Тип урока: урок обобщения изученного по теме «Фольклор».
Технологии: интегративная, игровая; методы: погружения, проектов.
Элементы содержания:
Неисчерпаемая народная мудрость и эстетическое богатство русского фольклора. Художественные особенности сказок и загадок. Занимательность и юмор детского фольклора. Афористичность малых фольклорных жанров; вариативность фольклора. Связь авторского искусства с народным.
Виды учебной деятельности. Рецептивная: слушание аудиозаписи; репродуктивная: повторение, обобщение изученного, ответы на вопросы; исследовательская: сопоставление различных фольклорных жанров, анализ художественных средств; творческая: создание «сказки о сказочнике», описание картин.
Межпредметные связи. Русский язык: лексическая и орфографическая работа. Музыка: исполнение хоровой песни. ИЗО: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, русским костюмом, творчеством В.М. Васнецова.
Оборудование. Русский костюм – для учителя, ширма, сшитые вместе с детьми печатные куклы Крошечка-Хаврошечка и кот Баюн; иллюстрации к русским народным сказкам, созданные пятиклассниками; аудиозаписи произведений детского фольклора; портрет В.М. Васнецова и репродукции его картин: «Несмеяна-царевна», «Три царевны подземного царства», «Сивка-Бурка», «Кощей Бессмертный».
Кабинет украшен предметами крестьянского
обихода, произведениями народных промыслов,
выставкой ученических работ, сделанных в
традициях народных мастеров.
Закрытые створки доски соединены символическим
«замком».
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя
– Все взрослые когда-то были детьми. И говорят
об этом так: «Все мы родом из детства». А культура
любого народа произрастает из его фольклора.
Поэтому мы и назовем наш урок так: «Фольклор –
детство нашей культуры». Сегодня мы погрузимся в
мир русского народного творчества. В этом мире
нас, как настоящих сказочных героев, ожидают
испытания. Все их преодолеем, и узнаем тайну, что
скрыта за этим тяжелым замком.
А помогут нам наши гости. Я даже принарядилась,
чтобы их встретить. Встречайте, только не
шумите, гостей не спугните.
II. На ширме появляются перчаточные куклы, управляемые и озвучиваемые cтаршеклассниками.
Крошечка-Хаврошечка. Ой, сколько ребят!
Кот Баюн. Да, столько читателей! Наверное, все сказки перечитали.
Крошечка-Хаврошечка. А коли так, отгадайте, из какой я сказки. Видите, какая я маленькая? Зато удаленькая. Мне мачеха трудную работу задает, а я со всем справляюсь. Правда, помогает мне моя коровушка. Я в одно ушко влезу, из другого вылезу – работа сделана. Как меня зовут? (Крошечка-Хаврошечка)
– Ах, ребята, как мне приятно, что я такая известная.
Кот Баюн. А я – кот Баюн, говорящий,
значит. В старину «баить» значило «говорить». Я и
сказки сказываю, и байки сочиняю… Со мной не
соскучитесь. Вот сейчас попытаю вас, сколь язык у
вас гибок. Я вот своим даже умываюсь…
Кто сумеет без запинки прочесть скороговорки?
III. Чтение скороговорок, записанных на доске
- Около колодца кольцо не найдется.
- Ткет ткач ткани на платок Тане.
- Все бобры для бобрят добры.
Кот Баюн. А следующее испытание гибкость ума проверит. Не робейте, вам оно понравится. Кто же не любит загадки!
Крошечка-Хаврошечка. Я этот жанр очень люблю!
IV. Загадки
Все «отгадки» – предметы народного обихода – расставлены на учительском столе.
Жил Кирилл –
Людей кормил.
А как разбился –
Под плетнем очутился. (Глиняный горшок)Сама гола,
А рубашка внутри. (Свеча)Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковш и ведро)Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки и тарелка)Никогда не ест,
А только пьет;
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)Серебряное донце,
Золотое веретенце. (Прялка)
– На каком художественном приеме построены загадки? (На метафоре)
V. Крошечка-Хаврошечка. А теперь
послушаем запись, сделанную в нашей деревне
фольклористами. Назовите, произведения каких
жанров прозвучали.
(Слушание и определение считалки, загадки)
VI. – А теперь посмотрим, как вы грамотой владеете. Проведем конкурс «Грамотей». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в пословицы, записанные на доске.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Сплеча да сгоряча (не)добудешь калача.
– Какой темой объединены пословицы? (Они прославляют труд, порицают лень)
Крошечка-Хаврошечка. Верно, ребята. Пора и мне потрудиться. Пойду мою коровушку доить.
Кот Баюн. А мне молочка нальешь?
Крошечка-Хаврошечка. Налью, налью.
Кот Баюн. Тогда и я побежал. А вы не скучайте, «пятерки» получайте.
Учитель. Куклы еще не раз придут в этом году к нам на урок литературы. А сейчас надо нам подняться да размяться.
