные: целеполагание; развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней; вырабатывать способность различать способ и результат действия; в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи. Познавательные: постановка и решение проблемы; самостоятельное выделение познавательной цели. Коммуникативные: сотрудничество. Личностные: учиться приемам сохранения здоровья. Коммуникативные: сотрудничество. Регулятивные: прогнозирование, развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней. Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: сотрудничество. |
5. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. Моделирование обложки книги. | Работа в парах. - Положите перед собой листочки бумаги, возьмите ручки. Работайте в парах с комментированием. Проверка выполнения работы. (Автор произведения: Н.Н. Носов. Его фамилию мы запишем в верхней части листа. Название произведения – “Ступеньки”. Запишем название произведения внизу. Выбираем прямоугольник, так как это рассказ. Закрашиваем жёлтым цветом, так как рассказ о детях). - Сверьте свою работу с образцом. Поднимите вверх ваши модели, покажите ребятам и мне, что у вас получилось...Молодцы! |
|
6. Физкультминутка (комбинированная). | ||
7.Закрепление знаний. | А) Методика зрительно-координационных
упражнений: работа с офтальмотренажером
В.Базарного. Б) Методика сенсорно-координаторных упражнений: “Четыре угла” (Дети свободно перемещаются по классу и ищут карточки с числами, которые встречаются в рассказе Н.Носова). Чтение рассказа по ролям хорошо читающими учениками. Беседа по вопросам к тексту (с. 60) с остальными учащимися. Работа в группах с деформированным планом текста. -Восстановите правильную последовательность событий. Поставьте цифры. • Ну, чего ты остановился? • А я уже считать умею! • Ну-ка, лучше снова начнём сначала. • Может быть двадцать пять? • Хорошо, что лестница кончилась... • - А дальше шесть, - сказала мама. - Выберите половицу, которую можно сделать названием рассказа Н. Носова “Ступеньки”. • Терпенье и труд всё перетрут. • Глаза страшатся, а руки делают. • Умел начать, сумей и закончить. Проверка выполнения заданий группами. - Вы очень хорошо, дружно потрудились! Вот вам пословица за это (на экране): “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!” |
|
8.Физкультминутка “Среди берёз”. | - Устали?.. Давайте “убежим” с урока в
берёзовую рощу - подойдем к экологическому панно.
(Экологическое панно используется для
расширения зрительных горизонтов и развития
воображения детей.) - Скажите, все ли слова, прикреплённые к стволам берёзок, соответствуют содержанию рассказа? (Петя, лестница, папа, Валя, школа, одиннадцать). Найдите “лишние”, объясните. - Почему два слова написаны с заглавных букв? - В чём особенность правописания слова “одиннадцать”? |
Личностные: учиться приемам сохранения здоровья. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, овладевать диалогической формой коммуникации; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Личностные: духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к собственному настроению и настроению окружающих. |
9.Итог урока.
10. Рефлексия. |
Как вы думаете, мы успешно решили
поставленные задачи? – Продолжи предложения (на экране): Сегодня на уроке я повторил (а)... Я учился (училась)... Для меня оказалась полезной информация о ... “Ступеньки к знаниям”: учащиеся под музыку В. Шаинского к песне “Чему учат в школе” прикрепляют значки своей успешности (комфортности) к ступенькам (этапам) урока. |