Физкультминутка – игровой хоровод «Змейка» между рядами парт.
Учитель и ученики поют.
Вил я, вил я капусточку, да,
Завивался витой кочешок.
Пала, пала порошица, да,
На ту землю на талую, да,
На траву ли на муравую,
На любимую капусточку.Уж я улкой шла,
Переулком шла,
В переулочек зашла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется,
Клубок катится,
Нитка доле, доле, доле,
Клубок боле, боле, боле,
Я за ниточку бралась –
Тонка нитка порвалась.
VIII. – Стоило нам отвлечься, стряслась в нашем сказочном царстве беда – потерялись иллюстрации. Кто их правильно назовет и к месту определит?
(Ученики называют, к каким сказкам относятся
рисунки, и распределяют сказки по 3-м группам:
– волшебные;
– бытовые;
– о животных).
IX. – На урок к нам пришел настоящий сказитель, как в старину говорили, бахарь. Послушаем его.
Заранее подготовленный пятиклассник рассказывает «Сказку о сказочнике».
– В нашем царстве, в российском государстве
полтора века назад жил-был художник Виктор
Васнецов, сын Михайлов.
В деревне он рос, где домов всего десять и стояло.
Братьев в семье было шестеро, и на всех одни
валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день по
улице да по лесу босиком бегать можно. А зимой все
больше на печи сидели да сказки слушали. День
короткий, вечера длинные да темные; зажгут
лучинку – палочка тонкая деревянная – она горит,
потрескивает, огонек маленький колеблется из
стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят…
Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит:
не то Кащей, не то Баба-Яга…
Долго ли, коротко ли взрослел добрый молодец и
отправился в Петербург, в Академию, учиться на
художника.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело
делается. Непросто давалось учение мудреное. Все
терпел добрый молодец: и нужду, и голод, но учился
и работал. Читал много про старину русскую, в
музеи ходил, смотрел.
А как переехал в Москву златоглавую – красота
нашей древней столицы навсегда его сердце
полонила.
И ожили русские народные сказки под кистью его
чудесной, за что и прозывается он «сказочник
русской живописи».
X. Беседа по репродукциям картин В.М. Васнецова
– Как зовут сказочную героиню, изображенную
художником?
Сказка о ней говорит так: «Красовалась в царских
палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему.
Какое ей было житье, какое приволье! Всего много,
все есть, чего душа хочет, а никогда она не
улыбалась». Как ее имя? (Несмеяна-царевна)
– А на этой картине царь Кащей Василису
Премудрую угрозами заставляет быть его женой. А
кем он приходится ей в сказке, которую мы читали
по хрестоматии? (Отцом)
– Почему у сказки «Царевна-лягушка» есть
множество вариантов? (Вариативность фольклора
– результат коллективного творчества, передачи
«из уст в уста».)
– Перед вами картина, которая называется «Три
царевны подземного царства». Почему на полотне
три героини? (В сказках часто встречается число
3. Оно считалось магическим).
– А в этой сказке говорится: «Царь построил терем
в двенадцать венцов. Посадил дочь наверху и
сказал: «Кто до моей дочери на коне доскачет, тот
и будет ей жених». Конь бежит, земля дрожит… как
скакнул, так на все двенадцать венцов!»
– Как называется сказка? Возможно ли такое в
реальной жизни? Назовите художественный прием. (Венец
– звено из 4-х бревен. В реальности невозможен
скачок на высоту 48 бревен. В сказке «Сивка-Бурка»
используется гипербола).
XI. Выводы, обобщения, подведение итогов урока
– Со всеми заданиями ребята справились. Распахнитесь, волшебные двери!
(Учитель раскрывает створки доски. На ее центральной части нарисовано символическое Древо.)
– Как называется этот народный орнамент? (Древо
жизни)
– Вот оно, вечно живое и цветущее древо русского
фольклора. Все есть в нем:
– мудрость;
– красота;
– богатство;
– многообразие.
(Соответствующие слова написаны на «листочках» «древа»).
И произросли на этом древе плоды – все плоды искусства:
– живопись;
– музыка;
– литература.
(Эти слова написаны на «яблочках»)
Пусть вечно живет это древо, хоть ему много-много веков! Пусть процветает неувядающая народная культура!
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра, началом которого является фраза: «Мы любим и ценим фольклор, потому что…»
– Тут уроку конец, кто работал молодец.
Библиография
- Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов – М: Белый город.
- Загадки русского народа – М: Современный писатель, 1995.
- Казиева М.В. Сказка в русской живописи – М: Белый город, 2008.
- Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов Н/Д: Феникс, 2004.
- Народные русские сказки. Из сб-ка А.Н. Афанасьева – М: Правда, 1982.
- Рабочая программа по литературе. 5-9 классы. Методическое пособие/ Сост. Г.М. Вялкова, под ред. Л.Н. Савиной – М:Планета,2011.
- Синицина Е.И. Веселые загадки – М: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.